Воскрешение праведного Лазаря. Собор Архангела Гавриила.
Сщмч. Иринея, еп. Сремского (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха; мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды, царевны Готфской (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (X).
Мц. Параскевы (1939).
(Евр. 12, 28-13, 8; Ин. 11, 1-45). У кого есть Марфа трудолюбивая - всестороннее доброделание, и Мария, сидящая при ногах Иисусовых, - внимательное и теплое ко Господу обращение всем сердцем, к тому Сам приидет Господь, и воскресит Лазаря его - дух, и разрешит его от всех уз душевно-телесности. Тогда начнется у него истинно новая жизнь, в теле безтелесная и на земле неземная. Это будет истинное воскресение в духе прежде будущего воскресения и с телом.
В субботу седмицы ваий Церковь воспоминает чудо
воскрешения Лазаря, поэтому суббота называется Лазаревой.
Воскрешение Лазаря Церковь прославляет как доказательство
Божественной силы Христа Спасителя и как удостоверение в
Воскресении Христовом и в общем воскресении всех умерших.
Эта мысль выражена в тропаре :
"Общее воскресение прежде Твоея страсти
уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе
Боже..."
Служба Лазаревой субботы по своему
построению подобна
воскресной, но без полиелея.
Вся служба совершается только по Триоди. С этого дня Минея
не употребляется до понедельника Фоминой седмицы, кроме
служб великих святых.
От Лазаревой субботы до Фоминой Недели (следующее
воскресенье после Пасхи) на утрене не поется
Честнейшую Херувим.
Текст службы в субботу ваий. Песнопения
Триоди Постной.
На утрени:
Тропари на Бог Господь - тропарь Триоди
Общее воскресение, Слава и ныне
- тот же тропарь.
Затем стихословятся 16-я и 17-я кафизмы, после которых
поются воскресные тропари Ангельский
собор.
Царские врата открываются, и бывает каждение по обычаю.
(Евангелие на утрени не читается).
Поется Воскресение Христово
видевше.
От этого дня и до Недели Антипасхи
включительно на 9-й песни канона
Честнейшую не поем. По 8-й песни
диакон запевает начало ирмоса 9-й песни: Чистую славно
почтим, хор продолжает: Людие, Богородицу, Огнь
Божества приимшую во чреве неопально, песньми
величаем.
По 9-й песни поется Свят Господь Бог наш
(трижды).
Поется великое
славословие.
Окончание утрени по праздничному чину.
Совершается Литургия свт. Иоанна
Златоуста.
Тропари по входе: тропарь Триоди, Слава и ныне
- кондак Триоди.
Вместо Трисвятого поется Елицы во Христа крестистеся,
во Христа облекостеся, аллилуиа.
Прокимен, глас 3: Господь просвещение мое, и Спаситель
мой, кого убоюся? Стих:
Господь защититель живота моего, от
кого устрашуся?
Причастен: Из уст младенец, и ссущих
совершил еси хвалу.
Тропарь Архангела Гавриила глас 4 Небесных воинств Архистратиже,/ молим тя присно мы, недостойнии,/ да твоими молитвами оградиши нас/ кровом крилу невещественныя твоея славы,/ сохраняя нас, припадающих прилежно и вопиющих:/ от бед избави нас,// яко чиноначальник Вышних сил.
|
Кондак Архангела Гавриила глас 2 Архистратиже Божий,/ служителю Божественныя славы,/ Ангелов начальниче и человеков наставниче,/ полезное нам проси и велию милость,// яко Безплотных Архистратиг.
|
Кондак Архангела Гавриила глас 8 Пресветлыя, и Честныя, и Вседетельныя,/ пренеисчетныя и страшныя Троицы/ Ты еси, Архистратиже, славный служителю и молитвенниче,/ ныне непрестанно моли/ избавитися нам от всяких бед и мук, да зовем ти:/ радуйся, покрове рабом твоим.
|