Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English Српска
ПРАВОСЛАВИЕ.RU Православный Церковный календарь
Православный Церковный календарь 2018


Рейтинг@Mail.ru


Смерть Христа
Старый стиль
24Март
пятница Новый стиль)
6Апрель
Страстная седмица.
Великий пост.
По монастырскому уставу - полное воздержание от пищи.

Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы.

Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа

Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Захарии монаха (IV). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Артемия (Артемона) еп. Солунского (Селевкийского) (I-II).

Прп. Иакова исп., еп (VIII-IX). Прп. Захарии, постника Печерского (XIII-XIV). Мчч. Стефана и Петра Казанских (1552).

Сщмч. Владимира пресвитера (1920).

Иконы Божией Матери, именуемой "Тучная Гора" (XVII).

Евангельские Чтения

Утр. - Евангелия Последования Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа: 1-е. Ин., 46 зач., XIII, 31 - XVIII, 1. 2-е. Ин., 58 зач., XVIII, 1-28. 3-е. Мф., 109 зач., XXVI, 57-75. 4-е. Ин., 59 зач., XVIII, 28 - XIX, 16. 5-е. Мф., 111 зач., XXVII, 3-32. 6-е. Мк., 67 зач., XV, 16-32. 7-е. Мф., 113 зач., XXVII, 33-54. 8-е. Лк., 111 зач., XXIII, 32-49. 9-е. Ин., 61 зач., XIX, 25-37. 10-е. Мк., 69 зач., XV, 43-47. 11-е. Ин., 62 зач., XIX, 38-42. 12-е. Мф., 114 зач., XXVII, 62-66. На 1-м часе: Гал., 215 зач. (от полу́), VI, 14-18. Мф., 110 зач., XXVII, 1-56. На 3-м часе: Рим., 88 зач. (от полу́), V, 6-11. Мк., 67 зач., XV, 16-41. На 6-м часе: Евр., 306 зач., II, 11-18. Лк., 111 зач., XXIII, 32-49. На 9-м часе: Евр., 324 зач., X, 19-31. Ин., 59 зач., XVIII, 28 - XIX, 37. На веч.: Исх. XXXIII, 11-23. Иов. XLII, 12-20. Ис. LII, 13-15; LIII, 1-12; LIV, 1. Благовещения: Исх. III, 1-8. Притч. VIII, 22-30. Быт. XXVIII, 10-17. Иез. XLIII, 27 - XLIV, 4. Притч. IX, 1-11. Великого Пятка: 1 Кор., 125 зач., I, 18 - II, 2. Ев. составное: Мф., 110 зач., XXVII, 1-44; Лк., XXIII, 39-43; Мф., XXVII, 45-54; Ин., XIX, 31-37; Мф., XXVII, 55-61.

Литургии не положено. Во второй половине дня совершается вечерня, в конце которой из алтаря износится Святая Плащаница.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский

Распятие Христа Господа и собор архангела Гавриила! Новое утешительное сочетание! Гавриил предвозвещает рождение Предтечи; Гавриил благовествует Деве; он же, вероятно, возвещал радость о рождении Спасителя; не кто другой и женам возвестил о Воскресении Христа Господа. Таким образом, Гавриил - всякой радости провозвестник и приноситель. Распятие же Христово - радость и отрада всех грешников. Грешнику, пришедшему в чувство своей греховности и всеправедной правды Божией, некуда укрыться, кроме как под сень креста. Здесь принимает он удостоверение, что ему нет прощения, пока он один стоит перед Богом со своими грехами и даже со слезами о них. Одно для него спасение - в крестной смерти Господа. На кресте рукописание всех грехов разодрано. И всякий, кто принимает это с полною верою, делается причастным этого таинства помилования. С созреванием этой веры созревает и уверенность в помиловании и вместе отрада от чувства вступления в состояние помилования на все века. Крест - источник радости, потому что грешник верою пьет из него отраду помилования. В этом отношении он есть своего рода архангел, благовествующий радость.

Молитвы

Тропарь преподобного Захарии, постника Печерского, в Дальних пещерах
глас 3

Постническаго ради твоего жития, блаженне Захарие,/ яко приемый велию на бесы крепость,/ моли и нам техже козней избыти,/ получити грехов прощение/ и велию милость.

Кондак преподобного Захарии, постника Печерского, в Дальних пещерах
глас 1

В постничестве светло яко просиявый/ и бесом страшен яко явивыйся,/ всечестне Захарие,/ укрепи и нас твоими молитвами/ постническое житие имети/ и бесовскаго избавитися злодейства,/ яко да ублажаем тя.

Тропарь мучеников Стефана и Петра Казанских
глас 4

Мучеников двоица единонравная,/ Стефане и Петре славнии,/ неверие соплеменников обличивше,/ Христу последовали есте,/ во Святую Троицу веровати всех научающе,/ Еяже ради великия страдания приемше,/ молитеся о нас ко Господу,/ да, избавившеся тьмы греховныя,/ Света явимся общницы невечерняго.

Кондак мучеников Стефана и Петра Казанских
глас 3

Святии страстотерпцы Стефане и Петре,/ Троицы поборницы преизряднейшии,/ мук треволнения и страшную смерть на вечную жизнь пременившии/ во граде Казани страдальчествовавшии,/ ныне же в Небесных чертозех Всецарю предстоящии,/ от всяких нас грехопадений избавити Христа Бога молите,/ Той бо есть верных утверждение.

Тропарь
глас 4
Искупил ны еси от клятвы законныя/ Честною Твоею Кровию,/ на кресте пригвоздився, и копием прободся,/ безсмертие источил еси человеком,// Спасе наш, слава Тебе.
Кондак
глас 8
Нас ради Распятаго, приидите, вси воспоим:/ Того бо виде Мария на Древе, и глаголаше:// аще и распятие терпиши, Ты еси Сын и Бог Мой.

Службы

Сайты приходов:

Храм во имя св. Иакова Исповедника г. Тавда (Каменская епархия)
Храм иконы Божией Матери "Тучная Гора" пос. Заволжский (Тверская епархия)

Статьи на Православие.Ru

Слово у Плащаницы Спасителя

Святейший патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков)

Сегодня Святая Церковь, возлюбленные, выносит для нашего поклонения и лобызания Святую Плащаницу с изображением Спасителя нашего и Господа в окружении Богоматери и многих Его учеников. Мы встречаем сегодня Святую Плащаницу со свечами в руках, которые символизируют духовное горение нашего сердца. Что же это за горение?

О любви ко Христу

Архиепископ Серафим (Соболев)

Опять святая Церковь созвала нас, чад своих, ко гробу нашего Спасителя. Опять она побуждает нас дивным трогательным богослужением вспомнить крестную смерть нашего Господа с ее великими телесными и душевными страданиями. И мы, проникаясь этими воспоминаниями вместе с Церковью, сознаем, что сии страдания и смерть Господь восприял для нашего спасения.

Слово на вечерне Великого пятка

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

Святая Церковь, и мы все ощущаем, и видим это, придает особое значение Страстям Христовым. Почему же так происходит? Почему жизненно важно для нас, что центральное место в богослужебном круге – это Страстная седмица и, конечно, следующее за ней Воскресение Христово, Святая Пасха?

Суд над Иисусом Христом. Богословский и юридический взгляд. Ч. 1

Иеромонах Иов (Гумеров)

Новое расширенное издание Суд над Иисусом Христом, Сыном Божиим, свершился в пятницу 13 нисана (по еврейскому календарю) в Иерусалиме в царствование императора Тиберия. Начался он ночью и завершился ранним утром. В мировой истории, полной неисчислимых уголовных разбирательств и процессов, этот суд уникален: был осужден на казнь вочеловечившийся Бог, Иисус Христос.

Суд над Иисусом Христом. Богословский и юридический взгляд. Ч. 2

Иеромонах Иов (Гумеров)

Новое расширенное издание Кто приговорил Мессию к смерти? Хотя окончательный приговор вынес римский судья Понтий Пилат, несомненно, что главными действующими лицами были члены иерусалимского синедриона. Это название высшего судебного органа покоренного, но еще не лишенного окончательно всех прав народа встречается в Библии только в Евангелии и Деяниях св. апостолов.

Суд над Иисусом Христом. Богословский и юридический взгляд. Ч. 3

Иеромонах Иов (Гумеров)

Новое расширенное издание Вчитываясь в законоположительные книги (Исход, Левит, Числа, Второзаконие), легко увидеть, что на первом месте по значимости были законы, связанные с нарушением первой заповеди — любить Бога. Для верующего человека это предписание — не только аксиома духовной жизни, но и глубокая, коренящаяся в самом существе человеческого естества потребность.

Суд над Иисусом Христом. Богословский и юридический взгляд. Ч. 4

Иеромонах Иов (Гумеров)

Новое расширенное издание Юридическое исследование деяния иерусалимского синедриона должно начинаться с его первого формально-правового действия. Таким актом было «взятие под стражу» Проповедника из Галилеи («возложили руки на Иисуса и взяли Его», Мф. 26, 50). В соответствии с древнееврейским судопроизводством подозреваемый в нарушении закона человек в указанный день должен был явиться на суд, оставаясь до этого времени на свободе.

Суд над Иисусом Христом. Богословский и юридический взгляд. Ч. 5

Иеромонах Иов (Гумеров)

Новое расширенное издание На главу Иисуса надели сплетенный из терна венец, шипы которого изъязвляли голову Узнику. Особенно болезненно впивались иглы, когда воины били Его тростью по голове. С этим соединялись моральные страдания. Воины глумились и надругались над Тем, Кто вмещал в Себе полноту любви ко всем людям и даже к этим, ослепленным грехом истязателям, не ведавшим, что творят.

Библия, изложенная для семейного чтения.
Великая пятница

Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам.

Вечерня с чтением канона на плач Пресвятой Богородицы во святой Великий пяток

25 / 12 апреля 2008 г. Пятница Страстной седмицы Великого Поста. Сретенский монастырь. Вечерня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 103:16 мин. Размер 49.6 Mb)

Титло с Животворящего Креста Господня

Анатолий Холодюк

В римской базилике Честного и Животворящего Креста Господня хранятся многие святыни, некогда привезенные равноапостольной царицей Еленой из Святой Земли, а среди прочего и частицы обретенного ею Животворящего Древа Креста и часть некогда прибитого ко Кресту, на котором был распят Спаситель, титла с надписью: «Иисус Христос, Царь Иудейский».

Слово в Великую Пятницу о спасительном страдании

Каким Бог создал человека, и чем воздал человек Богу! В раю сладости, взяв прах от земли, Своими руками образовал Бог тело человека, вдохнув в него дыхание жизни, почтил его Своим образом и создал его человеком! Человек на Голгофе так поступил с Господом, что Он стал без вида, бездыханным, весь – в крови, весь – в язвах, пригвожден был к кресту…

Слово в Великий Пяток

Святитель Филарет Московский

Вниди во внутреннее Святилище страданий Иисусовых, оставя за собою внешний двор, отданный языкам на попрание. Что там? – Ничего, кроме святой и блаженной любви Отца и Сына и Святого Духа к грешному и окаянному роду человеческому. Любовь Отца – распинающая. Любовь Сына – распинаемая. Любовь Духа – торжествующая силою крестною. Тако возлюби Бог мир!

Утреннее богослужение в Великую Пятницу в Сретенском монастыре

20 марта / 2 апреля. Пятница Страстной седмицы Великого поста. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Сретенский монастырь. Царские часы, изобразительны. Хор Сретенской Духовной семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 113:10 мин. Размер 54.4 Mb)

Порядок звонов, совершаемых в Страстную седмицу

Николай Завьялов

В Великую пятницу на вечернем богослужении, когда совершается чин погребения, звонят благовест перед началом службы в большой колокол, и затем на крестном ходе – перезвон по единожды в каждый колокол от большого к малому. По поставлении Плащаницы в центре храма – трезвон. С этого момента, по установившейся в настоящее время традиции, никаких звонов совершать не принято до полунощницы Великой субботы, то есть до благовеста к пасхальной службе.

Страстная неделя: самое главное

Наступила Страстная седмица. Что самое главное для христианина в эти дни? Как провести их, чтобы достойно встретить Светлое Христово Воскресение? С этими вопросами мы обращаемся к нашим пастырям

Вечернее богослужение в Сретенском монастыре в Великий Четверг

4 / 17 апреля 2014 г. Четверг Страстной седмицы Великого поста. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Сретенский монастырь. Утреня с чтением 12-ти Страстных Евангелий. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:55:38 мин. Размер 126.5 Mb)

Вечерня с чтением канона на плач Пресвятой Богородицы во святой Великий пяток

5 / 18 апреля 20014 г. Пятница Страстной седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Вечерня, канон на плач Пресвятой Богородицы. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:33:55 мин. Размер 67.7 Mb)

Богоубийственная зависть

Зависть – это чувство, которое укоренилось в человечестве, это тот образ и подобие диавола, который он отпечатал в падшей человеческой душе. (MP3 файл. Продолжительность 10:03 мин. Размер 7.3 Mb)

Вечернее богослужение в Сретенском монастыре в Великий Четверг

27 марта / 9 апреля 2015 г. Четверг Страстной седмицы Великого поста. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Сретенский монастырь. Утреня с чтением 12-ти Страстных Евангелий. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 3:01:14 мин. Размер 130.5 Mb)

Утреннее богослужение в Сретенском монастыре в Великую Пятницу

28 марта / 10 апреля 2015 г. Пятница Страстной седмицы Великого поста. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Сретенский монастырь. Царские часы, изобразительны. Хор Сретенской Духовной Семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 1:56:36 мин. Размер 84 Mb)

Вечернее богослужение в Сретенском монастыре в Великий Четверг

31 марта / 13 апреля 2017 г. Четверг Страстной седмицыВеликого поста. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Сретенский монастырь. Утреня с чтением 12-ти Страстных Евангелий. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 3:04:43 мин. Размер 133 Mb)

Утреннее богослужение в Сретенском монастыре в Великую Пятницу

1 / 14 апреля 2017 г. Пятница Страстной седмицы Великого поста. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Сретенский монастырь. Царские часы, изобразительны. Хор Сретенской духовной семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 1:58:32 мин. Размер 85.4 Mb)
© ПРАВОСЛАВИЕ.RU