ПРАВОСЛАВИЕ.RU | ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ » Календарь 2014 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Свт. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч.120-ти Персидских (344-347). Мчч. Петра и Прохора (1918). Сщмч. Иоанна пресвитера (1934). Cщмч. Иакова пресвитера (1943). Прп. Севастиана Карагандинского, исп. (1966). Евангельские ЧтенияУтр. - 1 Кор., 133 зач., V, 6-8; Гал., 206 зач., III, 13-14. Мф., 114 зач., XXVII, 62-66. Лит. - Рим., 91 зач., VI, 3-11. Мф., 115 зач., XXVIII, 1-20.Литургия св. Василия Великого. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года(Рим. 6, 3-11; Мф. 28, 1-20). Господь спит во гробе телом, душею же сошел Он в ад и находящимся там душам проповедал спасение. Все святые ветхозаветные были не в раю, хоть и пребывали в утешительной вере, что введены будут туда, как только придет на землю Обетованный, верою в Которого жили они. Его пришествие и там предвозвестил Предтеча. Когда же снисшел Господь, - все веровавшие прилепились к Нему и Им возведены в рай. Но и этот рай только преддверие настоящего рая, имеющего открыться после всеобщего воскресения и суда. В нем и все новозаветные святые хотя блаженствуют, но ожидают еще большого совершеннейшего блаженства в будущем веке, при новом небе и новой земле, когда будет Бог всяческая во всех. Некоторые особенности богослуженияВ этот день Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душею во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, введение разбойника в рай. Вместе с тем предуказывается и славное Воскресение Христово. Богослужения, совершаемые в этот день: утреня с 1-м часом, часы 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных, литургия св. Василия Великого в соединении с вечерней. Песнопения Великой Субботы в mp3. Утреня Великой Субботы Утреня начинается по обычаю с двухпсалмия (псалмы 19, 20). После шестопсалмия, великой ектении и Бог Господь с обычными стихами поются тропари: Благообразный Иосиф, Слава - Егда снизшел еси к смерти, И ныне - Мироносицам женам. Священнослужители в это время выходят из алтаря царскими вратами к Плащанице. Настоятель, раздав свечи сослужащим, совершает каждение вокруг Плащаницы, алтаря, народа и всего храма. По окончании тропарей поются Непорочны, т.е. стихи 17-й кафизмы, и после каждого стиха - краткие песнопения, или «похвалы» в честь Господа, «в мертвецех вменившагося». В практике стихи кафизмы поются хором, а тропари читаются священником. В это время молящиеся стоят с зажженными свечами. Непорочны с похвалами разделяются на 3 статии, или Славы, из которых каждая заканчивается малой ектенией и особым возгласом. Сразу после 3-й статии поются воскресные тропари св. Иоанна Дамаскина: Ангельский собор удивися После 50-го псалма поется канон Великой Субботы Волною морскою, представляющий собой и по содержанию, и по напеву дивное и прекраснейшее творение христианского богословско-религиозного песнотворчества. Канон до 6-й песни включительно принадлежит св. Марку, епископу Идрунтскому, остальные песни — св. Косме, епископу Маиумскому, ирмосы — инокине Кассии (IX в.). На 9-й песни вместо Честнейшую поется ирмос 9-й песни. Диакон поет его начальные слова: Не рыдай Мене, Мати, хор продолжает: зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся и вознесу со славою непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающия. После пения великого славословия Святая Плащаница обносится вокруг храма с пением погребального Святый Боже. После обнесения Св. Плащаницу вносят в храм и подносят к царским вратам — в знак того, что Господь Иисус Христос и по Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно был «на престоле со Отцем и Святым Духом» Затем возглас Премудрость, прости, и поется тропарь Благообразный Иосиф. Затем следует тропарь пророчества, прокимен, паремия из книги пророка Иезекииля (37,1-14), созерцавшего воскресение мертвых в образе сухих костей па поле, оживших по повелению Божию, прокимен, Апостол (о плодах смерти Спасителя), аллилуиарий и Евангелие о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи (читаются перед Святой Плащаницей). После отпуста утрени - целование Плащаницы при пении стихиры Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго, и читается 1-й час. Утреня Великой Субботы. Запись 2010г. Хор Сретенского монастыря.
Часы 3-й, 6-й, 9-й с изобразительными совершаются «поскору», без пения. После изобразительных совершается вечерня с Литургией свт. Василия Великого. Начинается возгласом Благословено Царство. Кафизмы нет. После стихир на Господи воззвах и входа с Евангелием начинается чтение 15 паремий Триоди, в которых заключаются прообразы страданий, смерти и воскресения Христа и пророчества о наступлении благодатного Царства Господа и славе Новозаветной Церкви. Сначала читаются 1-6 паремии:
1-я
паремия По прочтении 6-й паремии - о чудесном переходе евреев через Чермное море - поется при открытых царских вратах песнь Моисея Поим Господеви, славно бо прославися. Священнослужители в алтаре и хор поют многократно припев Славно бо прославися, а чтец читает стихи этой песни. Далее читаются 7-15 паремии:
7-я
паремия По прочтении последней паремии - о чудесном избавлении от огня трех отроков в пещи Вавилонской, прообразовавших невредимое исшествие Христа из гроба и ада - поется песнь трех отроков: Господа пойте и превозносите Его во веки, а чтец читает стихи этой песни. Царские врата при этом открыты. Затем малая ектения, возглас Яко Свят еси и далее - Литургия. Вместо Трисвятого - Елицы во Христа крестистеся... - в воспоминание древнего обычая крестить оглашенных в Великую Субботу. Поется прокимен Великой Субботы, глас 8: Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний. Стих: Воскликните Господеви, вся земля, пойте же имени Его. Далее чтение Апостола (читается перед Плащаницей), в котором раскрывается значение и таинственная сила Крещения. Чтением Апостола как бы заканчивается погребальный день субботний, и начинает уже светить денница Воскресения, а потому с этого момента и отлагается в храме все, что напоминало скорбь этих дней. После Апостола вместо Аллилуиа поются стихи 81-го псалма с припевом Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех . Во время пения этого припева великопостные одежды священнослужителей, а также облачения в храме меняются на белые. Читается Евангелие Великой Субботы. Вместо Херувимской песни поется трепетная и благоговейная песнь Да молчит всякая плоть человеча Задостойник Не рыдай Мене, Мати. Причастен Великой Субботы: Воста яко спя Господь, и воскресе спасаяй нас. После отпуста бывает благословение пяти хлебов и вина - в память того, что древние христиане, оставаясь в храме после субботней литургии до пасхальной утрени, вкушением освященного хлеба и вина подкрепляли себя на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь, предвозвестницу светозарного дня Воскресения.. По обычаю поются тропари Благообразный Иосиф, Слава - Егда снизшел еси, И ныне - Мироносицам женам, читается молитва на благословение хлебов и вина, но без упоминания о пшенице и елее. Утреннее богослужение в Субботу Страстной седмицы Великого поста. Запись 2010г. Вечерня с Литургией Василия Великого. Хор Сретенского монастыря.
Молитвы
СлужбыСтатьи на Православие.Ru
Сайты храмов: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
© ПРАВОСЛАВИЕ.RU | ||||||||||||||||||||||||||||||||||