Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English Српска
Архив RSS Карта сайта
ПРАВОСЛАВИЕ.RU Православный Церковный календарь
ПРАВОСЛАВИЕ.RU карта сайта Православный Церковный календарь 2015





Рейтинг@Mail.ru


Старый стиль
25Декабрь
четверг Новый стиль)
7Январь
Седмица 32-я по Пятидесятнице. Глас 6.
Поста нет.

Евангельские Чтения

Утр. - Мф., 2 зач., I, 18-25. Лит. - Гал., 209 зач., IV, 4-7. Мф., 3 зач., II, 1-12.

Литургия св. Иоанна Златоуста.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский

(Гал. 4, 4-7; Мф. 2, 1-12). Слава Тебе, Господи! И еще дождались мы светлых дней Рождества Христова: повеселимся же теперь и порадуемся. Св. Церковь нарочно для того, чтоб возвысить наше веселие в эти дни, учредила перед ними пост - некоторое стеснение, чтобы вступая в них мы чувствовали себя как бы исходящими на свободу. При всем том она никак не хочет, чтобы мы предавались услаждению только чувств и одним удовольствиям плотским. Но исстари, наименовав эти дни святками, требует, чтобы самое веселие наше в течение их было свято, как они святы. А чтобы не забылся кто веселясь, она вложила в уста нам краткую песнь во славу родившегося Христа, которою остепеняет плоть и возвышает дух, указывая ему достойные дней этих занятия: "Христос рождается - славите" и проч. Славьте же Христа, и славьте так, чтоб этим славословием усладились душа и сердце, и тем заглушился позыв ко всякому другому делу и занятию, обещающему какую-либо утеху. Славьте Христа: это не то, что составляйте длинные хвалебные песни Христу, нет; но если, помышляя или слушая о рождестве Христа Спасителя, вы невольно из глубины души воскликнете: слава Тебе, Господи, что родился Христос! - этого и довольно; это будет тихая песнь сердца, которая пройдет, однако же, небеса и войдет к Самому Богу. Воспроизведите немного пояснее то, что совершено для нас Господом - и вы увидите, как естественно ныне нам такое воззвание. Чтоб это было для нас легче, приравняем к этому следующие случаи. Заключенному в темнице и закованному в узы царь обещал свободу. . . Ждет заключенный день - другой, ждет месяцы и годы. . . не видит исполнения, но не теряет надежды, веря цареву слову. Наконец, показались признаки, что скоро-скоро, внимание его напрягается; он слышит шум приближающихся с веселым говором: вот спадают запоры и входит избавитель. . . Слава Тебе, Господи! восклицает невольно узник. Пришел конец моему заключению, скоро увижу свет Божий! Другой случай: больной покрытый ранами и расслабленный всеми членами, переиспытал все лекарства, и много переменил врачей; терпение его истощилось, и он готов был предаться отчаянному гореванию. Ему говорят: есть еще искуснейший врач всех вылечивает и именно от таких болезней, как твоя; мы просили его - обещал прийти. Больной верит, возникает к надежде и ждет обещанного. . . Проходит час, другой, более - беспокойство снова начинает точить душу его. . . Уже под вечер кто-то подъехал. . . идет. . . отворилась дверь, и входит желанный . . . Слава Тебе, Господи! вскрикивает больной. Вот и еще случай: нависла грозная туча; мрак покрыл лицо земли; гром потрясает основания гор и молнии прорезывают небо из края в край: от этого все в страхе, словно настал конец мира. Когда же потом гроза проходит и небо проясняется, всякий, свободно вздыхая, говорит; Слава Тебе, Господи! Приблизьте эти случаи к себе и увидите, что в них вся наша история. Грозная туча гнева Божия была над нами, - пришел Господь - примиритель и разогнал эту тучу. Мы были покрыты ранами грехов и страстей - пришел врач душ и исцелил нас. . . Были мы в узах рабства - пришел освободитель и разрешил узы наши. . . Приблизьте все это к сердцу своему и восприимите чувствами своими, и вы не удержитесь, чтоб не воскликнуть: слава Тебе, Господи, что родился Христос! Не усиливаюсь словами моими привить к вам такую радость: это недоступно ни для какого слова. Дело, совершенное родившимся Господом, касается каждого из нас. Вступающие в общение с Ним приемлют от Него свободу, врачевство, мир, обладают всем этим и вкушают сладость того. Тем, которые испытывают это в себе, незачем говорить: "радуйтесь", потому что они не могут не радоваться, а тем, которые не испытывают, что и говорить: "радуйтесь"; они не могут радоваться. Связанный по рукам и по ногам, сколько ни говори ему: "радуйся избавлению" - не возрадуется; покрытому ранами грехов откуда придет радость уврачевания? Как вздохнет свободно устрашаемый грозою гнева Божия? Таким можно только сказать: "пойдите вы к Младенцу повитому, лежащему в яслях, и ищите у Него избавления от всех обдержащих вас зол, ибо этот Младенец - Христос Спас мира". Желалось бы всех видеть радующимися именно этою радостью и нехотящим знать других радостей, но не все сущие от Израиля - Израиль. Начнутся теперь увеселения пустые, буйные, разжигающие похоти: глазерство, кружение, оборотничество. Любящим все это сколько ни говори: "укротитесь", они затыкают уши свои и не внемлют - и всегда доведут светлые дни праздника до того, что заставят милостивого Господа отвратить очи Свои от нас и сказать: "мерзость Мне все эти празднества ваши"! И действительно, многие из наших увеселений общественных воистину мерзость языческая, то есть, одни прямо перенесены к нам из языческого мира, а другие, хотя и позже явились, но пропитаны духом язычества. И как будто нарочно они изобретаются в большем количестве в дни Рождества м Пасхи. Увлекаясь ими, мы даем князю мира - мучителю своему, противнику Божию, повод говорить к Богу: "что сделал Ты мне рождеством Своим и воскресением? Все ко мне идут!" Но да проносятся чаще в глубине сердца нашего слова 50-го псалма: "Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем". .. Нас увлекает просвещенная Европа. . . Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят и к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся как помешанные, сами себя не помня. Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтоб привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему. Это не пустые слова, но дело утверждаемое голосом Церкви. Ведайте, православные, что Бог поругаем не бывает; и ведая это, веселитесь и радуйтесь в эти дни со страхом. Освятите светлый праздник святыми делами, занятиями и увеселениями, чтоб все, смотря на нас, сказали: у них святки, а не буйные какие нибудь игрища нечестивцев и развратников, не знающих Бога.

(Мр. 10, 17-27). Некто обратился к Господу с вопросом: "Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?" Что вынудило этот вопрос? Разве не было писаний? Разве не читали всякую субботу закона для всех? Было все - и Писание, и толкователи его; но в обществе ходило кругом разномыслие и сбивало с толку. Фарисеи говорили одно, саддукеи - другое, ессеи - свое, самаряне - свое; в Галилее же, может быть, и языческие учения слышались, и всякий выставлял свое тоном убеждения. Ревнующий о спасении, естественно, приходил к вопросу: как же быть, чему следовать, чтоб не погубить души своей? Положение наше очень похоже на тогдашнее. Каких-каких у нас ни ходит учений и в школах, и в обществе, и в литературе! Индиферентисту это нипочем; а для кого не все одно, какому учению ни следовать, тому нельзя не поискать решения: как же быть? Итак, какое же решение на это? Такое же, какое дал Спаситель: веруй и живи, как Бог повелел, а людских толков не слушай; пусть говорят. И говор ученых похож на молву и моду: ныне одно, завтра другое, ты же внимай одному глаголу Божию, пребывающему во веки. Что Господь повелел, того никакое мудрование отменить не может. Все неотложно и надо все исполнять. Суд ведь будет по слову Господа, а не по умствованиям нашим.

Некоторые особенности богослужения

Литургическое освещение праздника.

История праздника.

Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Текст службыPDF файл. Размер 302 kb.

Всенощное бдение на праздник Рождества Христова состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. Перед его началом бывает благовест и «трезвон во вся».

Великое повечерие состоит из 3-х частей. Каждая часть начинается чтением Приидите, поклонимся и завершается особой молитвой.

Великое повечерие совершается следующим образом. Священник с диаконом, облачившись, творят начало, как во все Господские праздники. Открываются царские врата, и диакон, подав священнику кадило, со свечой в руке выходит на солею, После возгласа священника: «Благословен Бог наш...» чтец читает обычное начало и прочее последование великого повечерия. В это время священник вместе с диаконом совершает полное каждение храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата закрываются.

Первая часть великого повечерия подобна той части утрени, на которой читается вначале шестопсалмие, затем поется Бог Господь с тропарями и стихословятся кафизмы с седальнами и ектениями. Это сходство свидетельствует о том, что великое повечерие возникло на основе шестопсалмия и расширилось впоследствии до трехчастного состава.

После обычного начала читаются шесть псалмов: 4-й, 6-й, 12-й, и затем псалмы 24-й, 30-й и 90-й.

Хор поет С нами Бог.

Чтец читает прочие стихи (до 20-го стиха: Отец будущего века).

Хор припевает к каждому стиху: Яко с нами Бог и после конечного стиха заключает пением: С нами Бог.

Чтец: День прешед, Верую. Затем — Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных, Вся небесныя силы святых Ангел и Архангел молите и т.д.

Далее — Трисвятое по Отче наш.

Вместо тропарей: Просвети очи мои, Христе Боже и других хор поет тропарь праздникаMP3 (царские врата на время пения тропаря открываются).

Чтец: Господи, помилуй (40), Честнейшую и заключительную молитву св. Василия Великого: Господи, Господи.

К первой части примыкает краткая вторая часть повечерия, которая по своему содержанию является покаянной.

Чтец: Приидите, поклонимся, псалмы: 50-й, 101-й и молитву Манассии, Трисвятое по Отче наш. Вместо тропарей: Помилуй нас, Господи, помилуй нас и других хор поет кондак праздникаMP3 (царские врата на время пения кондака открываются).

Чтец: Господи, помилуй (40), Честнейшую и заключительную молитву: Владыко Боже Отче Вседержителю.

Третья часть состоит из славословий и хвалы Богу и святым угодникам Божиим. Она подобна той части утрени, во время которой поется канон.

Чтец: Приидите, поклонимся, псалмы 69-й и 142-й, и читается вседневное славословие. Затем бывает выход на литию при пении стихир праздникаMP3(обычное окончание великого повечерия здесь опускается). После литии – стиховные стихиры MP3праздника. По Ныне отпущаешитропарь праздникаMP3(трижды), благословение хлебов и псалом 33-й.

Утреня.

После шестопсалмия, на Бог Господьтропарь праздникаMP3 (трижды), затем – кафизмы и полиелейMP3.

По полиелее — величание: Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы МарииMP3.

Степенна -1 антифон 4 гласа От юности моеяMP3.

Прокимен, гл. 4: Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается. Стих: Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене: дондеже положу враги Твоя подножие ног ТвоихMP3.

По 50-м псалме вместо Молитвами поется: Слава: Всяческая днесь радости исполняются: Христос родися от Девы. И ныне — то же, но конец: Христос родися в Вифлееме. Помилуй мя, Боже и стихира: Слава в вышних Богу, и на земли мир! Днесь восприемлет Вифлеем Седящаго присно со Отцем, днесь ангели Младенца рожденнаго боголепно славословят: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.MP3.

Канонов — два: св. Космы Маиумского — с ирмосом на 8 и св. Иоанна Дамаскина — на 8 (ирмосы по дважды).

Вместо Честнейшую – припев 9-й песни: Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу. И ирмос: Таинство странное вижду и преславное.

К каждому тропарю первого канона припеваются свои припевы, ко второму канону припев: Днесь Дева раждает Владыку... Катавасия 9-й песни — ирмос второго канона: Любити убо нам, яко безбедное страхом удобее молчание, любовию же Дево песни ткати спротяженно сложенныя неудобно есть: но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь. (Тот же ирмос в русском переводе М. Скабаллановича: Удобнее нам было бы по страху (из опасения, как бы не оскорбить Божию Матерь недостойными хвалами), предпочесть молчание, как дело безопасное; по любви же к Тебе, Дева, составлять стройно сложенные песни трудно; но Ты, и Мать, дай силу (к песням), поскольку есть (у нас) усердие).

Этот же ирмос (Любити убо нам) вместе с первым припевом 9-й песни является задостойником на литургии. По 9-й песни — светилен: Посетил ны есть свыше (трижды).

На хвалитех - стихиры праздникаMP3.

Поется Великое славословие, по Трисвятом - тропарь праздникаMP3 .

В конце утрени – праздничный отпуст И́же в верте́пе роди́выйся и в я́слех возлеги́й, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Поются антифоны праздникаMP3.

Входный стих — праздника: Из чрева прежде денни́цы роди́х Тя, клятся Господь и не раскается: Ты — иерей во век по чину Мелхиседе́кову.

По входе — тропарь праздникаMP3. Слава, и нынекондак праздникаMP3.

Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся»MP3

Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастенMP3 — праздника.

Вместо Достойно поется задостойник праздника — припев: Величай, душе́ моя и ирмос: Люби́ти убо нам (и до отдания праздника Рождества Христова).

Отпуст в конце Литургии — как на утрене.

По традиции, по отпусте Литургии посреди церкви перед иконой праздника изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздникаMP3, Слава, и нынекондак праздникаMP3 и, по обычаю, величание.

От Рождества Христова до Богоявления отменяется пост и не бывает коленопреклонений — ни в церкви, ни в келлиях (см. Типикон, 25 декабря, 4-е «зри»).

С 26 по 30 декабря - попразднство Рождества Христова.

31 декабря - отдание праздника Рождества Христова.

Молитвы

Тропарь Рождества Христова
глас 4
Рождество Твое, Христе Боже наш,/ возсия мирови свет разума,/ в нем бо звездам служащии/ звездою учахуся/ Тебе кланятися, Солнцу Правды,/ и Тебе ведети с высоты Востока.// Господи, слава Тебе!
Кондак Рождества Христова
глас 3
Дева днесь Пресущественнаго раждает,/ и земля вертеп Неприступному приносит,/ Ангели с пастырьми славословят,/ волсви же со звездою путешествуют,/ нас бо ради родися// Отроча Младо, Превечный Бог.
Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ нас ради ныне плотию рождшагося/ от Безневестныя// и Пречистыя Девы Марии.

Службы

Сайты приходов:

Липецкая и Задонская :
Христо-Рождественский Cобор г. Липецк
Александрийская епархия:
Храм Рождества Христова г. Александрия
Альметьевская епархия:
Церковь Рождества Христова, г. Альметьевск
Ардатовская епархия:
Храм Михаила Архангела с. Большое Игнатово
Барнаульская епархия:
Храм Рождества Христова р. п. Степное Озеро
Бежецкая епархия:
Храм Рождества Христова д. Григорково
Белгородская епархия:
Храм Рождества Христова г. Старый Оскол
Храм Рождества Христова с. Веселая Лопань
Борисоглебская епархия:
Храм Рождества Христова с. Рождественское
Боровичская епархия:
Храм Рождества Христова п. Угловка
Братская епархия:
Кафедральный собор Рождества Христова г. Братск
Брестская епархия:
Свято-Христо-Рождественский приход г. Брест
Владивостокская епархия:
Храм Рождества Христова пос. Славянка
Владимирская епархия:
Храм Рождества Христова г. Ковров
Вологодская епархия:
Храм Рождества Христова д. Крохино
Воронежская епархия:
Храм Рождества Христова г. Лиски
Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Бабяково
Выборгская епархия:
Константино-Еленинский женский монастырь пос. Ленинское
Выксунская епархия:
Храм Рождества Христова пос. Мухтолово
Вяземская епархия:
Храм Рождества Христова г. Сафоново
Гродненская и Волковысская епархия:
Храм в честь Рождества Христова г. Гродно
Екатеринбургская епархия:
Храм во имя Рождества Христова г. Екатеринбург
Екатеринодарская епархия:
Храм Рождества Христова г. Краснодар
Ивано-Франковская епархия:
Храм Рождества Христова г. Ивано-Франковск
Ижевская епархия:
Храм Рождества Христова с. Грахово
Иркутская епархия:
Храм Рождества Христова г. Иркутск
Йошкар-Олинская и Марийская епархия:
Храм Рождества Христова с. Арино
Казанская епархия:
Храм Рождества Христова г. Казань
Приход Рождества Христова г. Набережные Челны
Калачевская епархия:
Храм Рождества Христова г. Волжский
Калининградская епархия:
Кафедральный собор Христа Спасителя в Калининграде
Калужская епархия:
Храм Рождества Христова г. Обнинск
Каменская епархия:
Храм Рождества Христова с. Светлое
Канская епархия:
Храм Рождества Христова с. Дзержинское
Касимовская епархия:
Храм в честь Живоначальной Троицы пос. Гусь-Железный
Киевская епархия:
Храм Рождества Христового г. Киев
Конотопская епархия:
Храм Рождества Христова г. Шостка
Костромская епархия:
Христо-Рождественский храм
Красноярская епархия:
Храм Рождества Христова г.Красноярска
Луганская епархия:
Храм Рождества Христова пгт. Комиссаровка
Лысковская епархия:
Храм в честь Рождества Христова с. Быковка
Мелекесская и Чердаклинскиая епархия:
Храм в честь Рождества Христова с. Аппаково
Минская епархия:
Храм Рождества Христова в Молодечно
Христорождественский собор в г.Солигорске
Храм в честь Рождества Христова д. Большое Стиклево
Митрополичий округ в республике Казахстан:
Храм Христа Спасителя в честь Рождества Христова в г. Алматы
Московская епархия:
Храм Рождества Христова д. Варварино
Храм Рождества Христова с. Заозерье
Храм Рождества Христова в Измайлове
Храм Рождества Христова в Чернево
Храм Рождества Христова в Рождествене-Телятьеве
Храм Рождества Христова в Митино с. Рождествено
Храм Рождества Христова с. Рождествено
Храм Рождества Христова г. Верея
Христорождественский храм с. Щеглятьево
Спасо-Влахернский женский монастырь г. Деденево
Храм Рождества Христова в Рождествено
Кафедральный Собор Патриарха Московского и Всея Руси Храм Христа Спасителя г. Москва
Храм Рождества Христова г. Коломна
Храм Рождества Христова в г. Фрязино
Храм Воскресения Христова в Сокольниках г. Москва
Храм Рождества Христова г. Луховицы
Храм Рождества Христова с. Григорьевское
Христорождественский храм с. Гололобово
Храм Рождества Христова с. Вишняково
Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Богородское
Муромская епархия:
Храм Рождества Христова с. Борисоглеб
Нижегородская епархия:
Храм Рождества Христова г. Балахна
Храм в честь Рождества Христова г. Арзамас
Новосибирская епархия:
Храм Рождества Христова пос. Горный
Овручская и Коростенская епархия:
Собор Рождества Христова в г. Коростень Житомирской обл.
Одесская епархия:
Храм Рождества Христова пгт. Великодолинское
Омская епархия:
Собор Рождества Христова г. Омск
Отрадненская епархия:
Храм Рождества Христова г. Отрадный
Петрозаводская епархия:
Храм Рождества Христова г. Суоярви
Покровская епархия:
Храм Рождества Христова в Балаково
Псковская епархия:
Храм Рождества Христова в Малах
Пятигорская епархия:
Храм Христа Спасителя, исцеляющего расслабленного у овчей купели, в г. Пятигорск
Ровенская и Острожская епархия:
Городокский Свято-Николаевский женский монастырь
Рыбинская епархия:
Храм Рождества Христова с. Масальское
Храм Спаса Нерукотворного Образа пос. Николо-Заболотье
Храм Рождества Христова д. Артемьево
Храм Рождества Христова с. Арефино
Рязанская епархия:
Храм Рождества Христова с. Ижеславль
Христорождественский собор г. Рязань
Храм Рождества Христова с. Букрино
Салаватская епархия:
Храм Рождества Христова с. Ахлыстино
Санкт-Петербургская епархия:
Храм Рождества Христова
Саранская епархия:
Христорождественская церковь с. Верхняя Лухма
Саратовская епархия:
Храм Рождества Христова г. Саратов
Симбирская епархия:
Храм в честь Рождества Христова г. Ульяновск
Приход храма Рождества Христова с.Усть-Урень
Скопинская епархия:
Храм Рождества Христова с. Борец
Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Вослебово
Ставропольская епархия:
Храм Рождества Христова пгт. Рыздвяный
Сыктывкарская и Воркутинская епархия:
Храм Рождества Христова г. Сыктывкар
Тверская епархия:
Храм Рождества Христова г. Кашин
Храм Рождества Христова д. Трестино
Тихвинская епархия:
Храм Рождества Христова на Пашском погосте д. Надкопанье
Тульская епархия:
Храм Рождества Христова (Николо-Зарецкий) г. Тула
Урюпинская епархия:
Храм Рождества Христова г. Урюпинск
Уфимская епархия:
Воскресенский собор г. Уфа
Храм Рождества Христова с. Бедеева-Поляна
Хабаровская епархия:
Христорождественский Собор г. Хабаровск
Ханты-Мансийская епархия:
Храм Рождества Христова г. Нижневартовск
Чебоксарская епархия:
Храм Рождества Христова г. Чебоксары
Череповецкая епархия:
Храм Рождества Христова, г. Череповец
Ярославская епархия:
Храм Рождества Христова с. Давыдово
Храм Рождества Богородицы с. Гагаринская Новоселка
Епархия не указана:
Кафедральный Собор Рождества Христова в Риге
Храм Рождества Христова в Выксе
Русский православный собор Христа Спасителя г. Торонто
Храм Рождества Христова д. Букишкис
Храм Рождества Христова с. Перлевка
Храм Рождества Христова с.Стадница
Храм в честь Рождества Христова
Кафедральный собор Рождества Христова
Приход во имя Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с. Сосновское Каменского района
Храм Рождества Христова в Анне
Храм Рождества Христова. Большая Орловка
Храм Рождества Христова с.Янгильдино
Храм Христа Спасителя села Новопоселенное Каракулинского района Удмуртской Республики
Храм Рождества Христова с. Большесолдатское
Храм Рождества Христова села Рождествено
Храм Рождества Христова с. Вязовка Татищевского района
Храм Рождества Христова с. Тораево
Храм Рождества Христова
Храм Рождества Христова г.Вольска
Храм Рождества Христова
Христорождественский женский монастырь г. Слободского
Кафедральный собор Рождества Христова г. Волгодонск
Храм Рождества Христова
Храм Рождества Христова
Храм Рождества Христова
Храм Рождества Христова
Храм Рождества Христова с.Хыркасы
Храм Рождества Христова в Заколпье
Храм Рождества Христова в Зарубкино
Храм Рождества Христова в Зеленом Бору
Храм Рождества Христова с. Ильинское
Христорождественский храм, дер. Ильинское
Храм Рождества Христова в Искоре
Христорождественский храм с. Каринское
Храм Рождества Христова г. Комсомольск
Храм Рождества Христова в Кондаково
Храм Рождества Христова в Кочкурово
Храм Рождества Христова с. Кошки
Храм Рождества Христова с. Красное
Храм в честь Рождества Христова
Храм Рождества Христова в Кувекине
Храм Рождества Христова с. Куксово
Храм Рождества Христова в Лашме
Храм Рождества Христова, город Печоры
Христорождественский храм с. Мартыновское
Христорождественский храм с. Мелихово
Храм Рождества Христова с. Михалево
Христорождественский храм п. Немчиновка
В честь Рождества Христова
Храм Рождества Христова в Осташково
Храм Рождества Христова с.Пектубаево
Храм Рождества Христова в Прилуках
Приход в честь Рождества Христова с. Прокудское
Храм Рождества Христова в Пронюхлове
Храм Рождества Христова в Путимце
Храм Рождества Христова дер. Рождество
Храм Рождества Христова в Рождествене
Храм Рождества Христова в Рождествене на Черничне
В честь Рождества Христова
Христорождественский храм
Храм Рождества Христова пос. Рождественский
Храм Рождества Христова в Рождественском
Храм Рождества Христова в Рожстве
Храм Рождества Христова с. Сахаровка
Христорождественский храм с. Сенино
Храм Рождества Христова в Сосновке
Храм Рождества Христова с. Спас-Верховье
Храм Рождества Христова в Старополье
Храм в честь Рождества Христова г. Сызрань
Храм Рождества Христова в Тарханской Потьме
В честь Рождества Христова
Храм Рождества Христова в Трубецком
Храм Рождества Христова в Филатове
Храм Рождества Христова с. Рождество
Храм Рождества Христова в Шовском
Христорождественский храм c. Юркино
Храм Рождества Христова в Якимовском
Храм Рождества Христова с. Ямаши
Христорождественский храм д. Владычино
Храм Рождества Христова на Кожевниках
Храм Рождества Христова г. Саранск
Храм Рождества Христова при Доме Милосердия в Павельцево
Церковь в честь Рождества Христова (в Рыбаках) г. Тверь
Храм Рождества Христова в Щелканово
Храм Рождества Христова в Ямкино
Храм Рождества Христова на Средней Рогатке
Храм Рождества Христова в Александрове
Храм Рождества Христова в Даньково
Храм Рождества Христова в Домодедово
Храм Рождества Христова в Ельце
Храм Рождества Христова в Звенигороде
Храм Рождества Христова в Ильинском
Храм Рождества Христова в Иудино
Храм Рождества Христова в Каменищах
Храм Рождества Христова в Кыштыме
Храм Рождества Христова в Макарьеве
Храм Рождества Христова в Мытищах
Храм Рождества Христова в Подушкино
Храм Рождества Христова в Родниках
Храм Рождества Христова в Рождествене-Кутайсовых
Храм Рождества Христова в Стародубе
Храм Рождества Христова в Студёнках
Храм Рождества Христова в Уварово
Храм Преображения Господня в Спас-Смердино

Сайты храмов:

Церковь Рождества Христова и Святителя Николая Чудотворца г. Рубцовск, Алтайский край
Местная религиозная организация православный Приход храм Рождества Христова село Павловка Барышского района Ульяновской области Симбирской и Мелекесской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Храм Рождества Христова села Веселая Лопань
Храм Рождества Христова
Храм Рождества Христова г.Михайловска
приход Рождества Христова
Храм в честь Рождества Христова с. Карамышево
Приход церкви Рождества Христова с. Лашма
Приход Рождества Христова г. Макарьев
Храм Рождества Христова села Дзержинское
Приход Христо-Рождественского храма с.Перехваль
храм в честь Рождества Христова с. Крестово-Городище
Храм в честь Рождества Христова д.Задомля
Храм Рождества Христова
Христорождественский храм села Вишняково
Христорождественский храм в селе Мелихово
храм Рождества Христова
Храм Рождества Христова села Старая Жуковка
Приход храма Рождества Христова
Христорождественский храм
Православный приход Христорождественского храма села Бедеева Поляна

Статьи на Православие.Ru

Эортология и богословие Рождества Христова

Архимандрит Матфей, преподаватель МДА

В основе праздника Рождества Христова лежит событие явления Христа во плоти. Древние христиане должны были бы в честь этого события установить особый праздник, так как оно занимает важное место в христианской эортологии (с греч. — учение о праздниках). Однако, исходя из данных древней христианской письменности о порядке установления праздников, Рождество Христово уступает место Пасхе и Пятидесятнице.

Эортология и богословие Рождества Христова. Часть 2

Архимандрит Матфей, преподаватель МДА

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение — ангельская песнь рождественской ночи — это начальное (первое) молитвословие православной утрени. Оно является лейтмотивом указанного богослужения суточного круга и ясно указывает, что последнее символизирует собою новозаветное время истории человечества. Данный лейтмотив к концу утрени развивается в хвалебную песнь Творцу всяческих — в так называемое славословие великое. Но это финал утрени. А где же кульминация? Таковой является полиелей.

Рождество Христово. Краткая история

Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина.

Рождество Христово

О Рождестве. Святоотеческое наследие. Проповеди. Богослужение. Книги, стихи, рассказы. Поздравления. Традиции. Вопросы священнику. Иконография. Храмы.

Колыбельная Христу

Для нее не существовало настоящего. Оставалось лишь страшное прошлое, о котором можно было только догадываться, в котором она жила и поныне. Она постоянно стремилась куда-то убежать, скрыться.

Дни до Рождества Христова: Кого мы ждем?

Священник Андрей Канев

За европейским Рождеством Христос уже почти и не угадывается. Несколько лет по Европе и США бродит идея – установить светский праздник, который объединил бы иудейскую Хануку и христианское Рождество в один межрелигиозный «фестиваль покупок и вечеринок» под названием «Chrismukkah».

В приближении Рождества

Протоиерей Андрей Ткачев

Правильные мысли не помеха печеному гусю. Покупай подарки и думай о Господе. Толкайся в очередях и думай о Господе. Коли орехи для кутьи и думай о Господе. Посоли солью памяти о Воплощаемом Господе всякое пока еще постное блюдо. Ешь и радуйся. Кто знает, что именно празднует, тот и за праздничный стол сядет с «добавочным» удовольствием. А кто не знает, что празднует, для кого весь праздник поместился в пакет с подарками, тот будет посреди самого торжества тупо грустить или безвыходно напиваться.

Воспойте Господу, вся земля

Колядки русские, краинские, сербские, румынские, греческие...

Рождество Христово: иконы и фрески

Рождество Христово – великое для каждого христианина событие. Оно запечатлено на иконах и фресках, на которых мы видим спеленатого Младенца в яслях, Богоматерь, Иосифа, животных у яслей, поклонение волхвов, пастухов и Ангелов.

Метафоры отчаяния

Священник Иоанн Валентин Истрати

Праздники — это оглушающий, отчаянный крик людей, ищущих вечности. Это безмерная боль людей, знающих, что они умрут. Это содрогание человека перед лицом небытия, бурное сопротивление тех, кто уходит в землю. Это ответ миллионов бессмертных душ, вопиющих к небу: «НЕТ, мы не умрем, мы предназначены для неба, у нас есть идеалы, желания, переживания, планы на целую вечность».

Пойдем к Новорожденному

Протоиерей Андрей Ткачев

Мы молчим и пятимся к двери, пряча за спину далекие от непорочности руки. Это так естественно для людей, шедших повеселиться, но случайно ступивших на святую землю, не разувшись.

Рождество Христово: как ощутить радость праздника

К сожалению, радость грядущего Рождества Христова в суете жизни иногда забывается, люди забывают о ней. А вот кто особенно чувствует Рождество Христово, так это дети.

Богослужение в Сретенском монастыре на Рождество Христово

25 декабря / 7 января 2013 г. Понедельник 32-й седмицы по Пятидесятнице, Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Сретенский монастырь. Великое повечерие, утреня, Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря.

Рождество Христово в православном мире

«Славьте Христа: если, помышляя или слушая о Рождестве Христа Спасителя, вы невольно из глубины души воскликнете: “Слава Тебе, Господи, что родился Христос!” – этого и довольно; это будет тихая песнь сердца, которая пройдет, однако же, небеса и войдет к Самому Богу»

Рождественское Богослужение в Сретенском монастыре

25 декабря 2013 г. / 7 января 2014 г. Вторник 29-й седмицы по Пятидесятнице, Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Сретенский монастырь. Великое повечерие, утреня, Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 3:30:48 мин. Размер 151.8 Mb)

Вифлеемская звезда

Звезда привела волхвов в Иерусалим, а затем на время скрылась. После того как первосвященники и книжники указали на Вифлеем как место рождения Вождя Израиля и волхвы покинули царя Ирода, звезда вновь появилась и точно указала персидским магам на дом Богомладенца и Марии. (MP3 файл. Продолжительность 9:16 мин. Размер 6.7 Mb)

Вочеловечение Бога Слова (+ВИДЕО)

Христианская догматика учит, что Господь Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек.

Пастухи, волхвы, мы

Назвался христианином — полезай в кузов послушания Христу. Иначе тебя поработит твой внутренний Ирод, твой ветхий человек.
© ПРАВОСЛАВИЕ.RU