Литургии не положено. Во второй половине дня совершается вечерня, в конце которой из алтаря износится Святая Плащаница.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Распятие Христа Господа и собор архангела Гавриила! Новое утешительное сочетание! Гавриил предвозвещает рождение Предтечи; Гавриил благовествует Деве; он же, вероятно, возвещал радость о рождении Спасителя; не кто другой и женам возвестил о Воскресении Христа Господа. Таким образом, Гавриил - всякой радости провозвестник и приноситель. Распятие же Христово - радость и отрада всех грешников. Грешнику, пришедшему в чувство своей греховности и всеправедной правды Божией, некуда укрыться, кроме как под сень креста. Здесь принимает он удостоверение, что ему нет прощения, пока он один стоит перед Богом со своими грехами и даже со слезами о них. Одно для него спасение - в крестной смерти Господа. На кресте рукописание всех грехов разодрано. И всякий, кто принимает это с полною верою, делается причастным этого таинства помилования. С созреванием этой веры созревает и уверенность в помиловании и вместе отрада от чувства вступления в состояние помилования на все века. Крест - источник радости, потому что грешник верою пьет из него отраду помилования. В этом отношении он есть своего рода архангел, благовествующий радость.
Некоторые особенности богослужения
В Великую Пятницу совершаются три основные службы: утреня,
великие часы и великая вечерня с малым повечерием. Утреня
Великой Пятницы с чтением 12-ти Евангелий, именуемая
Уставом Последование Святых и спасительных Страстей
Господа нашего Иисуса Христа, совершается обычно в
Великий Четверток вечером. Литургия в Великий Пяток не
совершается по причине глубокого сокрушения и
сугубого поста в честь распятия и смерти Господа Иисуса
Христа, а также и потому, что в этот день Голгофская
Жертва была принесена Самим Спасителем на Кресте.
Последование святых и спасительных Страстей Господа
нашего Иисуса Христа должно начинаться, по Уставу, во
2-м часу ночи, потому что страдания Господа начались ночью
с Четверга на Пятницу. Подобно ученикам, сопутствовавшим с
пением ночью своему Учителю и Господу с Тайной Вечери в
Гефсиманский сад, верующие также в ночь на Пятницу
совершают утреню с пением антифонов и Канона и назидаются
слушанием евангельского повествования о Страстях
Христовых, так что главное содержание утрени Великого
Пятка составляет чтение 12 Евангелий — избранных
глав из благовествования всех четырех евангелистов. В этих
Евангелиях подробно повествуется о последних часах земной
жизни Спасителя, начиная с Его прощальной беседы с
учениками после Тайной Вечери и кончая Его погребением во
гробе Иосифа Аримафейского.
Начало утрени обычное. После шестопсалмия и
великой ектении поется Аллилуиа со стихами
великопостными и тропарь: Егда славнии
ученицы (трижды). Иерей в
фелони выносит Евангелие на середину храма,
после чего совершается полное каждение храма, которое
бывает также и перед 12-м Евангелием, а перед
остальными - малое каждение.
По окончании пения тропаря произносится малая ектения и
сразу же читается
1-е Евангелие св. Страстей.
При чтении Евангелия священнослужители и народ стоят с
зажженными свечами, выражая тем пламенную любовь к
Божественному Страдальцу и уподобляясь мудрым девам,
исшедшим со светильниками в сретение Жениху. После каждого
из пяти первых Евангелий положены умилительные антифоны,
которые дополняют евангельское чтение, раскрывая глубокий
духовный смысл воспоминаемого события.
В
1-м Евангелии (от Иоанна) излагается последняя,
прощальная беседа Господа Иисуса Христа с учениками и Его
первосвященническая молитва. Антифоны 1-й, 2-й, 3-й,
Между первыми пятью Евангелиями (до 6-го) поется по три
антифона (всего 15), произносятся малая ектения и седален,
во время которого совершается каждение. По окончании
каждого седальна диакон возглашает: И о сподобитися
нам, и читается Евангелие.
Содержание 15 антифонов весьма умилительно и назидательно
для христианской души. В них изображаются страдания
Богочеловека Иисуса Христа, Его любовь к роду
человеческому, а также обличается законопреступный Иуда и
восхваляется благоразумный разбойник.
По
7-м Евангелии читается 50-й
псалом и следует 8-е
Евангелие - о распятии Господа и исповедании
благоразумного разбойника.
Затем поется трипеснец Космы Маиумского: К Тебе
утреннюю (5-я, 8-я и 9-я песни). На 9-й песни
Честнейшую не поем. Диакон запевает первые
слова ирмоса 9-й песни: Честнейшую херувим,
а хор продолжает: И славнейшую....
По 9-й песни поется краткий, но полный глубочайшего
сердечного умиления светилен: Разбойника
благоразумнаго
После светильна читается 9-е
Евангелие - о словах Господа Спасителя,
обращенных к Матери и возлюбленному ученику, о смерти
Спасителя и прободении ребра.
Затем читаются обычные хвалитные псалмы: Хвалите
Господа с небес, и поются стихиры на хвалитех, после
которых читается 10-е
Евангелие - о снятии с Креста и погребении
Господа.
По окончании его читается славословие, произносится
просительная ектения и читается 11-е
Евангелие - о погребении тела Господа в
новом гробе.
Затем - стиховные стихиры и 12-е
Евангелие - о приставлении стражи ко гробу и
запечатании гроба. По окончании чтения Евангелие уносится
в алтарь.
Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего
Иисуса Христа. Утреня с чтением 12-ти Страстных Евангелий.
Хор Сретенского монастыря.
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 182:41 мин. Размер 87.7 Mb)
Великие часы, совершаемые в Великую
Пятницу, отправляются все вместе (1-й, 3-й, 6-й и
9-й с чином изобразительных) по чину великих часов в
навечерие Рождества Христа и Крещения, т.е. по одному
псалму остается с обычных часов и вновь вводится по два.
На каждом часе читаются особые псалмы, имеющие
отношение к воспоминаемым событиям. На Слава на
каждом часе поется особый свой тропарь; после
Богородична часа поются три особых тропаря и
прокимен, а также читаются паремии, Апостол и Евангелие
(от каждого Евангелиста).
Великие часы составлены св. Кириллом, архиепископом
Александрийским (Vв.). По Уставу, их должно
совершать во 2-м часу дня, т.е. в 8 часов утра по
нашему времени.
В конце великих часов читаются
изобразительны
«поскору», начиная: Во царствии Твоем
помяни нас, Господи и т.д., и бывает особый отпуст.
Литургию в Великий Пяток совершать не
положено.
Пятница Страстной седмицы Великого поста. Воспоминание
Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
Царские часы, изобразительны. Хор Сретенской Духовной
семинарии.
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 113:10 мин. Размер 54.4 Mb)
На великой вечерни в Великую
Пятницу, которая относится к Великой Субботе и совершается
обычно в 2 часа дня - около того времени, когда Спаситель
умер на Кресте (в 10-м часу дня, т.е. в 4-м
пополудни), воспоминается снятие с Креста пречистого
Тела Иисуса Христа и Его погребение.
После мирной ектении, стихир на Господи,
воззвах и входа с Евангелием читаются три паремии
(из книг: Исход, Иова и пророка Исаии), в которых
пророчески изображаются страдания Искупителя мира,
перед первой и второй паремиями и перед Апостолом
поются прокимны (прокимен Разделиша ризы Моя
себе,
читается 1-я паремия
Триоди, поется прокимен, читаются
2-я и 3-я паремии Триоди).
По окончании последней паремии царские врата отверзаются.
Поется прокимен Положиша Мя в рове
преисподнем. Читается Апостол (Кор., зач. 125-е
— о Божественной силе и премудрости, открывшихся
в крестных страданиях Спасителя) и Евангелие (Мф., зач.
110-е), избранное из трех благовестий (кроме
евангелиста Марка), — о страданиях и крестной
смерти Господа.
Стихиры на стиховне поются Триоди, стихира на
Слава и ныне - Триоди Тебе одеющагося. Во время пения этой
стихиры отверзаются царские врата, и настоятель
совершает каждение (трижды) вокруг Св. Плащаницы,
лежащей на престоле.
Во время пения тропаря Благообразный Иосиф
предстоятель, сотворив три земных поклона, подъемлет с
престола Плащаницу и через северные врата (в предшествии
свещеносцев и диакона со свечой и кадилом) износит ее на
середину храма и полагает на уготованную гробницу.
При соборном служении настоятель идет под
Плащаницей, неся Евангелие над главой или в руках. Если
священник один, Евангелие благоговейно несет в левой руке
диакон, держа в правой кадило. Если нет диакона, священник
благословляет кому-либо из благочестивых прихожан нести
Евангелие обернутым в плат. Евангелие в этих случаях несут
впереди Плащаницы. Затем Евангелие полагается на
Плащаницу. Далее совершается троекратное каждение вокруг
Плащаницы, после чего священнослужители совершают
поклонение и целование Плащаницы.
Вечернее богослужение. (Особенности богослужения см. в
Великую Субботу). Утреня Великой
Субботы. Хор Сретенского монастыря.
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 143:44 мин. Размер 69 Mb)
Молитвы
Тропарь мученика Авраамия Болгарского
глас 4
Днесь, благовернии людие, сошедшеся,/ восхвалим добляго сего мученика и страдальца Авраамия,/ сей бо, укрепляемь силою Божиею,/ душу свою положи за Христа,/ много пострадав от зловерных болгар./ Сего ради от Господа венец прият/ и ныне предстоит Ему/ и молится о граде сем/ и о всех нас, чтущих память его.
Кондак мученика Авраамия Болгарского
глас 8
Яко многоценное сокровище,/ принесено бысть от Болгарский страны во град Владимир/ пречестное тело твое, мучениче Авраамие,/ имже подавши всем чтущим преславную память твою обилие исцелений,/ предстоя на Небеси Христу Богу/ и моля Его о спасении душ наших.
Ин кондак мученика Авраамия Болгарского
глас 3
Укрепився, славне, любовию Господнею/ и Того честный Крест на рамо взем, иго Господне,/ посрамил еси диаволя коварствия/ и пострадал еси даже до смерти,/ и сего ради, досточудне, явися страдалец велик, Авраамие,/ и оружником храбротаинник/ и участник Божия благодати.
Тропарь преподобного Геронтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах
глас 3
Всечестный канонарше Геронтие,/ правилоначальный бывый в церкви/ и в правиле иночестем возсиявший светло,/ моли Христа Бога,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.
Ин тропарь, общий, преподобным Геронтию и Леонтию канонархам, в Дальних пещерах почивающим
глас 3
Двоице святая,/ правилоначальная, бывшая в церкви/ и в правиле иночестем возсиявшая светло,/ всечестнии канонарси,/ молите Христа Бога,/ да прегрешений оставление подаст душам нашим.
Кондак преподобного Геронтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах
глас 1
Канонаршествуя, честный канонарше Геронтие,/ и пение церковное поющим предводительствуя в церкви,/ уподобился воистинну Ангелом,/ поющим Бога на Небеси,/ ихже и житию подражая, и, с ними ликуя,/ поминай ны, любовию хвалящих тя.
Ин кондак, общий, преподобным Геронтию и Леонтию канонархам, в Дальних пещерах почивающим
глас 1
Канонаршествующе, честнии канонарси,/ и пение церковное поющим предводительствующее в церкви,/ подобистеся воистинну Ангелом,/ поющим Бога на Небеси,/ ихже житию подражавше, / и, с ними ныне ликующе, / поминайте ны, любовию хвалящих вас.
Яко светозарная звезда,/ пришел еси от востока на запад,/ оставив отечество твое, Нижний Новград,/ и, дошед богоспасаемаго града Суждаля,/ в нем обитель сотворил еси,/ и собрал еси монахов множества,/ и, прием дар чудес от Бога, отче Евфимие,/ был еси о Христе собеседник/ и спостник преподобному Сергию./ С нимже у Христа Бога испроси нам здравие, и спасение,/ и душам нашим велию милость.
Волнений множество невлажно преходя,/ безплотныя враги струями слез твоих погрузил еси,/ Богомудре Евфимие преподобне,/ тем и чудес дар приял еси,/ моли непрестанно о всех нас.
Ин кондак преподобной Марии Египетской
глас 4
Греха мглы избежавши,/ покаяния светом озаривши твое сердце, славная,/ пришла еси ко Христу,/ Сего Всенепорочную и святую Матерь/ Молитвенницу милостивную принесла еси./ Отонудуже и прегрешений обрела еси оставление/ и со Ангелы присно срадуешися.