Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English Српска
ПРАВОСЛАВИЕ.RU Православный Церковный календарь
Православный Церковный календарь 2019

Пятидесятница
Старый стиль
3Июнь
воскресенье Новый стиль)
16Июнь
Неделя 8-я по Пасхе. Глас 7.
Поста нет.

Совершается служба великому праздникуДень Святой Троицы. Пятидесятница.

Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Лукиллиана, Клавдия, Ипатия, Павла, Дионисия и мц. Павлы девы (ок. 270-275).

Сщмчч. Лукиана еп., Максиана пресвитера, Иулиана диакона, Маркеллина и Сатурнина в Бельгии (ок. 81-96). Перенесение мощей блгв. царевича Димитрия из Углича в Москву (1606).

Прмч. Киприана (1934). Сщмч. Михаила пресвитера (1938).

Югской иконы Божией Матери (1615).

Евангельские Чтения

Утр. - Ин., 65 зач., XX, 19-23. Лит. - Деян., 3 зач., II, 1-11. Ин., 27 зач., VII, 37-52; VIII, 12.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский

(Дея. 2, 1-11; Ин. 7, 37-52; 8, 12). Совершилась икономия нашего спасения! Действия всех Лиц Пресвятой Троицы в сем деле отныне вступили в силу. Чему быть благоволил Бог-Отец, что исполнил в Себе Сын Божий, то присвоить верующим снисшел ныне Дух Святый. Ибо спасение наше "по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровью Иисуса Христа" (1 Пет. 1, 2). Того ради и "крещаемся во имя Отца и Сына и Святого Духа", обязуясь "соблюдать все, что Я повелел вам" (Мф. 28, 19-20). Не исповедующие Пресвятой Троицы не могут иметь части в спасительных действиях Лиц Ее и, следовательно, получить спасение. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущной и нераздельной, предавшей нам исповедание о Себе! "Отче Вседержителю, Слове и Душе, треми соединяемое во Ипостасех естество пресущественно, и пребожественно, в Тебя крестились, и Тебя благословим во все веки".

Некоторые особенности богослужения

В день святой Пятидесятницы воспоминается и прославляется сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков (Деян. 2, 1-4).

Название Пятидесятницы этот праздник получил, во-первых, потому, что он праздновался еще в ветхозаветной Церкви, во-вторых, потому, что этот праздник приходится на 50-й день после Воскресения Христова. Сошествие Святого Духа на апостолов есть «свершение» нового, вечного Завета Бога с человеком.

О празднике Святой Пятидесятницы. История праздника.

Бденная служба праздника совершается по Триоди.

Текст службы в Неделю Святой Пятидесятницы.

День Святой Троицы. Песнопения праздника.

Великая вечерня

«Блажен муж...» - вся кафизма.

Стихиры на Господи воззвахпраздникаMP3.

Читаются три паремии праздника - Книга Чисел XI, 16—17, 24—29, Книга пророка Иоиля II, 23—32, Книга пророка Иезекииля XXXVI, 24—28.

Совершается лития

Среди стиховных стихирMP3 – впервые после Великой Субботы — поется стихира: Царю Небесный MP3(она же поется на утрени, по 50-м псалме, и на хвалитех, на И ныне).

По Ныне отпущаеши и Трисвятом трижды поется тропарь праздникаMP3

Утреня

На Бог Господь поется тропарь праздникаMP3(дважды), Слава и ныне - тот же тропарьMP3.

По полиелее, величание: Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником ТвоимMP3.

Прокимен, глас 4: Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Стих: Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое.

Воскресение Христово видевше не поется.

Канонов праздника два: св. Космы Маиумского Понтом покры... и св. Иоанна Дамаскина Божественным покровен.... Катавасия после каждой песни — сначала ирмос 1-го канона (в первой песни — По́нтом покры́), затем 2-го (в первой песни — Божественным покрове́н)

На 9-й песни Честнейшую не поем. По традиции, припев к 9-й песни канона: Апо́столи, соше́ствие Уте́шителя зря́ще, удиви́шася, ка́ко в ви́де о́гненных язы́к яви́ся Дух Святы́й.

Свят Господь Бог наш не поется.

Стихиры на хвалитех – праздникаMP3.

На Литургии поются антифоны праздникаMP3MP3MP3.

Входный стих: Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя.

После малого входа – тропарь праздникаMP3 и кондакMP3.

Вместо Трисвятого поется Елицы во Христа крестистесяMP3

Прокимен, глас 8: Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их. Стих: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь.MP3

Вместо Достойно поется задостойник праздника – ирмос 9-й песни канона Радуйся, ЦарицеMP3.

Причастен: Дух Твой Благий наставит мя на землю праву.

В конце литургии, после возгласа: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое», в первый раз после Великой Субботы поется: Видехом свет истинный.

К особенностям службы Пятидесятницы относится и то, что Великая вечерня в день Пятидесятницы обычно совершается сразу же после литургии. На вечерне к обычным прошениям великой ектении присоединяются особые прошенияMP3. Вход бывает с кадилом (но если служит архиерей, то вход совершается с Евангелием), и поется великий прокимен: Кто бог велийMP3

Особенностью вечерни является то, что на ней читаются три молитвы св. Василия Великого с коленопреклонением (колена преклоняются впервые после Пасхи). Священник читает их в царских вратах на коленях, лицом к народу.

Первая молитва читается сразу же после входа и пения великого прокимна Кто бог велийMP3. Вторая — после сугубой ектении «Рцем вси...». Третья — после «Сподоби, Господи...».

В первой молитвеMP3, возносимой Богу Отцу, верующие исповедуют свои грехи, испрашивают прощения их и благодатной небесной помощи против козней вражиих.
Во второй молитвеMP3 верующие просят дарования им Духа Святого, наставляющего и укрепляющего их в соблюдении заповедей Божиих для достижения блаженной жизни.
В третьей молитвеMP3, обращенной к Сыну Божию, исполнившему все смотрение (домостроительство) спасения человеческого рода, Церковь молится об упокоении усопших отцев и братий наших.

После каждого чтения бывает сокращенная малая ектения, начинающая прошением: «Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию».

После молитв произносится просительная ектения: «Исполним вечернюю молитву...» и поют стиховные стихирыMP3. Окончание вечерни – обычное, но отпуст — особый.

Вечерня в день Пятидесятницы совершается сразу после литургии для того, чтобы народ в трезвенном и благоговейном состоянии, не расходясь по домам, присутствовал при чтении на вечерне указанных возвышенных молитв св. Василия Великого (впервые совершаемом с коленопреклонением со дня Пасхи).

С древних времен сохраняется обычай в праздник Пятидесятницы украшать храмы и жилища зеленью (ветвями деревьев), растениями и цветами. Этот обычай был соблюдаем еще с ветхозаветной Церкви в праздник Пятидесятницы (Лев. 23,10-17; Числ. 28,26). Очевидно, так была убрана и Сионская горница, где Дух Святой в день Пятидесятницы сошел на апостолов. С того времени, по обычаю апостолов, и христиане украшают храмы и дома зелеными древесными ветвями и цветами. Эти украшения напоминают также ту священную дубраву, где патриарх Авраам удостоился принять Триединого Бога под видом трех странников.

Вместе с тем, деревья и цветы вечно обновляющейся природы указывают нам на таинственное обновление душ наших силою Святого Духа, служат напоминанием и призывом к духовному обновлению и к жизни во Христе, Господе и Спасителе нашем.

Молитвы

Тропарь благоверного царевича Димитрия
глас 3
Днесь вельми хвалится царствующий град Москва,/ имея в себе праведныя твоя мощи,/ благоверне царевиче Димитрие,/ яко цвети благоуханнии,/ пребываеми во святем храме,/ просвещение подают душам и телом нашим./ Тем радостно тя восхваляем,/ и честное пренесение мощей твоих верно почитаем, и молим тя:/ моли Христа Бога// даровати нам велию милость.
Кондак благоверного царевича Димитрия
глас 4
Яко пресветлая звезда,/ явился еси днесь в царствующем граде Москве,/ благоверне царевиче Димитрие,/ сияя праведными своими мощми./ К нимже притекающе, исцеления дар приемлем и глаголем:/ радуйся, всекрасне душею,/ благородне Димитрие,/ яко приял еси от Бога велий сей дар// и венец нетленный.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Югской
глас 4

Днесь, яко солнце пресветлое,/ возсия нам на воздусе/ всечестная икона Твоя, Владычице,/ лучами милости мир просвещающи,/ юже великая Россия,/ яко некий дар Божественный, свыше благоговейне восприемши,/ прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу,/и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего/ величает радостно./ Емуже молися, о Госпоже Царице Богородице,/ да сохранит вся грады и страны христианский/ невредимы от всех навет вражиих/ и спасет верою покланяющихся/ Его Божественному и Твоему Пречистому образу,/ Дево Неискусобрачная.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Югской
глас 8

Притецем, людие, к Деве и Богородице Царице,/ благодаряще Христа, Бога нашего,/ и, к Тоя чудотворней иконе умильно взирающе,/ припадем и возопием Ей:/ о Владычице Марие,/ присетивши страну сию Твоего честнаго образа явлением чудесно,/ спасай в мире и благовременстве страну нашу и вся Христианы,/ наследники показующи Небесныя жизни,/ Тебе бо верно зовем:/ радуйся, Дево, миру спасение.

Службы

Статьи на Православие.Ru

Некоторые богословские затруднения в понимании иконы преподобного Андрея Рублева «Святая Троица»

Виктор Кутковой

Если бесполезно определять на рублевской иконе «Святая Троица» то или иное «Божественное Лицо», то зачем Рублев изобразил Ангелов в разных одеждах? Писали же их многие предшественники изографа именно одинаковыми. Но тут средний Ангел изображен в канонических одеждах Христа. Почему?

Евангелие о сошествии Духа Святаго

Когда посеяно семя, должна сойти на него сила тепла и света, дабы оно возросло. Когда посажено древо, должна прийти сила ветра, дабы его укрепить. Когда домовладыка выстроит дом, он прибегает к силе молитвы, дабы его освятить.

О втором каноне Пятидесятницы

Диакон Владимир Василик

Вниманию читателей предлагается поэтический перевод второго канона Пятидесятницы преподобного Иоанна Дамаскина. Канон отражает богословие преподобного Иоанна Дамаскина, запечатленное в его трудах, в частности в «Точном исповедании православной веры».

Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Дня Святой Троицы

25 мая / 7 июня 2014 г. Суббота 7-й седмицы по Пасхе. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:40:16 мин. Размер 115.4 Mb)

Богослужение в Сретенском монастыре в День Святой Троицы

26 мая / 8 июня 2014 г. Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница. Сретенский монастырь. Божественная литургия, великая вечерня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:05:29 мин. Размер 90.4 Mb)

Прикосновение Духа

Если мы чувствуем в себе благодатью Божией любовь к людям, любовь к ближним, даже оскорбляющим и унижающим нас, то значит Дух Святой коснулся нашего сердца. (MP3 файл. Продолжительность 16:10 мин. Размер 11.7 Mb)

Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Дня Святой Троицы

17 / 30 мая 2015 г. Суббота 7-й седмицы по Пасхе. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:41:55 мин. Размер 116.6 Mb)

Богослужение в Сретенском монастыре в День Святой Троицы

18 / 31 мая 2015 г. Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница. Сретенский монастырь. Божественная литургия, великая вечерня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:01:57 мин. Размер 87.8 Mb)

Обновление Святым Духом

Мы призываем Святого Духа «на нас и на предлежащие здесь дары» для того, чтобы свершилось преображение жизни, чтобы жизнь обрела нетленность, чтобы и сами дары, и всякий причастившийся им человек претворились в новую тварь, неподвластную смерти, – претворились в Тело Христово. (MP3 файл. Продолжительность 11:49 мин. Размер 8.6 Mb)

Разрешите мои сомнения, касающиеся гибели святого благоверного царевича Димитрия.

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря

Здравствуйте. Прошу вас разрешить мои сомнения касающиеся гибели Святого благоверного царевича Димитрия. В книге "Борис Годунов" одного советского историка, со ссылкой на изданные в 1913-м году "Материалы угличского дела", с цитатами из записей следственной комиссии Шуйского, утверждается, что по меньшей мере трое взрослых свидетелей и дети, игравшие с царевичем, видели, как царевич в припадке "падучей болезни" поранил себя ножиком в горло. В опубликованном на сайте www.days.ru житии Святого благоверного царевича Димитрия утверждается, что "В субботний день 15 мая 1591 г., кода отрок гулял с кормилицей во дворе, подосланные убийцы, Осип Волхвов, Данило Битяговский и Никита Качалов, зверски зарезали царевича". Пожалуйста, разрешите мои сомнения. Мы с женой, обсуждая эту тему, пришли к выводу, что единственным доказательством того, что царевич был убит, является его прославление как святого Православной Церковью, что было бы, вероятно, исключено в случае нечаянного! самоубийства царевича. Может быть после смерти Святой благоверный царевич Димитрий явился кому-нибудь и рассказал правду о своей гибели? Заранее признателен за ответ.
© ПРАВОСЛАВИЕ.RU