Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Рим. 6, 3-11; Мф. 28, 1-20). Господь спит во гробе телом, душею же сошел Он в ад и находящимся там душам проповедал спасение. Все святые ветхозаветные были не в раю, хоть и пребывали в утешительной вере, что введены будут туда, как только придет на землю Обетованный, верою в Которого жили они. Его пришествие и там предвозвестил Предтеча. Когда же снисшел Господь, - все веровавшие прилепились к Нему и Им возведены в рай. Но и этот рай только преддверие настоящего рая, имеющего открыться после всеобщего воскресения и суда. В нем и все новозаветные святые хотя блаженствуют, но ожидают еще большого совершеннейшего блаженства в будущем веке, при новом небе и новой земле, когда будет Бог всяческая во всех.
Некоторые особенности богослужения
В этот день Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса
Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душею
во ад для возвещения там победы над смертью и
избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия,
введение разбойника в рай. Вместе с тем предуказывается и
славное Воскресение Христово.
Богослужения, совершаемые в этот день: утреня с 1-м часом,
часы 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных, литургия св.
Василия Великого в соединении с вечерней.
Священнослужители в это время выходят из алтаря царскими
вратами к Плащанице. Настоятель, раздав свечи
сослужащим, совершает каждение вокруг Плащаницы,
алтаря, народа и всего храма.
По окончании тропарей поются Непорочны, т.е. стихи 17-й
кафизмы, и после каждого стиха - краткие песнопения,
или «похвалы» в честь Господа, «в
мертвецех вменившагося». В практике стихи кафизмы
поются хором, а тропари читаются священником. В
это время молящиеся стоят с зажженными свечами.
Непорочны с похвалами разделяются на 3 статии, или
Славы, из которых каждая заканчивается малой
ектенией и особым возгласом.
Сразу после 3-й статии поются воскресные тропари св.
Иоанна Дамаскина: Ангельский собор
удивися
После 50-го псалма поется канон Великой
СубботыВолною
морскою, представляющий собой и по содержанию, и
по напеву дивное и прекраснейшее творение
христианского богословско-религиозного
песнотворчества. Канон до 6-й песни включительно
принадлежит св. Марку, епископу Идрунтскому,
остальные песни — св. Косме, епископу
Маиумскому, ирмосы — инокине Кассии (IX в.).
На 9-й песни вместо Честнейшую поется ирмос 9-й
песни. Диакон поет его начальные слова: Не рыдай Мене,
Мати, хор продолжает: зрящи во гробе, Его же во
чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся
и вознесу со славою непрестанно яко Бог, верою и любовию
Тя величающия.
После пения великого славословия Святая Плащаница
обносится вокруг храма с пением погребального Святый
Боже. После обнесения Св. Плащаницу вносят в храм и
подносят к царским вратам — в знак того, что Господь
Иисус Христос и по Своей смерти, пребывая телом во гробе,
по Божеству Своему неразлучно был «на престоле со
Отцем и Святым Духом»
Затем следует тропарь
пророчества, прокимен, паремия из книги пророка
Иезекииля (37,1-14), созерцавшего воскресение мертвых в
образе сухих костей па поле, оживших по повелению
Божию, прокимен, Апостол (о плодах смерти
Спасителя), аллилуиарий и Евангелие о запечатании
гроба Господня и приставлении к нему стражи (читаются
перед Святой Плащаницей).
Утреня Великой Субботы. Запись 2010г. Хор Сретенского
монастыря.
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 143:44 мин. Размер 69 Mb)
Часы 3-й,
6-й, 9-й с
изобразительными совершаются
«поскору», без пения.
После изобразительных совершается
вечерня с Литургией
свт. Василия Великого.
Начинается возгласом Благословено Царство.
Кафизмы нет.
После стихир на Господи воззвах
и входа с Евангелием начинается чтение 15 паремий
Триоди, в которых заключаются прообразы страданий,
смерти и воскресения Христа и пророчества о наступлении
благодатного Царства Господа и славе Новозаветной
Церкви.
По прочтении 6-й паремии - о чудесном переходе евреев
через Чермное море - поется при открытых царских вратах
песнь Моисея Поим Господеви, славно бо
прославися. Священнослужители в алтаре и хор поют
многократно припев Славно бо прославися, а чтец
читает стихи этой песни.
По прочтении последней паремии - о чудесном избавлении от
огня трех отроков в пещи Вавилонской, прообразовавших
невредимое исшествие Христа из гроба и ада - поется песнь
трех отроков: Господа пойте и превозносите Его во
веки, а чтец читает стихи этой
песни. Царские врата при
этом открыты.
Затем малая ектения, возглас Яко Свят еси и далее
- Литургия.
Вместо Трисвятого - Елицы во Христа
крестистеся... - в воспоминание древнего обычая
крестить оглашенных в Великую Субботу.
Поется прокимен Великой Субботы, глас 8:Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет же
имени Твоему, Вышний. Стих: Воскликните
Господеви, вся земля, пойте же имени Его.
Далее чтение Апостола (читается перед Плащаницей), в
котором раскрывается значение и таинственная сила
Крещения. Чтением Апостола как бы заканчивается
погребальный день субботний, и начинает уже светить
денница Воскресения, а потому с этого момента и отлагается
в храме все, что напоминало скорбь этих дней.
После Апостола вместо Аллилуиа поются стихи
81-го псалма с припевомВоскресни, Боже, суди земли,
яко Ты наследиши во всех языцех. Во время пения этого
припева великопостные одежды священнослужителей, а
также облачения в храме меняются на белые.
Причастен Великой Субботы: Воста яко спя Господь, и
воскресе спасаяй нас.
После отпуста бывает благословение пяти хлебов и вина - в
память того, что древние христиане, оставаясь в храме
после субботней литургии до пасхальной утрени, вкушением
освященного хлеба и вина подкрепляли себя на подвиг бдения
в эту священную и спасительную ночь, предвозвестницу
светозарного дня Воскресения.. По обычаю поются тропариБлагообразный
Иосиф, Слава - Егда снизшел еси, И
ныне - Мироносицам женам,
читается молитва на благословение хлебов и вина, но без
упоминания о пшенице и елее.
Утреннее богослужение в Субботу Страстной седмицы Великого
поста. Запись 2010г. Вечерня с Литургией Василия Великого.
Хор Сретенского монастыря.
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 156:46 мин. Размер 75.3 Mb)
Молитвы
Кондак преподобного Тита чудотворца
глас 4
Жития молву оставил еси/ и тихо, все житие твое пожив, мудре, к Богу прешел еси,/ чудоносне отче наш, Тите преподобне.