ПРАВОСЛАВИЕ.RU | Православный Церковный календарь 2015 | |||||||||||||||||||||
|
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Иконы Софии, Премудрости Божией (Новгородской). Чтимых икон Успения Божией Матери: Киево-Печерской (1073), Овиновской (1425), Псково-Печерской (1472), Семигородной (XV), Пюхтицкой (XVI). Икон Божией Матери: Ацкурской (I), Цилканской (IV), Владимирской-Ростовской (XII), Моздокской (XIII), Гаенатской (XIII), Чухломской (XIV), Сурдегской (1530), Тупичевской (XVII), Влахернской, Бахчисарайской. Евангельские ЧтенияУтр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56. Лит. - Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года"Мария же избрала благую часть" (Лк. 10, 42). Успение Божией Матери представляет благий конец сего избрания. Сам Спаситель в успении Ее принял в руки Свои Ее душу. Того же сподоблялись и многие святые; то же встречают, в разных видах и степенях, и все избиратели благой части. В час избрания упованием только прозревается этот конец, а в некоторой степени даже предощущается; но потом труды, борения и себя принуждения следуют одни за другими и мрачат избранный путь. Путеводною звездою остается благий конец благой части. Это то же, что вдали светящийся огонек для путника, застигнутого темнотою. Упование - возбудитель энергии и поддержатель терпения и постоянства в начатом, а само оно крепко верою. По вере избирают, упованием бывают твердыми в избрании, а терпением достигают благого конца. Некоторые особенности богослуженияПраздник Успения Пресвятой Богородицы принадлежит к числу двунадесятых праздников. Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, блаженного Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами 15 августа, день Успения Богоматери (с 595 г.) сделался праздником общецерковным. Но первоначально праздник совершался не в одно время: в одних местах — в январе месяце, в других — в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в VII в.) 18 января праздновалась «Кончина Девы Марии», а 14 августа — «Взятие на небо». Общее празднование Успения 15 августа в большинстве восточных и западных Церквей устанавливается лишь в VIII—IX вв. Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее Успения. К этой основной цели в IV—V веках присоединяется и другая — обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы (вследствие чего отрицавших и Ее телесную кончину). В V веке написаны стихиры на этот праздник свт. Анатолием, патриархом Константинопольским, а в VIII веке — два канона св. Космою Маиумским и преп. Иоанном Дамаскиным. Литургическое освещение праздника. История праздника. Песнопения праздника Успения в mp3, На великой вечерне: На Господи воззвах поются только стихиры Успения. Стихиры изображают самую суть события, полагая, что Успение Богородицы, как носительницы жизни (1-я «О дивное чудо»), как престола Божия (2-я «Дивны Твоя тайны»), могло быть только радостным, святым и славным преставлением на небо, почему и вызвало прославление и радость о себе ангелов и людей со всем чиноначалием тех и других (3-я стихира — «Твое славят успение»). Заключительная стихира «Богоначальным мановением» дает картину события в самых основных, но наиболее поразительных чертах по его видимой и невидимой стороне (участие ангелов в погребении наряду с апостолами), заканчиваясь молитвою к Усопшей о непрестанном сохранении и спасении нового Ее народа. Читаются три паремии Богородицы. (1-я - видение патриархом Иаковом таинственной лестницы (Быт. 28:11-17), 2-я - видение пророком Иезекиилем затворенной восточной двери храма (Иез. 43:27-44:4), 3-я - дом и трапеза Премудрости (Притч. 9:1-11). Совершается лития. Стихиры на литии ставят целью себе всесторонне раскрыть значение события и посему начинают со значения его для ближайших участников — апостолов (1-я стихира «Подобаше самовидцем»). Затем событие обозревается с самой широкой точки зрения по его отношению ко всему творению (2-я стихира «Яже небес вышшая») и с самой высокой точки зрения по его отношению к Богу Творцу - Отцу и Сыну (3-я стихира «Всенепорочная Невеста»). Указывается частное значение события для мира (4-я стихира «Приидите, вcu концы»), Церкви (5-я стихира «Приидите, празднолюбных собор») и для Самой Богоматери (6-я стихира «Воспойте, людие»). Стихиры на стиховне - Успения. Эти стихиры останавливаются на соотношении между событием Успения и Боговоплощением, объясняя из последнего первое. В частности 1-я стихира «Приидите воспоем» вообще устанавливает эту связь; 2-я «Давидскую песнь» берет Боговоплощение в узких пределах его земной среды, как рождение Христа от семени Давидова; 3-я «Всечестное Твое успение» из Боговоплощения выводит значение события столько для мира ангельского, сколько человеческого. Заключительная стихира «Егда изшла ecu» изображает участие в погребении апостолов (как представителей человечества) и людей. По Трисвятом трижды тропарь Успения (дается с переводом). Чтобы раскрыть саму сущность события, тропарь сопоставляет празднуемое событие — Успение Богоматери — с наиважнейшим событием в жизни Богоматери — с рождением Ею Сына Божия. И то и другое совершенно выходит из границ природы, и первое было обусловлено вторым: став Матерью Жизни, Пресвятая Богородица не могла умереть в собственном смысле, а только перейти к настоящей жизни от этой призрачной и неполной. Так, Успение Богородицы получает соответствующее значение и для нас — избавление молитвами Богоматери душ наших от смерти. На утрене: Тропари на Бог Господь - дважды тропарь Успения, Слава и ныне – тот же тропарь. По полиелее поется величание праздника: Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое. Степенна -1 антифон 4 гласа От юности моея. Прокимен Успения, глас 4-й: Помяну Имя Твое во всяком роде и роде. Стих: Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое. По 50 псалме поется стихира Успения. Тогда как все другие песни праздника дышат радостью о Успении Богоматери, которое было собственно Ее воскресением к будущей жизни, эта стихира, служащая припевом к покаянному 50-му псалму, есть плач у одра умирающей Богоматери: она рисует картину Ее последних минут, как одр Ее окружали апостолы и плакали над ним во главе с апостолом Петром. Заключается стихира скорбной молитвою о сохранении Богородицею Ее паствы, которая, конечно, есть весь христианский мир, от всего угрожающего ей. Канонов – два: первый — «Преукрашенная Божественною славою» св. Космы Маиумского (VIII в.) и второй — «Отверзу уста моя...» преп. Иоанна Дамаскина (VIII в.). Поется катавасия Успения - ирмосы обоих канонов. На 9-й песни Честнейшую не поем, но поется припев и ирмос 1-го канона (служащие задостойником на литургии). Припев: «Ангели успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на Небо». Ирмос: «Побеждаются естества уставы в Тебе, Дева Чистая: девствует бо рождество (рождение остается девственным) и живот предобручает смерть (и смерть обручается с жизнью); по рождестве Дева и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое». Этот же припев поется ко всем тропарям 1-го канона. К тропарю второго канона — другой припев: «Величай, душе моя, от земли на небо честное преставление Божией Матери». Светилен, как заключительная песнь канона, выражает последнюю волю Умирающей. Подобно пасхальному, говорит лишь о погребении и смерти, контраст к канонной радости. На хвалитех стихиры Успения. На Литургии: Антифоны поются изобразительные. Тропари по входе - тропарь Успения, Слава и ныне - кондак Успения (даются с переводом). Поется Трисвятое Прокимен, песнь Богородицы, глас 3: Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Стих: Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди. Вместо «Достойно» поется задостойник праздника – ирмос 9-й песни канона Причастен Богородицы: Чашу спасения прииму, и имя Господне призову. В некоторых местах в виде особого чествования праздника совершается отдельная служба погребения Богоматери. Молитвы
СлужбыСайты приходов:Анадырская и Чукотская епархия:Барнаульская епархия:Бачская епархия:Бежецкая епархия:Белевская епархия:Бердянская епархия:Бориспольская епархия:Боровичская епархия:Брянская епархия:Бузулукская епархия:Владивостокская епархия:Владикавказская епархия:Владимир-Волынская епархия:Владимирская епархия:Вологодская епархия:Воронежская епархия:Выксунская епархия:Донецкая и Мариупольская епархия:Екатеринбургская епархия:Екатеринодарская епархия:Елецкая епархия:Енисейская епархия:Иваново-Вознесенская епархия:Иркутская епархия:Казанская епархия:Касимовская епархия:Київська Митрополія:Костромская епархия:Котласская епархия:Курганская и Шадринская епархия:Курская епархия:Ливенская епархия:Луганская епархия:Лысковская епархия:Молодечненская епархия:Мордовская епархия:Московская епархия:Мурманская епархия:Нижегородская епархия:Новосибирская епархия:Отрадненская епархия:Пензенская епархия:Псковская епархия:Ровенская епархия:Рязанская епархия:Санкт-Петербургская епархия:Смоленская епархия:Ставропольская и Невинномысская епархия:Тарская епархия:Тверская епархия:Тернопольская и Кременецкая епархия:Тираспольская и Дубоссарская епархия:Тихвинская епархия:Тихорецкая епархия:Тульская епархия:Уфимская епархия:Чебоксарская епархия:Шуйская епархия:Яранская епархия:Епархия не указана:Сайты храмов:Статьи на Православие.Ru |
|||||||||||||||||||||
© ПРАВОСЛАВИЕ.RU | ||||||||||||||||||||||