Православный Церковный календарь 2018 | |||||||||||||||||
|
Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа Прп. Захарии монаха (IV). Свт. Артемия (Артемона) еп. Солунского (Селевкийского) (I-II). Прп. Иакова исп., еп (VIII-IX). Прп. Захарии, постника Печерского (XIII-XIV). Мчч. Стефана и Петра Казанских (1552). Сщмч. Владимира пресвитера (1920). Иконы Божией Матери, именуемой "Тучная Гора" (XVII). Евангельские ЧтенияУтр. - Евангелия Последования Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа: 1-е. Ин., 46 зач., XIII, 31 - XVIII, 1. 2-е. Ин., 58 зач., XVIII, 1-28. 3-е. Мф., 109 зач., XXVI, 57-75. 4-е. Ин., 59 зач., XVIII, 28 - XIX, 16. 5-е. Мф., 111 зач., XXVII, 3-32. 6-е. Мк., 67 зач., XV, 16-32. 7-е. Мф., 113 зач., XXVII, 33-54. 8-е. Лк., 111 зач., XXIII, 32-49. 9-е. Ин., 61 зач., XIX, 25-37. 10-е. Мк., 69 зач., XV, 43-47. 11-е. Ин., 62 зач., XIX, 38-42. 12-е. Мф., 114 зач., XXVII, 62-66. На 1-м часе: Гал., 215 зач. (от полу́), VI, 14-18. Мф., 110 зач., XXVII, 1-56. На 3-м часе: Рим., 88 зач. (от полу́), V, 6-11. Мк., 67 зач., XV, 16-41. На 6-м часе: Евр., 306 зач., II, 11-18. Лк., 111 зач., XXIII, 32-49. На 9-м часе: Евр., 324 зач., X, 19-31. Ин., 59 зач., XVIII, 28 - XIX, 37. На веч.: Исх. XXXIII, 11-23. Иов. XLII, 12-20. Ис. LII, 13-15; LIII, 1-12; LIV, 1. Благовещения: Исх. III, 1-8. Притч. VIII, 22-30. Быт. XXVIII, 10-17. Иез. XLIII, 27 - XLIV, 4. Притч. IX, 1-11. Великого Пятка: 1 Кор., 125 зач., I, 18 - II, 2. Ев. составное: Мф., 110 зач., XXVII, 1-44; Лк., XXIII, 39-43; Мф., XXVII, 45-54; Ин., XIX, 31-37; Мф., XXVII, 55-61.Литургии не положено. Во второй половине дня совершается вечерня, в конце которой из алтаря износится Святая Плащаница. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день годаРаспятие Христа Господа и собор архангела Гавриила! Новое утешительное сочетание! Гавриил предвозвещает рождение Предтечи; Гавриил благовествует Деве; он же, вероятно, возвещал радость о рождении Спасителя; не кто другой и женам возвестил о Воскресении Христа Господа. Таким образом, Гавриил - всякой радости провозвестник и приноситель. Распятие же Христово - радость и отрада всех грешников. Грешнику, пришедшему в чувство своей греховности и всеправедной правды Божией, некуда укрыться, кроме как под сень креста. Здесь принимает он удостоверение, что ему нет прощения, пока он один стоит перед Богом со своими грехами и даже со слезами о них. Одно для него спасение - в крестной смерти Господа. На кресте рукописание всех грехов разодрано. И всякий, кто принимает это с полною верою, делается причастным этого таинства помилования. С созреванием этой веры созревает и уверенность в помиловании и вместе отрада от чувства вступления в состояние помилования на все века. Крест - источник радости, потому что грешник верою пьет из него отраду помилования. В этом отношении он есть своего рода архангел, благовествующий радость. Некоторые особенности богослуженияВ Великую Пятницу совершаются три основные службы: утреня, великие часы и великая вечерня с малым повечерием. Утреня Великой Пятницы с чтением 12-ти Евангелий, именуемая Уставом Последование Святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа, совершается обычно в Великий Четверток вечером. Литургия в Великий Пяток не совершается по причине глубокого сокрушения и сугубого поста в честь распятия и смерти Господа Иисуса Христа, а также и потому, что в этот день Голгофская Жертва была принесена Самим Спасителем на Кресте. Великий Пяток. Песнопения в mp3. Утреня Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа должно начинаться, по Уставу, во 2-м часу ночи, потому что страдания Господа начались ночью с Четверга на Пятницу. Подобно ученикам, сопутствовавшим с пением ночью своему Учителю и Господу с Тайной Вечери в Гефсиманский сад, верующие также в ночь на Пятницу совершают утреню с пением антифонов и Канона и назидаются слушанием евангельского повествования о Страстях Христовых, так что главное содержание утрени Великого Пятка составляет чтение 12 Евангелий — избранных глав из благовествования всех четырех евангелистов. В этих Евангелиях подробно повествуется о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с Его прощальной беседы с учениками после Тайной Вечери и кончая Его погребением во гробе Иосифа Аримафейского. Начало утрени обычное. После шестопсалмия и великой ектении поется Аллилуиа со стихами великопостными и тропарь: Егда славнии ученицы (трижды). Иерей в фелони выносит Евангелие на середину храма, после чего совершается полное каждение храма, которое бывает также и перед 12-м Евангелием, а перед остальными - малое каждение. По окончании пения тропаря произносится малая ектения и сразу же читается 1-е Евангелие св. Страстей. При чтении Евангелия священнослужители и народ стоят с зажженными свечами, выражая тем пламенную любовь к Божественному Страдальцу и уподобляясь мудрым девам, исшедшим со светильниками в сретение Жениху. После каждого из пяти первых Евангелий положены умилительные антифоны, которые дополняют евангельское чтение, раскрывая глубокий духовный смысл воспоминаемого события. В 1-м Евангелии (от Иоанна) излагается последняя, прощальная беседа Господа Иисуса Христа с учениками и Его первосвященническая молитва. Антифоны 1-й, 2-й, 3-й, Между первыми пятью Евангелиями (до 6-го) поется по три антифона (всего 15), произносятся малая ектения и седален, во время которого совершается каждение. По окончании каждого седальна диакон возглашает: И о сподобитися нам, и читается Евангелие. Содержание 15 антифонов весьма умилительно и назидательно для христианской души. В них изображаются страдания Богочеловека Иисуса Христа, Его любовь к роду человеческому, а также обличается законопреступный Иуда и восхваляется благоразумный разбойник. 2-е Евангелие, Антифоны 4-й, 5-й, 6-й, 3-е Евангелие, Антифоны 7-й, 8-й, 9-й, 4-е Евангелие, Антифоны 10-й, 11-й, 12-й, 5-е Евангелие, Антифоны 13-й, 14-й, 15-й После 6-го Евангелия поются (или читаются) блаженны Триоди с тропарями, произносится малая ектения и поется прокимен: Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий , после чего читается 7-е Евангелие - о крестных страданиях Господа. По 7-м Евангелии читается 50-й псалом и следует 8-е Евангелие - о распятии Господа и исповедании благоразумного разбойника. Затем поется трипеснец Космы Маиумского: К Тебе утреннюю (5-я, 8-я и 9-я песни). На 9-й песни Честнейшую не поем. Диакон запевает первые слова ирмоса 9-й песни: Честнейшую херувим, а хор продолжает: И славнейшую.... По 9-й песни поется краткий, но полный глубочайшего сердечного умиления светилен: Разбойника благоразумнаго После светильна читается 9-е Евангелие - о словах Господа Спасителя, обращенных к Матери и возлюбленному ученику, о смерти Спасителя и прободении ребра. Затем читаются обычные хвалитные псалмы: Хвалите Господа с небес, и поются стихиры на хвалитех, после которых читается 10-е Евангелие - о снятии с Креста и погребении Господа. По окончании его читается славословие, произносится просительная ектения и читается 11-е Евангелие - о погребении тела Господа в новом гробе. Затем - стиховные стихиры и 12-е Евангелие - о приставлении стражи ко гробу и запечатании гроба. По окончании чтения Евангелие уносится в алтарь. После 12-го Евангелия утреня оканчивается обычным порядком. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Утреня с чтением 12-ти Страстных Евангелий. Хор Сретенского монастыря.
Великие часы, совершаемые в Великую Пятницу, отправляются все вместе (1-й, 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных) по чину великих часов в навечерие Рождества Христа и Крещения, т.е. по одному псалму остается с обычных часов и вновь вводится по два. На каждом часе читаются особые псалмы, имеющие отношение к воспоминаемым событиям. На Слава на каждом часе поется особый свой тропарь; после Богородична часа поются три особых тропаря и прокимен, а также читаются паремии, Апостол и Евангелие (от каждого Евангелиста). Великие часы составлены св. Кириллом, архиепископом Александрийским (Vв.). По Уставу, их должно совершать во 2-м часу дня, т.е. в 8 часов утра по нашему времени. 1-й час
Читаются псалмы 5,
2,
21 3-й час
Читаются псалмы 34,
108,
50 6-й час
Читаются псалмы 53,
139,
90 9-й час
Читаются псалмы 68,
69,
85 В конце великих часов читаются изобразительны «поскору», начиная: Во царствии Твоем помяни нас, Господи и т.д., и бывает особый отпуст. Литургию в Великий Пяток совершать не положено. Пятница Страстной седмицы Великого поста. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Царские часы, изобразительны. Хор Сретенской Духовной семинарии.
На великой вечерни в Великую Пятницу, которая относится к Великой Субботе и совершается обычно в 2 часа дня - около того времени, когда Спаситель умер на Кресте (в 10-м часу дня, т.е. в 4-м пополудни), воспоминается снятие с Креста пречистого Тела Иисуса Христа и Его погребение. Стихиры на Господи воззвах - Триоди и Благовещения, стихира на Славу -Триоди О како беззаконное сонмище, на И ныне - Благовещения Послан бысть После стихир на Господи, воззвах и входа с Евангелием читаются три паремии (из книг: Исход, Иова и пророка Исаии), в которых пророчески изображаются страдания Искупителя мира, перед первой и второй паремиями и перед Апостолом поются прокимны (прокимен Разделиша ризы Моя себе, читается 1-я паремия Триоди, поется прокимен, читаются 2-я и 3-я паремии Триоди), затем читаются 5 паримий Благовещения. По окончании последней паремии царские врата отверзаются. Поется прокимен Положиша Мя в рове преисподнем. Читается Апостол (Кор., зач. 125-е — о Божественной силе и премудрости, открывшихся в крестных страданиях Спасителя) и Евангелие (Мф., зач. 110-е), избранное из трех благовестий (кроме евангелиста Марка), — о страданиях и крестной смерти Господа. Стихиры на стиховне поются Триоди, стихира на Славу - Благовещения Днесь радость благовещения, на И ныне - Триоди Тебе одеющагося. Во время пения этой стихиры отверзаются царские врата, и настоятель совершает каждение (трижды) вокруг Св. Плащаницы, лежащей на престоле. По Трисвятом - Тропарь Благовещения Днесь спасения нашего главизна, Слава и ныне - тропарь Благообразный Иосиф. Во время пения тропаря Благообразный Иосиф предстоятель, сотворив три земных поклона, подъемлет с престола Плащаницу и через северные врата (в предшествии свещеносцев и диакона со свечой и кадилом) износит ее на середину храма и полагает на уготованную гробницу. При соборном служении настоятель идет под Плащаницей, неся Евангелие над главой или в руках. Если священник один, Евангелие благоговейно несет в левой руке диакон, держа в правой кадило. Если нет диакона, священник благословляет кому-либо из благочестивых прихожан нести Евангелие обернутым в плат. Евангелие в этих случаях несут впереди Плащаницы. Затем Евангелие полагается на Плащаницу. Далее совершается троекратное каждение вокруг Плащаницы, после чего священнослужители совершают поклонение и целование Плащаницы. Окончание великой вечерни обычное. Тотчас после вечерни совершается малое повечерие, на котором поется канон о распятии Господа и На плач Пресвятой Богородицы. Этот трогательный канон составлен в X веке Симеоном Логофетом. После малого отпуста совершается целование Плащаницы народом. Во время целования принято петь Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного Молитвы
СлужбыСайты приходов:Храм во имя св. Иакова Исповедника г. Тавда (Каменская епархия) Храм иконы Божией Матери "Тучная Гора" пос. Заволжский (Тверская епархия)
Статьи на Православие.Ru
|
||||||||||||||||
© ПРАВОСЛАВИЕ.RU | |||||||||||||||||