Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English Српска
ПРАВОСЛАВИЕ.RU Православный Церковный календарь
Православный Церковный календарь 2026

Мч. Созонт Помпеольский Прп. Макарий Оптинский
Старый стиль
7Сентябрь
воскресенье Новый стиль)
20Сентябрь
Неделя 16-я по Пятидесятнице, перед Воздвижением. Глас 7.
Поста нет.

Совершается служба на шестьПредпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Созонта (ок. 304). Совершается служба со славословиемСвт. Иоанна, архиеп. Новгородского (1186). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрмч. Макария Каневского, архим. Овручского, Переяславского (1678). Прп. Макария Оптинского (1860).

Апп. от 70-ти Евода (66). и Онисифора (после 67). Мч. Евпсихия (II). Прп. Луки (после 975). Прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби (1380). Прп. Серапиона Спасоелезаровского, Псковского (1480). Собор Алтайских святых.

Сщмчч. Петра и Михаила пресвитеров (1918). Сщмчч. Евгения, митр. Горьковского, и с ним Стефана пресвитера и прмчч. Евгения, Николая и Пахомия (1937). Сщмч. Григория, Василия пресвитеров, прмч. Льва (1937). Собор новомучеников и исповедников Казахстанских.

Евангельские Чтения

Утр. - Ев. 5-е, Лк., 113 зач., XXIV, 12-35. Лит. - Недели пред Воздвижением: Гал., 215 зач., VI, 11-18. Ин., 9 зач., III, 13-17. Ряд. (под зачало): 2 Кор., 181 зач., VI, 1-10. Мф., 105 зач., XXV, 14-30. Мч.: Еф., 233 зач., VI, 10-17. Ин., 52 зач., XV, 17 - XVI, 2.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский

(Мф. 25, 14-30). Притча о талантах дает мысль, что жизнь - время торга. Надо, значит, спешить воспользоваться этим временем, как на торгу всякий спешит выторговать, что может. Хоть только лапти кто привез или лыко, и тот не сидит сложа руки, но ухищряется зазвать покупателей, чтоб продать свое и купить потом себе нужное. Из получивших от Господа жизнь никто не может сказать, что у него нет ни одного таланта; всякий имеет что-нибудь, да не одно еще: всякому, стало быть, есть чем торговать и делать прибыток. Не озирайся по сторонам и не считай, что получили другие, а к себе присмотрись хорошенько и поточнее определи, что в тебе есть и что можешь приобрести на то, что имеешь, и потом действуй по этому плану без лености. На суде не будут спрашивать, почему не приобрел ты десять талантов, когда имел только один, и даже не спросят, почему ты на свой один талант приобрел только один, а скажут, что ты приобрел талант, пол-таланта или десятую его часть. И награда будет не потому, что ты получил, а потому, что приобрел. Ничем нельзя будет оправдаться - ни знатностью, ни бедностью, ни необразованностью. Когда этого не дано и спроса о том не будет. Но у тебя были руки и ноги, скажи же, спросят, что ты приобрел ими? Был язык, что им приобрел? Так-то на суде Божием уравнивается неравенства земных состояний.

(Гал. 6, 11-18; Ин. 3, 13-17). "Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную". Вера в Сына Божия, плотью распявшегося нас ради, - сила Божия во спасение, живой источник живодействующих нравственных стремлений и настроений, и приемник пространной благодати Святого Духа, всегда в сердце пребывающей и сокровенных наитий благовременно, в час нужды, свыше ниспосылаемых. Вера совмещает убеждения, привлекающие Божие благоволение и силу свыше. То и другое вместе и есть обладание животом вечным. Пока хранится в целости эта жизнь, христианин неподателен, ибо, прилепляясь к Господу, он един дух с Господом, а Господа ничто преодолеть не может. Отчего же падают? От ослабления веры. Слабеют убеждения христианские - слабеет и нравственная энергия. По мере этого ослабления, благодать вытесняется из сердца, худые же позывы поднимают голову. В час удобный происходит склонение на эти последние: вот и падение. Будь бодренным и блюстителем веры во всем ее составе, и не падешь. В этом то смысл св. Иоанн говорит, что рожденный от Бога греха не творит.

Молитвы

Тропарь святителя Иоанна, архиепископа Новгородского
глас 8

Днесь светло красуется славнейший великий Новград,/ имея мощи твоя в себе, святителю Иоанне,/ яко солнечныя лучи испущающия,/ и подающия исцеления, притекающим с верою к тебе./ Молися Христу Богу, избавити град сей невредим от варварскаго пленения,/ и междоусобныя брани, и огненнаго запаления,/ святителю Богомудре и чудоносче,/ небесный человече, и земный ангеле:/ да сошедшеся любовию в память твою,/ светло празднуем, в песнех и пениих радующеся,/ и Христа славяще, тебе таковую благодать даровавшаго исцелений,/ и великому Новуграду заступление и утверждение.

Ин тропарь святителя Иоанна, архиепископа Новгородского
глас 4

Господи Боже наш,/ творяй присно с нами по Твоему смотрению,/ не отстави милости Твоея от нас,/ но молитвами святителя Твоего Иоанна/ в мире устрой живот наш.

Кондак святителя Иоанна, архиепископа Новгородского
глас 4

Возвеселися явленно Честная Церковь Христова,/ в память днесь приснословущаго святителя Иоанна,/ от великаго Новаграда возсиявшаго:/ и всю страну удивившаго преславными чудодеянии,/ и всеми добродетельми украсившагося./ И по преставлении бо честное тело его обретеся нетленно,/ источающее велия чудеса./ Темже зовем ему:/ о всеблаженне!/ Моли Христа Бога непрестанно о всех нас.

Тропарь преподобномученика Макария, архимандрита Каневского
глас 4

Христу, нас ради с Небес сошедшему,/ последовал еси в подвизех твоих,/ Макарие, отче наш./ Егоже моли о нас, ублажающих тя,/ прощение прегрешений даровати нам,/ любовию же и смирением сердца наша озарити/ и спасти души наша.

Ин тропарь преподобномученика Макария, архимандрита Каневского
глас 4

Божественным желанием весь сам себе от юнаго возраста Господеви возложив,/ явился еси светильник светлый граду твоему,/ поучая всех истинней вере и житию богоугодному,/ священно-мучениче Макарие, Овручская похвало./ Сего ради, яко агнец непорочный, гонимый от распрелюбивых врагов,/ возшел еси во обитель Каневскую,/ идеже, яко пастырь добрый, душу твою положил еси за овцы твоя./ И ныне ко всечестней раце многоцелебных мощей твоих/ мы, грешнии, со умилением притекающе,/ дар исцеления приемлем, многострадальне:/ ты бо присно источаеши болящим здравие, печальным утешение/ и всем, чтущим тя, всякое исполнявши требование,/ моляся Христу Богу спастися душам нашим.

Ин тропарь преподобномученика Макария, архимандрита Каневского
глас 8

Ко всечестней раце многоцелебных мощей твоих,/ преподобномучениче Макарие,/ мы, грешнии, притекающе, дар исцеления приемлем:/ ты бо присно источаеши болящим здравие, печальным утешение/ и всех, чтущих тя, всякое исполнявши требование,/ молящеся Христу Богу спастися душам нашим.

Кондак преподобномученика Макария, архимандрита Каневского
глас 4

Нетленною красотою смиреннаго жития твоего/ Бога на земли прославил еси/ и Божественный веры чистоту/ сохраняти люди научил еси,/ страдальческими же подвиги кончину прием,/ от Бога прославлен явился еси,/ преподобномучениче Макарие, отче наш.

Ин кондак преподобномученика Макария, архимандрита Каневского
глас 2

Постническое и равноангельное житие твое/ страдальческими уяснил еси подвиги/ и Ангелом совсельник, Богоблаженне, явился еси, Макарие,/ с нимиже Христу Богу моляся не престай/ о всех нас.

Службы

Статьи на Православие.Ru

В Иерусалим на бесе

О том, откуда приходит помощь в благом и праведном деле, как относиться к угрозам беса и что бывает, когда народ поспешит осудить своего пастыря.

Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860)

Преподобный Макарий, в миру Михаил Николаевич Иванов, будучи ребёнком и отроком, был тих и кроток, предпочитал чтение, молитву и игру на скрипке – шумным играм и увеселениям.

«Макарий идет!»

Опаленный смирением старца, бес тотчас же оставил страдальца, который упал без чувств к ногам благодатного посетителя и пролежал долгое время в совершенном оцепенении…

Преподобный Макарий Оптинский: духовный путь от дворянина до иеродиакона

Елена Бутарова

В 1810 году он отправился на богомолье в Площанскую Богородицкую пустынь. Ему было тогда неполных 22 года. И обратно в мир он уже не вернулся…

Протодиакон Иоанн Дробот (Париж): «Мы свидетельствуем о Православии на Западе»

Интерес к богословию, к вере, к духовности – самая первая причина, по которой люди на Западе переходят в Православие.

Новомученики земли Щелковской

Священник Димитрий Выдумкин

Чем больше христиан гнали, тем больше их становилось. Церковь гонимая не исчезала, как это замышляли гонители, а преображалась в Церковь цветущую.

«Эти протоколы заполнялись самими следователями»

«Некоторые священномученики были расстреляны за то, что они продолжали совершать богослужения в заключении», – рассказывает исследователь Карлага протоиерей Ахия Рахимжанов.

Сайты приходов:

Храм иконы Божией Матери "Нечаянная радость" в Марьиной роще г. Москва (Московская епархия (городская))
Храм Преображения Господня дер. Спас-Темня (Московская епархия (областная))
Спасский кафедральный собор г. Бежецк (Бежецкая епархия)
Васильевский женский монастырь г. Овруч (Овручская епархия)
Храм прмч. Макария Каневского, Переяславского чудотворца пгт. Брусилов (Овручская епархия)
Храм блг. кн. Александра Невского в Кожухове г. Москва (Московская епархия (городская))
Храм во имя прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби с. Шекляево (Арсеньевская епархия)
Храм во имя святых прмчч. Александра Пересвета и Андрея Осляби г. Севастополь (Симферопольская епархия)
Храм священномученика Михаила пресвитера г. Киров (Вятская епархия)
© ПРАВОСЛАВИЕ.RU