Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English Српска
Архив RSS Карта сайта
ПРАВОСЛАВИЕ.RU Православный Церковный календарь
ПРАВОСЛАВИЕ.RU карта сайта Православный Церковный календарь 2015





Рейтинг@Mail.ru


Старый стиль
24Декабрь
среда Новый стиль)
6Январь
Седмица 32-я по Пятидесятнице. Глас 6.
Рождественский пост. Строгий пост.
Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомНавечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрмц. Евгении и с нею мчч. Прота, Иакинфа и Клавдии (ок. 262).

Прп. Николая монаха (IX).

Прмч. Иннокентия (1928). Сщмч. Сергия пресвитера (1942).

Евангельские Чтения

На 1-м часе: Евр., 303 зач., I, 1-12. Мф., 2 зач., I, 18-25. На 3-м часе: Гал., 208 зач., III, 23-29. Лк., 5 зач., II, 1-20. На 6-м часе: Евр., 304 зач., I, 10 - II, 3. Мф., 3 зач., II, 1-12. На 9-м часе: Евр., 306 зач., II, 11-18. Мф., 4 зач., II, 13-23. Лит. - Евр., 303 зач., I, 1-12. Лк., 5 зач., II, 1-20.

Литургия св. Василия Великого.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский

(Мр. 10, 11-16). С какою любовью отнесся Господь к детям! Да и кто не относится к ним с любовью? Чем дольше кто живет, тем больше любит детей. Видится в них свежесть жизни, чистота и непорочность нрава, которых нельзя не любить. Иным приходит на мысль, смотря на невинность детства полагать, что первородного греха нет, что всякий падает сам, когда приходит в возраст и встречается с противонравственными стремлениями, преодолеть которые, кажется ему, он не в силах. Падает-то всякий сам, а первородный грех все-таки есть. Апостол Павел видит в нас закон греха, противовоюющий закону ума. Этот закон как семя, сначала будто не виден, а потом раскрывается и увлекает. Так рожденные от прокаженных до известного возраста не обнаруживают проказы, потом она раскрывается, и начинает снедать их так же, как и родителей. Где была проказа до времени? Внутри скрывалась. Так и первородный грех до времени скрывается, а потом выходит наружу и делает свое. Окружающая среда много значит и для подавления этого греха и для раскрытия его. Не будь кругом стихий греховных, нечем было бы питаться тому сокрытому греху и он, может быть, сам собою бы иссох: но в том-то горе наше, что кругом всегда бывает много благоприятствующего его питанию. Много греха и в каждом лице и в обществе: но все это не необходимо определяет нас на грех. Грех всегда дело свободы: борись, и не падешь. Падает только тот, кто не хочет бороться. Отчего не хотим бороться? На хотенье и нехотенье нет устава: хочу, потому что хочу; и не хочу, потому что не хочу: самовластие - вот источное начало; дальше его нельзя идти.

Некоторые особенности богослужения

Канун праздника Рождества Христова — 24 декабря — называется Навечерием праздника.

Обычай совершать Навечерие перед праздником Рождества Христова, несомненно, древний. Это видно из того, что уже в IV веке было определено, как праздновать Навечерие, если оно случится в день воскресный (Феофил Александрийский, прав. 1).

Если Навечерие случится в седмичный день, кроме субботы и воскресения, то в этот день утром совершаются Великие (или Царские) часы и затем вечерня с литургией святого Василия Великого.

Последование часов, певаемых в Навечерии Рождества Христова.PDF файл. Размер 376 kb

Великие часы представляют собой соединение всех четырех часов в одну службу с присоединением к ним чина изобразительных.

Каждый из четырех Великих часов имеет особые два псалма, приуроченных специально к празднику, и тропари, а также паремию, прокимен, Апостольское и Евангельское чтения.

Великие часы заканчиваются чином изобразительных.

Накануне (в Навечерие) праздника Рождества Христова, рождественская вечерня совершается днем отдельно от утрени праздника, для того, чтобы обеспечить ей самой торжественное совершение. Для этой цели она обычно соединяется с самой длинной, торжественной и трогательной литургией святого Василия Великого.

Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Текст службыPDF файл. Размер 302 kb.

После обычного начала, 103 псалма, великой ектении поются стихиры на Господи воззвах (параллельный русский перевод, mp3).

Совершается вход с Евангелием.

Поется прокимен дня.

Читаются восемь паремий (параллельный русский перевод, mp3), подбор которых сделан применительно к великому празднику. Так, первая паремия повествует о сотворении мира (Быт. 1, 12-14). Помимо того, что чтение этой паремии производит впечатление чтения целой Библии в сокращении, содержание ее указывает и на то, что воплощение Сына Божия было новотворением.

Содержание второй паремии составляет пророчество Валаама (Чис. 24, 2-18) о звезде от Иакова, третьей — пророчество Михея (4, 6-8; 5, 2-8) о рождении Мессии в Вифлееме, четвертой — пророчество Исаии (11, 1-10) о жезле от корня Иессеева, на котором почиет Дух Божий; пятой — пророчество Варуха (названное вследствие неканоничности книги именем учителя Варуха — Иеремии — в предположении, что Варух передал пророчество Иеремии (3, 36-38; 4, 1-4) о явлении Бога на земле между людьми; шестой паремии — пророчество Даниила (2, 31-45) о нерукосечном камне. Добавочные две паремии пополняют приведенное пророчество Исаии двумя другими его наиболее важными и прямыми предсказаниями о Мессии: о рождении царственного Отрока (9, 6-7) и Еммануила от Девы (7, 11-15; 8, 1-4; 8-10)1.

После первых трех паремий открываются царские врата. Чтец читает тропарь: «Тайно родился еси в вертепе» до конца. Хор припевает конец: «С ними же помилуй нас». Затем чтец читает стихи, и на каждый стих хор поет тот же конец тропаря. В заключение чтец вторично читает тропарь и сам припевает конец его.

Так же исполняется второй тропарь после следующих трех паремий. Хор припевает конец тропаря: «Жизнодавче, слава Тебе». После окончания тропаря со стихами читаются еще две паремии, после которых — малая ектения и возглас: «Яко свят еси, Боже наш...».

Поется прокимен, глас 1: Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. Стих: Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли.

Читается Апостол и Евангелие.

Сугубая ектения и далее по чину Литургия свт. Василия Великого.

Вместо Достойно - О Тебе радуется.

После отпуста вечерни выносится на середину храма подсвечник с горящей свечой. Перед ней священнослужители и певцы («клирицы») поют «велегласно» — громко и торжественно — тропарь и кондак праздника (параллельный русский перевод, mp3), после чего молящиеся расходятся. Зажженная свеча здесь знаменует звезду, явившуюся в Вифлееме.

Молитвы

Тропарь преподобномученицы Евгении Римской
глас 4

Агница Твоя, Иисусе, Евгения/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но, яко жертву непорочную, приими мя с любовию пожершуюся Тебе./ Той молитвами, яко милостив, спаси души наша.

Кондак преподобномученицы Евгении Римской
глас 2

Благородия нравом тя честноподобне украсив обоживый Господь,/ в рабий образе от Девы нам соединися,/ Иже тя в лик дев свещеносиц вчини/ и с мученики сочета, Евгение,/ яко воистинну благородия Божественныя славы венец улучи.

Тропарь предпразднства
глас 4
Написовашеся иногда со старцем Иосифом,/ яко от семене Давидова,/ в Вифлееме Мариам,/ чревоносящи безсеменное Рождение./ Наста же время рождества,/ и место ни единоже бе обиталищу,/ но якоже красная палата/ вертеп Царице показашеся.// Христос раждается прежде падший воскресити образ.
Кондак предпразднства
глас 3
Дева днесь превечное Слово/ в вертепе грядет родити неизреченно:/ ликуй, вселенная, услышавши,/ прослави со Ангелы и пастырьми/ хотящаго явитися// Отроча Младо, Превечнаго Бога.

Службы

Сайты приходов:

Храм мц. Клавдии с. Купава Епархия не указана
Храм свт. Николая Мирликийского в Кленниках г. Москва (Московская епархия)

Статьи на Православие.Ru

Богослужение в Сретенском монастыре в Навечерие Рождества Христова

24 декабря 2013 г. / 6 января 2014 г. Понедельник 29-й седмицы по Пятидесятнице, Рождественский сочельник. Сретенский монастырь. Царские часы, изобразительны, вечерня, Божественная литургия Василия Великого. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 3:01:57 мин. Размер 131.1 Mb)

Богослужение в Сретенском монастыре в Навечерие Рождества Христова

24 декабря 2014 г. / 6 января 2015 г. Вторник 31-й седмицы по Пятидесятнице. Рождественский сочельник. Сретенский монастырь. Царские часы, изобразительны, вечерня, Божественная литургия Василия Великого. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 3:11:05 мин. Размер 137.6 Mb)

Преподобномученица Евгения и с ней Христа ради пострадавшие

Святую заковали в цепи, предъявив ей позорное обвинение. И тогда Евгения решилась раскрыть правду о себе, дабы не дать лукавому повода посрамить святой монашеский чин. Разорвав на себе тунику, она доказала, что была переодетой женщиной, принявшей мужской облик лишь для того, чтобы с большей пользой подвизаться в духовной брани.

Церковный быт и общинная жизнь
(по трудам священномученика Сергия (Мечёва)

Священник Павел Хондзинский

Имея одного духовного отца, будучи связаны с ним отношениями детей к отцу и в этом смысле являясь покаяльной семьей, члены общины нуждаются еще и в союзе любви между собой, который, по мысли о. Сергия Мечёва, возникает, прежде всего, через общую богослужебную молитву, благодаря которой община становится не только покаяльной, но и богослужебной семьей. «Вы не только дети мои, но и сослужители», – писал о. Сергий чадам своим.
© ПРАВОСЛАВИЕ.RU