Литургия св. Василия Великого..
Обычно в четверг вечером совершается утреня Великого Пятка с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
Некоторые особенности богослужения
Последования утрени, часов, изобразительных, вечерни и
малого повечерия с трипеснцем Великого Четверга для
домашнего (келейного) совершения (в формате Word).
В этот день в богослужении воспоминаются четыре важнейших
события из жизни Христа Спасителя: Тайная Вечеря, на
которой Господь установил новозаветное таинство св.
Евхаристии; омовение ног ученикам в знак глубокого
смирения и любви к ним; молитва в саду Гефсиманском и
предательство Иисуса Христа Иудою на страдания и смерть.
Накануне, в среду вечером совершается малое повечерие и
утреня с 1-м часом.
После Аллилуиа и стихов обычных постовых трижды
поется особым напевом тропарь Егда славнии
ученицы.
Кафизм нет. Тотчас после тропаря – возглас диакона:
И о сподобитися нам, и читается Евангелие
После 50-го псалма сразу поется канон одного из лучших
православных гимнографов св. Косьмы
МаиумскогоСеченое
сечется с припевом к тропарям
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. В этом
каноне тема установления Таинства Евхаристии
раскрывается через ветхозаветный образ Премудрости,
созывающей всех на трапезу. Вторая тема канона -
умовение ног Тем, Который сотворил "езера и
источники моря". И, конечно, в каноне
продолжается тема предательства Иуды и последних
наставлений Господа Своим ученикам.
Честнейшую не поем, но поем ирмос 9-й песни.
Диакон запевает перед иконой Божией Матери начальные слова
ирмоса: Странствия Владычня, а хор продолжает:
и безсмертныя трапезы....
По 9-й песни 3-жды поется ексапостиларий Чертог Твой - тот же, что пелся в
первые три дня Страстной седмицы. Эти слова четыре
дня подряд трижды звучали на каждой утрене, готовя
нас к богослужению Великого Четверга, к участию в
Тайной Вечере.
Особенностью 1-го часа является чтение
после Богородична часа паремии из книги пророка Иеремии, в
которой изображается кротость Божественного Страдальца и
злоба Его врагов. Чтение паремии предваряется и
заключается пением прокимнов: тропарь пророчества,
прокимен, паремия и еще один
прокимен.
К часам присоединяются изобразительные,
после которых служится Литургия свт. Василия
Великого,соединенная с вечерней.
Литургия
Великого Четверга - это одна из тех Литургий, на которых
нет Херувимской песни. Вместо нее в этот
день трижды поется Вечери Твоея
тайныя - дважды до
перенесения Святых Даров, третий раз - после
перенесения Даров.
Вместо причастного стиха и стиха: Тело Христово
приимите (при причащении народа), и вместо: Да
исполнятся уста наша также поется песнь:
Вечери Твоея
тайныя, в которой содержится обличение Иуды
и исповедание благоразумного разбойника.
После заамвонной молитвы в кафедральных соборах в этот
день совершается Чин омовения ног.
В Великий Четверг совершается также
Мироварение и освящение мира, его
совершает Патриарх после Великого входа.
Четверг Страстной седмицы Великого поста. Утреннее
богослужение. Воспоминание Тайной Вечери. Вечерня с
Литургией Василия Великого. Хор Сретенского монастыря.
Запись 2010г.
MP3
(MP3 файл. Продолжительность100:57 мин. Размер 48.5 Mb
Вечернее богослужение. Воспоминание Святых спасительных
Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Утреня с чтением
12-ти Страстных Евангелий. Хор Сретенского монастыря.
MP3
(MP3 файл. Продолжительность182:41 мин. Размер 87.7 Mb
Молитвы
Кондак апостолов
глас 2
Явистеся Христовы ученицы и апостоли всечестнии,/ Иродионе славне, Агаве и Руфе,/ Асинкрите, Флегонте со Ермом,/ присно молитеся Господеви// подати нам согрешений прощение, поющим вас.
Тропарь святителя Нифонта, епископа Новгородского
глас 3
Яко сый нравом православных/ Восточныя Церкве преданий истинный защитник,/ сподобился еси великаго во отцех Феодосия/ видети по смерти яко жива,/ возвещающа тебе Царствия Небеснаго наследие,/ егоже неизреченных доброт/ ныне с ним неразлучно наслаждаяся,/ моли и о нас, чадех своих, Нифонте прехвальне.
Ин тропарь святителя Нифонта, епископа Нивгородского
глас 4
От мирскаго мятежа из младых ногтей/ исшед в тихое пристанище,/ честный обители Печерския достигл еси/ и, тамо ярем Христов восприим на ся,/ равно Ангелом житие поживе,/ отнюду же пришед, святителю Христов Нифонте, в великий Новград,/ и архиерейский престол восприял еси/ и многи люди учением своим ко Христу привел еси,/ Егоже моли, святителю преподобне, спастися душам нашим.
Кондак святителя Нифонта, епископа Новгородского
глас 5
Ревности древних отец/ в твердом истинных догмат хранении подобней,/ крепкоумне Нифонте,/ не восхотел еси восхитившему самовольне престол Митрополии Климу сослужитель быти,/ избранному же на се от всех, покорен,/ священнолепне с ним служил еси/ и, жизнь свою скончав,/ обрел еси безконечное Царство Христово.
Ин кондак святителя Нифонта, епископа Новгородского
глас 8
Возложив себе от юности Богу, преподобне,/ мир тленных нивочтоже вменив/ и паче всех Христа возлюбив,/ Тому от всея души любовию последовал еси/ и, яко светозарное солнце,/ от Киева просил во вся концы Русский земли добродетелию,/ и бысть пастырь великому Новуграду,/ и, добре упас стадо Христово словесных овец на пажитех духовных,/ к Богу отшел еси,/ и ныне со Ангелы Владычню Престолу предстоя,/ нас поминай, раб своих, да зовем ти:/ радуйся, отче Нифонте,/ святителем изрядная похвало.
Тропарь преподобного Руфа послушливого, затворника Печерского, в Дальних пещерах
глас 8
Послушание святое, нарицающееся живот,/ преподобне отче Руфе, прием,/ живот вечный оным постигл еси,/ идеже живя, не забуди и нас, хвалящих тя.
Кондак преподобного Руфа послушливого, затворника Печерского, в Дальних пещерах
глас 6
Честна смерть твоя, преподобне Руфе, пред Господем,/ честне бо и преподобне жизнь твою в послушании святом препроводил еси./ Тем тя убо почитаем,/ яко послушником образ и наставник.