Православный Церковный календарь 2016 | ||||||||||||||||||||
|
Свт. Григория Паламы, архиеп. Солунского. Прп. Венедикта Нурсийского (543). Свт. Евсхимона исп., еп. Лампсакийского (IX). Блгв. вел. кн. Ростислава-Михаила (1167). Свт. Феогноста, митр. Киевского и всея России (1353). Собор всех преподобных отцев Киево-Печерских. Феодоровской иконы Божией Матери (1613). Евангельские ЧтенияУтр. - Ев. 10-е, Ин., 66 зач., XXI, 1-14. Лит. - Евр., 304 зач., I, 10 - II, 3. Мк., 7 зач., II, 1-12. Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9-16.Литургия св. Василия Великого. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года"Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется" (Ин. 10, 9). Это то же, что в другом месте говорит Господь: "никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин. 14, 6). И еще ближе подтвердил Он то же, когда сказал: "без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15, 5). Тот и христианин, кто весь во Христе, и кто, что ни имеет в себе ценного, все то от Христа имеет. Оправдание у него Христово, и тело его тоже Христово. Спасающийся потому спасается, что облечен во Христа. В этом только положении он имеет доступ к Отцу. Мы - отпадшие от Бога и за то подгневные. Только тогда правда Божия отступает и милость Его простирается к нам и нас приближающихся принимает, когда мы приближаемся во Христе и о Христе. Печать Христова отпечатлевается на всем естестве христианина, и носящий ее пойдет посреди сени смертной и не убоится зла. Для того, чтобы быть такими, мы имеем таинства - крещение и причащение, посредствуемое у грешащих по крещении покаянием. Но это от лица Господа; с нашей же стороны, для принятия их, должны образоваться в духе приимательные расположения - вера, которая исповедует: я погибший и спасаюсь только Господом Иисусом Христом; любовь, которая ревнует все посвящать Господу Спасителю, ничего не щадя; упование, которое, ничего от себя не чая, уверено, что не будет оставлено Господом, но всякую будет иметь от Него помощь - и внутреннюю, и внешнюю - во всю жизнь, пока взято будет туда, где Он Сам. Некоторые особенности богослуженияВо второе воскресение Великого поста Русская Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов - святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского, жившего в XIV веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы, и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди. Воскресная служба Октоиха 2 гласа. Текст службы 2-й Недели Великого поста. Песнопения 2-й Недели Великого поста в mp3. На великой вечерне: Стихиры на Господи воззвах поются воскресные и Триоди, на Славу - стихира Триоди Преподобне, треблаженне, на И ныне - догматик текущего, 2-го гласа. Совершается вход с кадилом. Прокимен дня: Господь воцарися, в лепоту облечеся. Совершается лития. Стихиры на стиховне - воскресные, на Славу - стихира Триоди Бодрый язык твой, на И ныне - Богородичен Октоиха. По Трисвятом – Богородице Дево (трижды). На утрене: Тропари на Бог Господь - воскресный (дважды), Слава - тропарь Триоди, И ныне – Богородичен воскресный по гласу тропаря. Вместо полиелея положено петь непорочны, то есть 17-ю кафизму. На практике это указание обычно не соблюдается. Поются степенны и прокимен текущего, 2-го гласа. По Евангелии единожды поется Воскресение Христово видевше. После Евангелия, пения Воскресение Христово видевше и чтения 50-го псалма (начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая 5-ой неделей Великого поста) поются покаянные тропари, в которых покаянное чувство выражается с особой силой, поразительностью и глубиной. На Слава: Покаяния отверзи ми двери (вместо: Молитвами апостолов). На И ныне: На спасения стези (вместо: Молитвами Богородицы). Затем: Помилуй мя. Боже и Множество содеянных мною лютых. В основу первого тропаря - Покаяния отверзи ми двери - положена притча о мытаре: из нее заимствуются все сравнения для изображения покаянного чувства. В основу второго тропаря - На спасения стези - положена притча о блудном сыне; а в основу третьего: Множество содеянных мною лютых - предсказания Спасителя о Страшном суде. Как видим, эти покаянные тропари тесно связаны с Евангелием, которые читаются в подготовительные воскресенья к Великому посту (о мытаре и Фарисее, о блудном сыне и о Страшном суде). Каноны: воскресный и Триоди. Поется катавасия Отверзу уста моя. На 9-й песни поем Честнейшую. Стихиры на хвалитех поются воскресные и Триоди, на Славу – стихира Триоди Во тьме согрешений ходящим, на И ныне – Преблагословенна еси. Перед 1-м часом на Слава и ныне поется евангельская стихира 10-я. Совершается Литургия свт. Василия Великого. Прокимен Недели 2-й Великого поста, глас 5: Ты Господи сохраниши ны, и соблюдеши ны от рода сего и во век. Стих: Спаси мя Господи, яко оскуде преподобный, и святителя Григория, глас 1: Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум. Причастен воскресный Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних и святителя: В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится. Пассия*.
В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространен обычай совершать в вечер четырех воскресных дней Великого поста (как правило, начиная со 2-й Недели - свт. Григория Паламы, за исключением тех случаев, когда на понедельник приходится Благовещение) чинопоследование пассии. Перед вечерней, совершаемой в воскресенье вечером, на середину храма поставляется большое Распятие. Начало вечерни обычное. После Свете Тихий бывает вход ради великого прокимна Не отврати лица Твоего . На стиховне, на Слава, и ныне или на И ныне, поется стихира Великого Пятка: Тебе, одеющагося. Во время пения этой стихиры отверзаются царские врата и из алтаря выносится Святое Евангелие. Затем следует акафист Страстям Христовым. Во время чтения акафиста диакон непрерывно кадит Крест, а на 11-м икосе обычно совершается малое каждение. Прокимен, глас 4-й: Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий, Стих: Боже, Боже Мой! Вонми Ми, вскую оставил Мя еси?. Перед чтением Евангелия хор поет: Слава Страстем Твоим, Господи!. По прочтении Евангелия: Слава долготерпению Твоему, Господи!. Затем (умилительным распевом) поется Днесь висит на Древе. Далее следует малая сугубая ектения Помилуй нас, Боже, затем возглас Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и иерей коленопреклоненно читает молитву. Затем хор поет стихиру Великой Субботы: Приидите, ублажим. Предстоятель с амвона благословляет народ Евангелием и уносит его в алтарь. Священнослужители прикладываются к престолу. Царские врата затворяются. Молящиеся прикладываются ко Кресту. Вечерня оканчивается по обычному чину вечера Недель Святой Четыредесятницы: по Ныне отпущаеши - пение великопостных тропарей, и далее по чину. Отпуст обычный. Молитвы
СлужбыСайты приходов:Астраханская епархия:Барнаульская епархия:Вятская епархия:Городецкая епархия:Иваново-Вознесенская епархия:Калужская епархия:Костромская епархия:Котласская епархия:Московская епархия (городская):Рыбинская епархия:Самарская епархия:Санкт-Петербургская епархия:Тверская епархия:Югорская епархия:Ярославская епархия:Епархия не указана:Сайт храма:Статьи на Православие.Ru
|
|||||||||||||||||||
© ПРАВОСЛАВИЕ.RU | ||||||||||||||||||||