(Фил. 4, 4-9; Ин. 12, 1-18). Кого не было при Сретении Господа, когда Он торжественно, как царь, входил в Иерусалим, и кто не взывал тогда: "осанна Сыну Давидову"! Но прошло только четыре дня, и тот же народ, тем же языком кричал: "распни, распни Его"! Дивное превращение! Но что дивиться? Не то же ли самое делаем и мы, когда по принятии св. таин Тела и Крови Господних, чуть только выходим из церкви, - забываем все, и свое благоговение и Божию к нам милость, и предаемся по прежнему делам самоугодническим, сначала маленьким, а потом и большим, и, может быть, еще прежде четырех дней, хоть не кричим другому: "распни!", а сами распинаем в себе Господа. И все это видит и терпит Господь! Слава долготерпению Твоему, Господи!
Этот праздник называется еще Цветоносной Неделей, а также
Вербным воскресеньем - от обычая освящать в этот день
пальмовые ветви, заменяемые у нас вербою.
Начало праздника восходит к глубокой древности. Древнейшее
указание на праздник (от III века) принадлежит Мефодию,
епископу Патарскому, который оставил поучение на этот
день. Многие песнописцы, как то: св. Андрей Критский (VII
в.), преп. Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин (VIII в.),
Феодор и Иосиф Студиты, император Лев Философ, Феофан и
Никифор Ксанфопул (IX в.) - прославили праздник
песнопениями, которые и теперь поет Православная Церковь в
этот праздник.
Особенностью всенощного бдения является освящение
ваий (у нас освящаются ветви вербы). Это
происходит сразу после Евангелия. При помазании освященным
елеем каждому даются вайи.
Служба совершается только по Триоди. Воскресные песнопения
(в т.ч. Ангельский собор, Воскресение
Христово видевше) не поются.
Текст службы в Неделю ваий. Песнопения
Триоди Постной.
Песнопения Недели ваий в mp3.
На великой вечерне:
Стихиры на Господи воззвах поются только из
Триоди.
Совершается вход с кадилом. Прокимен дня: Господь воцарися, в лепоту
облечеся.
После входа читаются три паремии: первая — из
Книги Бытия (49,1-2, 8-12), в
которой патриарх Иаков дает наставления своим сыновьям;
вторая – из Книги пророка Софонии (3,14-19),
где говорится о том, что Господь по Своей благости
спасает людей; третья – из Книги
пророка Захарии (9, 9-15), в которой пророк
предсказывает о торжественном входе Христа Спасителя в
Иерусалим на осляти.
Совершается лития.
Стихиры на стиховне поются из Триоди.
В Неделю ваий на благословении хлебов поются два тропаря:
первый - Общее воскресение (дважды) и
второй - Спогребшеся Тебе
крещением (единожды).
На утрене:
Тропари на Бог Господь - праздника Общее воскресение (дважды), Слава и
ныне - ин тропарь праздника Спогребшеся Тебе
крещением.
По полиелее поется величание
праздника: Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна
в вышних, и мы Тебе вопием: Благословен Грядый во Имя
Господне.
Степенна - 1 антифон 4 гласа От юности моея.
Прокимен, глас 4: Из уст младенец и
ссущих совершил еси хвалу. Стих:
Господи Господь наш, яко чудно имя
Твое по всей земли.
Воскресение Христово видевше не поется. После
Евангелия во время чтения 50-го псалма совершается
каждение ваий, читается молитва на благословение ваий:
Господи Боже наш, седяй на
Херувимех, затем
окропляются ваии святой водой с произнесением слов
(трижды): Освящаются ваия сия, окроплением воды
сея священныя, во Имя Отца и Сына и Святаго
Духа.
Ваии раздаются во время помазания молящимся, которые стоят
с ними и с зажженными свечами в продолжение канона, тем
самым изображая собой древних жителей Иудеи, вышедших на
сретение Господа при входе Его во Иерусалим.
Употребление ваий и с ними свечей при богослужении
относится к древним временам, как об этом свидетельствуют
святые отцы Церкви: Иоанн Златоуст, Амвросий, Прокл и
другие. Эти зеленеющие ветви служат знамениями победы над
смертью и Воскресения Христа. Свечи, которые держат при
ваиах (вербах), означают величие и светлость торжества
Воскресения Господа и немерцающий свет блаженного
воскресения для вечной жизни.
На 9-й песни Честнейшую не поем. Вместо нее
диакон запевает начальные слова ирмоса 9-й песни канона:
Бог Господь и явися нам, и певцы продолжают:
Составите праздник и, веселящеся, приидите,
возвеличим Христа, с ваиами и ветьми, песньми
зовуще: благословен Грядый во Имя Господа, Спаса
нашего.
Стихиры на хвалитех - Триоди
Совершается Литургия свт. Иоанна
Златоуста.
Вместо изобразительных псалмов поются
антифоны праздника.
Входный стих: Благословен Грядый во Имя Господне;
благословихом вы из дому Господня; Бог Господь, и явися
нам.
Тропари по входе - тропарь праздника Общее воскресение, Слава - ин
тропарь Спогребшеся Тебе
крещением, И ныне -
кондак праздника На престоле на
Небеси.
Поется Трисвятое.
Прокимен праздника, глас 4: Благословен грядый во имя
Господне, Бог Господь, и явися нам. Стих:
Исповедайтеся Господеви яко благ, яко
в век милость Его.
Аллилуиа, глас 1: Воспойте
Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь.
Стих: Видеша вси концы земли
спасение Бога нашего.
Вместо Достойно есть поется ирмос 9-й песни
канона Бог Господь, и явися нам,
составите праздник.
Причастен: Благословен грядый во
имя Господне, Бог Господь, и явися нам.
Лазарева суббота и Вербное воскресение служат переходом от
Св. Четыредесятницы к Страстной седмице.