Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English Српска
ПРАВОСЛАВИЕ.RU Православный Церковный календарь
Православный Церковный календарь 2021

Святий равноапостольный Николай, архиепископ Токийский и всея Японии Симеон Богоприимец
Старый стиль
3Февраль
вторник Новый стиль)
16Февраль
Седмица 37-я по Пятидесятнице. Глас 3.
Поста нет.

Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПопразднство Сретения Господня. Совершается служба на шестьПравв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы (I). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомРавноап. Николая, архиеп. Японского (1912).

Прор. Азарии (X в до Р.X.). Мчч. Папия, Диодора, Клавдиана (250). Мч. Власия Кесарийского, пастуха (III). Мчч. Адриана и Еввула (ок. 308-309). Блгв. кн. Романа Угличского (1285). Свт. Симеона, еп. Полоцкого, еп. Тверского (1289). Свт. Игнатия Мариупольского (1786).

Сщмчч. Иоанна, Тимофея, Адриана, Василия пресвитеров, прмч. Владимира, мч. Михаила (1938).

Евангельские Чтения

1 Пет., 59 зач., II, 21 - III, 9. Мк., 54 зач., XII, 13-17 - за понедельник и за вторник (под зачало): 1 Пет., 60 зач., III, 10-22. Мк., 55 зач., XII, 18-27. Прав.: Евр., 321 зач. (от полу́), IX, 11-14. Лк., 8 зач., II, 25-38.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский

(1 Пет. 2, 21-3, 9). Ныне Апостол указывает нам на "сокровенного сердца человека", как предмет самых тщательных забот и попечений наших. Его в себе образованием надлежит нам благоукрасить себя. Что же это за потаенный сердца человек? Тот человек, который в сердце воображается, когда в нем водворятся все добрые расположения и чувства. Пересмотри эти расположения и чувства и увидишь лик сокровенного в сердце человека. Вот эти расположения! "От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия" и с своей стороны "прилагая к сему все старание", пишет Св. Петр, "покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь" (2 Пет. 1, 5-7). Подобно этому перечисляет внутренние добрые расположения сердца христианского и Св. Павел: "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал. 5, 22-23). И еще: "Облекитесь, избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение. . . более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства, и да владычествует в сердцах ваших мир Божий" (Кол. 3, 1215). Сложи из всех этих доброт, как из членов, одно тело духовное, - и будешь иметь благолепный лик сокровенного сердца человека, - подобный которому и поревнуй водворить в сердце своем.

(1 Пет. 3, 10-22; Мк. 12, 18-27). "Господа Бога святите в сердцах ваших". Освящение Господа в сердце есть душа и дух изображаемого выше сокровенного сердца человека. Как первоначально Бог, создав из частиц персти тело человека, вдунул в него дыхание жизни, - и стал человек как следует быть; так и созидаемый внутри из показанных добродетелей сокровенный сердца человек, тогда только явится настоящим духовным человеком, когда это сердце будет святить Господа Бога, как и в молитве Господней читаем: "да святится имя Твое". Если не будет этого, то слеплеваемый из сказанных добродетелей человек выйдет мертворожденное дитя, без духа жизни. Да ведают это думающие обойтись с одними некиими добродетелями без всякого отношения к Богу! Что есть святить Бога в сердце? Непрестанно благоговеть перед Ним, всегда нося в уме помышление о Его вездеприсутствии, всей ревностью ревновать в каждое мгновение благоугодным перед Ним быть и со всяким страхом остерегаться всего Ему неугодного, особенно же Его отеческому попечению предав весь живот свой, и временный и вечный, все случающееся смиренно, благопокорливо и благодарно принимать, как прямо от руки Его идущее.

Молитвы

Тропарь равноапостольного Николая, архиепископа Японского
глас 4

Апостолов единонравне и сопрестольне,/ служителю Христов верный и Богомудрый,/ цевнице избранная Божественнаго Духа,/ сосуде преизливающийся любве Христовы,/ Японския земли просветителю,/ святый Николае, иерарше равноапостольне,/ молися Живоначальней Троице/ о всем твоем стаде/ и о всем мире.

Ин тропарь равноапостольного Николая, архиепископа Японского
глас 4

Яко апостолом сопричастника в трудех и возмездиих/ Церковь тя с любовию почитает,/ святителю отче Николае равноапостольне./ Положив бо многими подвиги начало Православия в Японии язычестей,/ умножил еси в ней чада спасения,/ и по кончине прият тя Бог во обители апостол Своих по достоянию./ Сего ради молим тя/ молися Господеви пребыти и в предняя делу твоему незыблему на веки,/ и ввестися в лоно Церкве Православныя всем погибнути имущим,/ умиритися мирови/ и спастися душам нашим.

Кондак равноапостольного Николая, архиепископа Японского
глас 4

Странника и пришельца прият тя страна Японская,/ равноапостолъне святителю Николае,/ в ней же исперва познал еси себе яко чуждаго,/ обаче теплоту и свет Христов источая,/ прелагал еси враги твоя в сыны духовныя,/ имже раздай благодать Божию, созидал еси Церковь Христову,/ о ней же ныне молися,/ и тебе бо сынове ея и дщери взывают:/ радуйся, пастырю добрый наш.

Ин кондак равноапостольного Николая, архиепископа Японского
глас 2

Твердаго и Боговещаннаго проповедателя Евангелия Твоего, Господи,/ возмездил еси Боголепно/, труды бо его и болезни приял еси паче всех жертв законных и всесожжении./ Того молитвами соблюди нас от неприязни.

Тропарь благоверного князя Романа Угличского
глас 4

От младенства явился еси,/ правоверный княже Романе,/ избран от Бога/ благочестия столп необорим,/ веру непорочну соблюл еси,/ молитвами и милостынею и постом Богу угодил еси;/ темже и по смерти явися светлость жития твоего,/ исцелявши бо недуги немощствующих,/ верою притекающих ко святому твоему гробу./ Сего ради вопием ти:/ радуйся, угодниче Божий Романе,/ града Углеча похвало и утверждение.

Ин тропарь благоверного князя Романа Угличского
глас 4

Измлада явился еси, Богомудре,/ княже Романе всеблаженне,/ Божественный сосуд избран Богови,/ и ныне точиши нам многая исцеления,/ и вся недуги потоплявши,/ и спаси град свой Углеч,/ и всех верных сохраняй от невидимых и видимых враг,/ верою, молим, блаженне княже Романе,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Ин тропарь благоверного князя Романа Угличского
глас 4

Явися, яко звезда пресветлая,/ благоверный княже Романе,/ в Богом порученном ти граде Углече,/ в животе своем просветився/ воздержанием и всенощным стоянием,/ постом, и молитвою, и слезами,/ моляся ко Всемилостивому Спасу за град свой/ и за вся страны Русския земли,/ и по преставлении твоем источаеши исцеления неоскудно/ приходящим с верою,/ тем же вопием ти:/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак благоверного князя Романа Угличского
глас 8

Яко многосветлая звезда,/ всепразднственная память твоя возсия днесь, благоверный княже Романе,/ созывающи к похвалению люди твоя,/ песньми славословити честное житие твое/ и верно торжествовати святое твое успение,/ в немже молися, святе, ко Христу Богу нашему,/ еже избавитися нам от всех наветов вражиих,/ да вси зовем ти:/ радуйся, Романе пребогате, новый Российский чудотворче.

Службы

Статьи на Православие.Ru

Десница праведного Симеона Богоприимца – святыня Ахена

Кафедральный собор немецкого города Ахен хранит издавна множество особо почитаемый христианами святынь. Все их можно увидеть на любопытной гравюре XVI века из архива собора. Это своего рода информационный листок для паломников далекого прошлого. Под одним из изображений третьего ряда надпись по-латыни – «Simeonsreliquarum» – «Реликварий Симеона».

«Видеста очи мои…»

Увидеть собственными глазами Христа Господня – это и было заветным чаянием всех древних праведников. Они хотели жить как можно дольше не для того, чтобы наслаждаться благами земли, а для того, чтобы дождаться Искупителя. Поколение сменялось поколением, праведники закрывали глаза и с верой уходили в смертную тьму. Свои надежды они препоручали своему потомству.

«В моем родном селе Березе»: О родине святителя Николая Японского

Галина Бесстремянная

«Праздник в моем родном селе Березе, – этими словами начинается страничка в дневниках святителя Николая Японского. – Родные, должно быть, и обо мне вспоминают». Вспоминают о равноапостольном Николае и в Москве. С 24 октября по 31 декабря 2006 года в домовом Татианинском храме МГУ (ул. Б. Никитская, 1) проходит выставка, посвященная 170-летию со дня рождения великого русского миссионера.

Святитель Николай Японский как миссионер

Святитель Николай Японский (Иван Дмитриевич Касаткин, 1836-1912) – это, несомненно, крупнейший миссионер 19-20 вв. Этот человек показал выдающийся пример миссионерской деятельности в среде, индифферентной, а нередко и открыто враждебной к христианству в целом и к Православию в особенности – в Японии 1860-1910х гг.

«Святый Николае, иерарше равноапостольне, молися… о всем мире»

Галина Бесстремянная

3/16 февраля 2007 года исполняется 95 лет со дня преставления равноапостольного Николая Японского, которого вспоминают не только в Японии, Корее и России, но и в Эстонии, Финляндии, Болгарии, Сербии, Великобритании, Греции, Северной Америке, Южной Африке…

Мощи святителя Николая Японского в Бибирево

Галина Бесстремянная

24 февраля 2008 года во время Божественной литургии в церкви святителя Николая Японского в Бибиреве епископ Сендайский Серафим (Цудзиэ) передал храму ковчег с частичкой мощей равноапостольного миссионера, в честь которого назван придел столичного храма.

«Слово Евангелия громко раздастся…»

Одно из великих свершений, составляющих наследие святителя Николая Японского, – перевод на японский язык Священного Писания. О том, как шла работа над переводами и с какими трудностями святителю пришлось столкнуться, беседа с переводчиком посольства Японии в РФ и одним из ведущих специалистов по переводам на японский язык православной литературы Алексеем Потаповым.

Видна Божия воля просветить Японию

Святитель Николай Японский

В предлагаемом читателю сборнике содержится лишь небольшая часть эпистолярного наследия замечательного миссионера, святителя Николая Японского (1836–1912). Свыше 50 лет он неустанно трудился в деле распространения и утверждения Православия в далекой Японии, сохранив глубокую любовь к своей родине.

Православие в Японии: аромат истории

Элеонора Саблина

В разных уголках Японии, от Хоккайдо на севере до Кюсю на юге, можно увидеть плоды, выросшие из посеянного в Японской земле семени Православия. Православные храмы Японии — это символ торжества Православия в далекой восточной стране.

Миссия в Стране Восходящего Солнца

16 февраля 1912 года святитель Николай (Касаткин) предал Богу душу в келье собора Воскресения Христова, уронив рабочее перо. В своем дневнике он писал: «Я старался сначала со всею тщательностью изучить японскую историю, религию и дух японского народа, чтобы узнать, в какой мере осуществимы надежды на просвещение страны евангельской проповедью… Чем больше я знакомился со страною, тем больше убеждался, что очень близко время, когда слово Евангелия громко раздастся там и быстро пронесется из конца в конец империи».

«Злодейская секта христиан»

Первое знакомство Японии с христианством состоялось при драматических обстоятельствах: католицизм, проникший в страну вместе с португальскими миссионерами в 1542 году, к несчастью для себя, слишком активно вторгся в политику и в результате был запрещен вместе с изгнанием иностранцев в начале XVII века. Тысячи христиан были казнены, другие либо отреклись от веры, либо ушли в подполье. «Тогдашние японцы – писал святитель Николай (Касаткин), – смотрели на иностранцев, как на зверей, а на христиан – как на злодейскую секту, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи».

Храм в честь Воскресения Христова в Токио

Среди множества российских духовных миссий, безусловно, особой самобытностью отличается православная миссия в Японии. Во многом это обусловлено личностью ее основателя и многолетнего руководителя – святого равноапостольного Николая (Касаткина). В русской церковной истории святитель Николай по праву получил наименование апостола Японии.

«Уготови душу твою во искушение»

Искушения, посылаемые Свыше, определяют качество добродетелей человека. Бог с самого начала знает сердце человека, поэтому искушения посылаются не для того, чтобы Бог узнал, каковы наши добродетели: делается это для самого человека — чтобы тот, если увидит в них примесь лжи и подделки, покаялся и обратился к добру.

Святитель Николай Японский. Штрихи к психологическому портрету

Владимир Трухин

На одном из церковных собраний катехизатор решил воздать должное свт. Николаю Японскому, миссионеру, который более тридцати лет самоотверженно трудился в Российской духовной миссии, но святой ответил, что он «не более чем спичка, которою зажгли свечу: спичка после этого сама гаснет, и ее бросают наземь».

Православный перевод Священного Писания на японский язык

Галина Бесстремянная

В конце 19 века в городе Такасаки неподалеку от Токио возникла православная община. Один из прихожан – усердный христианин старик Иов Суто – в силу малограмотности не знал многих иероглифов и не мог читать Священное Писание. Поэтому он взялся за труд переписать весь Новый Завет крупными иероглифами и подписать их чтение слоговой азбукой. За несколько лет он полностью закончил эту работу.

Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский. Ч. 1

Cайт Православие.ру продолжает публикацию серии материалов о святителе Николае Японском. Это найденные в архивах РФ биографические сведения о святителе Николае, его переписка, рассказ епископа Сергия (Тихомирова) о последних месяцах жизни равноапостольного Николая, воспоминания о нем русского востоковеда Д. П. Позднеева и японцев, принявших Православие. Материалы подготовлены исследователем-архивистом Г. Г. Гуличкиной.

Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский. Ч. 2

Епископ Сергий (Тихомиров)

«Будет ли архиепископ Николай святым?» – спросил меня протестант профессор Мидзуно. «Я верю, что он с минуты своей смерти уже предстательствует за нас с вами пред престолом Вседержителя», – ответил я с глубокою верою, что равноапостольный в подвиге будет равноапостольным и в воздаянии. Профессор-протестант заплакал. Заплакал слезами радости.

Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский. Ч. 3

Японцев архиепископ Николай знал удивительно и ценил в них больше всего преданность императорскому дому и родине. «Здесь не знают и не понимают того космополитизма, которым сплошь и рядом заражены европейцы и русские, – поучал он новоприбывших. – Любовь к микадо и к отечеству составляет сущность японца, и он требует таких же чувств и отношения к родине от всякого порядочного человека без различия национальности».

Дневники святителя Николая Японского полностью переведены на японский язык

Галина Бесстремянная

Тысячи имен верующих японцев больших городов и маленьких деревушек, исторические факты о зарождении Православия и становлении японских приходов, подробнейший отчет о жизни Токийской миссии, ее духовных школ и издательской деятельности – все это особенно важно для православных в Японии. Ведь большая часть прихожан Японской Православной Церкви – это внуки и правнуки первых христиан и первых священников, принявших крещение в период Мэйдзи.

«Жив в Господе пребываеши, чудотворя ко гробу твоему притекающим»

Галина Бесстремянная

«Я всю свою жизнь отдал Японской Церкви. А теперь пришла пора отдать ей и тело. Мое тело… обратится в японскую землю. Пусть будет оно залогом, что моя душа всегда будет с Японскою Церковью. И там я за нее буду молиться. Чего же расплакались?» – такими словами утешал архиепископ Николай Японский пришедших навестить его в больнице христианок одного из дальних сельских приходов Японии.

Возрождение Православия на родине святителя Николая Японского

Конечно, «привязывать» людей к земле не дело Церкви, ее задача – помогать человеку в духовной жизни. А уж где человек будет обустраивать свою духовную жизнь – в городе или деревне, это его личное дело. Из-за отсутствия работы население небольших поселков, к сожалению, сейчас убывает. Но в тех местах, где есть для людей работа, храм становится насущным, востребованным и нивелирует необходимость бегства в город.

«Свет невечерний восходящего солнца»: памяти cвятителя Николая Японского

16 февраля 2012 года исполняется 100 лет со дня кончины святителя Николая Японского. Архиепископ Николай обратил в православие более 20 тысяч человек, перевел на японский язык Новый Завет и основные богослужебные книги, построил православный собор в Токио. Фильм интересно рассказывает о России и Японии времен Святителя Николая. В него вошли средневековые японские гравюры, фотографии японского быта и жизни православной миссии, редкие хроникальные кадры. Съемки велись в Японии, в Твери, в Санкт-Петербурге и прочих местах, связанных с жизнью святого.

Православие в Японии. Сто лет спустя

Евгений Глобенко, Масако Аримунэ

16 февраля исполняется сто лет со дня кончины основателя Православной Церкви в Японии св. равноапостольного Николая Японского. Кафедральный Воскресенский собор в Токио, построенный по инициативе святителя, местные жители так и называют — «Николай-до». Корреспондент НС беседует со священником собора Иоанном ОНО и дьяконом Ильей ТАКЭИ.

Два имени в истории Японии

Ольга Кирьянова

Интерес к теме русского православного присутствия в Японии среди японских ученых велик. Это подтвердил почетный профессор университета Иокогамы Мицуо Наганава на встрече с московской научной общественностью. Исследователь из Японии выступил с обширным докладом, в котором сопоставил деятельность двух личностей – императора Мэйдзи и святителя Николая Японского.

Апостол Японии и его миссия

«Мир принадлежит истине, а не лжи; истина же в Православии, но нужно, чтобы истина постепенно овладела миром: скороспелое и насильственное завоевание не прочно. Православное миссионерство должно быть делом всей Русской Церкви – не разных hoard of Missions и тому подобных мелких делений. Но нужно, чтобы в сознание Русской Церкви вошла обязанность миссионерства», – писал святитель Николай.

«Вас мало? Не смущайтесь!»

В день рождения святителя Николая Японского предлагаем читателям выдержки из его дневников, где он дает наставления юношам, окончившим духовные школы при миссии: «малому стаду», перед которым – необъятная жатва.

О том, как миссионерская сила в немощи совершается

Истории реальных людей – японских христиан, учеников равноапостольного Николая Японского, – убеждают: сила Божия не оставляет тех, кто смиренно переносит внешние тяготы и немощь собственного естества.

Что мешает нам быть святыми?

Вот что отделяет нас от святости — наше нежелание быть Божьими, нежелание предаться в водительство Создателя и быть Ему верными, насколько хватит сил.

«Славу, которую Ты дал Мне, Я дал им». Часть 1

Вернувшись, он увидел у себя человека с обнаженным мечом: «Вы хотите россказнями про свое святое писание помутить наши умы и захватить Японию!» Отец Николай невозмутимо спросил: «А вам известно, что написано в Священном Писании?» «Нет. Расскажи», – последовал ответ.

«Славу, которую Ты дал Мне, Я дал им». Часть 2

Как-то на исповеди один человек признался: он крестился по заданию полиции – чтобы следить за христианами, но теперь уверовал и доносить не может. «А разве мы делаем то, что вредит твоей стране?» – спросил отец Николай. «Нет!» – «Ну так это и донеси начальникам!»

Сайты приходов:

Барнаульская епархия:
Храм в честь св. пророчицы Анны с. Жилино
Барышская епархия:
Храм Живоначальной Троицы с. Пятино
Благовещенская и Тындинская епархия:
Приход равноапостольного Николая Японского с. Овсянка
Вяземская епархия:
Храм Всемилостивого Спаса с. Тесово
Храм в честь святого Николая Японского дер. Николо-Погорелое
Екатеринбургская епархия:
Градо-Екатеринбургская церковь-школа во имя Праведного Симеона Верхотурского г. Екатеринбург
Касимовская епархия:
Храм в честь "Казанской" иконы Божией Матери с. Бусаево
Магнитогорская епархия:
Женский монастырь свв. правв. Симеона Богоприимца и пророчицы Анны с. Кизильское
Минская епархия:
Храм святителя Николая Японского г. Минск
Московская епархия (городская):
Храм Святых Праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы в Черемушках г. Москва
Храм прор. Божия Илии в Обыденском переулке г. Москва
Храм Всех Святых на Соколе г. Москва
Храм Воскресения Словущего в Барашах г. Москва
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке г. Москва
Московская епархия (областная):
Иоанно-Богословский храм с. Могильцы
Муромская епархия:
Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Вязники
Нижегородская епархия:
Храм в честь св. ап. Андрея Первозванного г. Арзамас
Николаевская епархия:
Свято-Симеоновский собор г. Николаев
Полтавская епархия:
Крестовоздвиженский женский монастырь г. Полтава
Пражская епархия:
Храм Анны Праведной г. Пльзень
Ржевская епархия:
Храм св. Николая Японского пос. Мирный
Рижская епархия:
Елгавский собор свв. правв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы г. Елгава
Рубцовская епархия:
Храм праведных Симеона и Анны с. Усть-Порозиха
Санкт-Петербургская епархия:
Храм свв. правв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы г. Санкт-Петербург
Храм-часовня св. прав. Симеона Богоприимца г. Красное Село
Храм Троицы Живоначальной в Красном Селе г. Санкт-Петербург
Саратовская епархия:
Храм Святителя и Чудотворца Николая с. Старая Лопуховка
Ставропигиальные монастыри РПЦ:
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь г. Kuremäe
Тобольская епархия:
Храм Симеона Богоприимца г. Тюмень
Токийская епархия:
Храм свт. Николая Чудотворца г. Токио
Уфимская епархия:
Храм Казанской иконы Божией Матери дер. Рязановка
Южно-Сахалинская епархия:
Храм святителя Николая Японского г. Холмск
Ярославская епархия:
Воскресенский храм пос. Бурмакино
© ПРАВОСЛАВИЕ.RU