Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English Српска
ПРАВОСЛАВИЕ.RU Православный Церковный календарь
Православный Церковный календарь 2018


Рейтинг@Mail.ru


Вход Господень в Иерусалим
Старый стиль
19Март
воскресенье Новый стиль)
1Апрель
Неделя 6-я ваий (цветоносная, Вербное воскресенье).
Великий пост. На трапезе разрешается рыба.
Разрешается рыба.

Совершается служба великому праздникуВход Господень в Иерусалим.

Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Хрисанфа и Дарии и с ними мчч. Клавдия трибуна, Иларии, жены его, Иасона и Мавра, сынов их, Диодора пресвитера и Мариана диакона (283). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрав. Софии, кн. Слуцкой (1612). Прп. Симеона Псково-Печерского (прославление 2003).

Мч. Панхария (ок. 302). Прп. Вассы Псково-Печерской (ок. 1473). Прп. Иннокентия Комельского, Вологодского (1511-1522). Прп. Симеона Дайбабского (1941) (Серб.).

Исп. Иоанна (1932). Прмц. Матроны (1938).

Иконы Божией Матери, именуемой "Умиление", Смоленской (1103).

Евангельские Чтения

Утр. - Мф., 83 зач., XXI, 1-11, 15-17. Лит. - Флп., 247 зач., IV, 4-9. Ин., 41 зач., XII, 1-18.

Литургия св. Иоанна Златоуста.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский

(Фил. 4, 4-9; Ин. 12, 1-18). Кого не было при Сретении Господа, когда Он торжественно, как царь, входил в Иерусалим, и кто не взывал тогда: "осанна Сыну Давидову"! Но прошло только четыре дня, и тот же народ, тем же языком кричал: "распни, распни Его"! Дивное превращение! Но что дивиться? Не то же ли самое делаем и мы, когда по принятии св. таин Тела и Крови Господних, чуть только выходим из церкви, - забываем все, и свое благоговение и Божию к нам милость, и предаемся по прежнему делам самоугодническим, сначала маленьким, а потом и большим, и, может быть, еще прежде четырех дней, хоть не кричим другому: "распни!", а сами распинаем в себе Господа. И все это видит и терпит Господь! Слава долготерпению Твоему, Господи!

Некоторые особенности богослужения

Этот праздник называется еще Цветоносной Неделей, а также Вербным воскресеньем - от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербою.

Начало праздника восходит к глубокой древности. Древнейшее указание на праздник (от III века) принадлежит Мефодию, епископу Патарскому, который оставил поучение на этот день. Многие песнописцы, как то: св. Андрей Критский (VII в.), преп. Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин (VIII в.), Феодор и Иосиф Студиты, император Лев Философ, Феофан и Никифор Ксанфопул (IX в.) - прославили праздник песнопениями, которые и теперь поет Православная Церковь в этот праздник.

Особенностью всенощного бдения является освящение ваий (у нас освящаются ветви вербы). Это происходит сразу после Евангелия. При помазании освященным елеем каждому даются вайи.

Служба совершается только по Триоди. Воскресные песнопения (в т.ч. Ангельский собор, Воскресение Христово видевше) не поются.

Текст службы в Неделю ваий. Песнопения Триоди Постной.

Песнопения Недели ваий в mp3.

На великой вечерне:

Стихиры на Господи воззвах поются только из ТриодиMP3.

Совершается вход с кадилом. Прокимен дня: Господь воцарися, в лепоту облечеся.

После входа читаются три паремииMP3: первая — из Книги Бытия (49,1-2, 8-12), в которой патриарх Иаков дает наставления своим сыновьям; вторая – из Книги пророка Софонии (3,14-19), где говорится о том, что Господь по Своей благости спасает людей; третья – из Книги пророка Захарии (9, 9-15), в которой пророк предсказывает о торжественном входе Христа Спасителя в Иерусалим на осляти.

Совершается литияMP3.

Стихиры на стиховне поются из ТриодиMP3.

В Неделю ваий на благословении хлебов поются два тропаря: первый - Общее воскресениеMP3 (дважды) и второй - Спогребшеся Тебе крещениемMP3 (единожды).

На утрене:

Тропари на Бог Господь - праздника Общее воскресениеMP3 (дважды), Слава и ныне - ин тропарь праздника Спогребшеся Тебе крещениемMP3.

По полиелее MP3 поется величание праздника: Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: Благословен Грядый во Имя ГосподнеMP3.

Степенна - 1 антифон 4 гласа От юности моеяMP3.

Прокимен, глас 4: Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу. Стих: Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей землиMP3.

Воскресение Христово видевше не поется. После Евангелия во время чтения 50-го псалма совершается каждение ваий, читается молитва на благословение ваий: Господи Боже наш, седяй на ХерувимехMP3, затем окропляются ваии святой водой с произнесением слов (трижды): Освящаются ваия сия, окроплением воды сея священныя, во Имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Ваии раздаются во время помазания молящимся, которые стоят с ними и с зажженными свечами в продолжение канона, тем самым изображая собой древних жителей Иудеи, вышедших на сретение Господа при входе Его во Иерусалим.

Употребление ваий и с ними свечей при богослужении относится к древним временам, как об этом свидетельствуют святые отцы Церкви: Иоанн Златоуст, Амвросий, Прокл и другие. Эти зеленеющие ветви служат знамениями победы над смертью и Воскресения Христа. Свечи, которые держат при ваиах (вербах), означают величие и светлость торжества Воскресения Господа и немерцающий свет блаженного воскресения для вечной жизни.

На 9-й песни Честнейшую не поем. Вместо нее диакон запевает начальные слова ирмоса 9-й песни канона: Бог Господь и явися нам, и певцы продолжают: Составите праздник и, веселящеся, приидите, возвеличим Христа, с ваиами и ветьми, песньми зовуще: благословен Грядый во Имя Господа, Спаса нашего.

Стихиры на хвалитех - ТриодиMP3

Совершается Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Вместо изобразительных псалмов поются антифоны праздникаMP3.

Входный стих: Благословен Грядый во Имя Господне; благословихом вы из дому Господня; Бог Господь, и явися нам.

Тропари по входе - тропарь праздника Общее воскресениеMP3, Слава - ин тропарь Спогребшеся Тебе крещениемMP3, И ныне - кондак праздника На престоле на НебесиMP3.

Поется Трисвятое.

Прокимен праздника, глас 4: Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь, и явися нам. Стих: Исповедайтеся Господеви яко благ, яко в век милость ЕгоMP3.

Аллилуиа, глас 1: Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь. Стих: Видеша вси концы земли спасение Бога нашего.

Вместо Достойно есть поется ирмос 9-й песни канона Бог Господь, и явися нам, составите праздникMP3.

Причастен: Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь, и явися нам.

Лазарева суббота и Вербное воскресение служат переходом от Св. Четыредесятницы к Страстной седмице.

Молитвы

Тропарь преподобного Иннокентия Комельского, Вологодского
глас 4

От юности сосуд избранен был еси/ и в житии Богу послужил еси,/ иноков наставниче Иннокентие,/ потщался еси хуждшее покорити лучшему,/ темже и страсти умертвив,/ возвысился еси к зрению красоты несозданныя,/ в Бозе Емуже предстоиши,/ моли, отче, Христа Бога/ спастися душам нашим.

Ин тропарь преподобного Иннокентия Комельского, Вологодского
глас 4

От юности своей весь Богу поработился еси, блаженне,/ Того ради любве отечество и род оставил еси,/ и, в пустыню вселився,/ в ней жестокое житие показал еси,/ и чудес дарования от Господа приял еси,/ преподобне Иннокентие,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Иннокентия Комельского, Вологодского
глас 8

Мира и сродник удалився,/ в пустыни неустанною молитвою Богу угодил еси/ и в подвизе жития, отче, просиял еси,/ поминай нас, чтущих усердно память твою, да зовем ти:/ радуйся, Иннокентие преподобне.

Ин кондак преподобного Иннокентия Комельского, Вологодского
глас 4

Отечества, преподобне, удалився/ и вселився в пустыню,/ тамо жестокое житие показал еси и многих людей житием своим удивил еси./ Помилуй нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне Иннокентие, отче наш.

Тропарь праведной Софии, княжне Слуцкой
глас 5

Блаженная мати Софие,/ нетлением мощей и чудес сиянием почти тя Бог;/ поминающе твое праведное житие,/ тя молим испросити/ телесем нашим здравие и душам спасение.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Смоленской, именуемой Умиление
глас 4

Богорадованная Владычице,/ Препрославленная Мати щедрот и человеколюбия,/ Всемилостивая о всем мире Ходатаице!/ Прилежно, рабы Твои, к Божественному предстательству прибегающе/ и пречудному образу Твоему со умилением припадающе, молимся:/ молитву теплую к Сыну Твоему и Богу нашему сотвори,/ о Всепетая Царице Богородице,/ да всяких болезней и печалей нас Тебе ради избавит/ и от грехов всяких свободит,/ Царствия Своего Небеснаго наследники ны покажет,/ велие бо неизреченное, яко Мати, имаши дерзновение к Нему/ и вся можеши,/ Едина во веки Преблагословенная.

Службы

Сайты приходов:

Храм Входа Господня в Иерусалим г. Кривой Рог (Криворожская епархия)
Храм в честь Входа Господня в Иерусалим дер. Посолодино (Псковская епархия)
Храм Входа Господня в Иерусалим г. Ростов (Ярославская епархия)
Храм Входа Господня в Иерусалим г. Кашин (Тверская епархия)
Новоиерусалимский монастырь г. Истра (Ставропигиальные монастыри РПЦ)
Новоторжский Борисоглебский монастырь г. Торжок (Тверская епархия)
Храм Входа Господня в Иерусалим в Бирюлево г. Москва (Московская епархия (городская))
Входоиерусалимский храм г. Рязань (Рязанская епархия)
Храм Входа Господня в Иерусалим г. Юрьевец (Кинешемская епархия)
Храм Входа Господня в Иерусалим с. Насадка (Пермская епархия)
Храм Входа Господня в Иерусалим г. Верея (Московская епархия (областная))
Приход в честь Входа Господня в Иерусалим г. Арзамас (Нижегородская епархия)
Храм Входа Господня в Иерусалим г. Иркутск (Иркутская епархия)
Храм в честь Входа Господня в Иерусалим г. Губбио (Корсунская епархия)
Троицкий храм с. Новая Шурма (Московская епархия (городская))
Ипатьевский монастырь Святой Троицы г. Кострома (Костромская епархия)
Свято-Серафимовский Собор г. Киров (Вятская епархия)
Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Елец (Елецкая епархия)
Храм Святой праведной Софии Слуцкой г. Минск (Минская епархия)
Храм в честь святой праведной Софии княгини Слуцкой дер. Коробчицы (Гродненская и Волковысская епархия)
Храм Иннокентия Комельского г. Красноуфимск (Екатеринбургская епархия)
Приход храма в честь иконы Божией Матери "Умиление" пос. Плодовый (Симбирская епархия)
Храм в честь иконы Божией Матери "Умиление" г. Чистополь (Чистопольская епархия)
Храм Смоленской иконы Божией Матери "Умиление" г. Неман (Черняховская епархия)
Храм Смоленской иконы Божией Матери "Умиление" г. Самара (Самарская епархия)
Храм Иконы Божией Матери "Умиление" пос. Ёнский (Мурманская епархия)
Храм в честь иконы Пресвятой Богородицы "Умиление" г. Нижний Новгород (Нижегородская епархия)
Храм иконы Божией Матери "Умиление" Подворье Свято-Ольинского Инсарского женского монастыря г. Ковылкино (Саранская епархия)
Храм Иконы Божией Матери "Умиление" г. Боровичи (Боровичская епархия)
Храм Смоленской иконы Божией Матери "Умиление" пгт. Новый Рогачик (Волгоградская епархия)
Храм в честь иконы Божией Матери «Умиление», г. Ростов-на-Дону (Ростовская епархия)
Храм Смоленской иконы Пресвятой Богородицы г. Джаксонс Пойнт (Монреальская и Канадская епархия)
Храм иконы Божией Матери "Умиление" г. Луганск (Луганская епархия)
Храм "Смоленской" иконы Божией Матери с. Большое Пулково (Санкт-Петербургская епархия)

Статьи на Православие.Ru

Слово о святом причащении (в шестую неделю Поста)

Существует три необходимых условия, которые мы, христиане, должны выполнить, когда принимаем Господа нашего Иисуса Христа во святом причащении пречистых Его Тайн.

Вход Господень в Иерусалим

Иеромонах Роман (Матюшин)

Листвой, одеждой застилают Дорогу в Иерусалим! Шумят, бегут, провозглашают… День ликованья! А за ним – Демократичный суд Пилата, Архиерейская молва, Правозащитные солдаты, И терноносная Глава! Ведь знают, что Его распнут, И до́смерти пред смертью бьют!

Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Недели Ваий

3 / 16 апреля 2011 г.. Лазарева суббота. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 173:01 мин. Размер 83.1 Mb)

Божественная литургия в Сретенском монастыре в день празднования Входа Господня в Иерусалим

4 / 17 апреля 2011 г.. Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 77:55 мин. Размер 37.4 Mb)

Слово в Неделю Ваий

Иеромонах Иов (Гумеров)

Сегодня праздник – Вход Господень в Иерусалим. Господь проповедовал три с половиной года Евангелие Царствия. Проповедь эта проходила в основном в Галилеи и Десятиградии, и, главным образом, в Капернауме как в городе, который избрал Господь. Но на великие праздники Спаситель приходил в Иерусалим и, прежде всего, на праздник Пасхи. (MP3 файл. Продолжительность 18:02 мин. Размер 8.7 Mb)

Вход Господень в Иерусалим: иконы и фрески

Источником иконографии Входа Господня в Иерусалим является Евангелие, где рассказывается о том, как Христос, сидя на молодом осле, в сопровождении учеников накануне иудейской пасхи въезжает в город, в котором Его предадут на распятие. Изображения едущего на осляти Спасителя известны уже в раннехристианском искусстве.

«Ветер Пасхи дует нам в лица»

Протоиерей Александр Шаргунов

Среди всех этих рук, поднятых в приветствии, какая рука поднимется, чтобы ударить Его? Среди рук, которые бросают цветы, какая из них бросит в Него камень?

Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Недели Ваий

30 марта / 12 апреля 2014 г. Лазарева суббота. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:36:49 мин. Размер 113 Mb)

Верность обетований Божиих

Несмотря на наши предательства, лукавства, постоянную изменчивость – то, что Слово Божие называет прелюбодейством от Бога, Бог верен. Верны Его обетования. (MP3 файл. Продолжительность 20:12 мин. Размер 14.6 Mb)

Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Недели Ваий

22 марта / 4 апреля 2014 г. Лазарева суббота. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:33:51 мин. Размер 110.8 Mb)

Божественная литургия в Сретенском монастыре в день празднования Входа Господня в Иерусалим

23 марта / 5 апреля 2015 г. Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:13:47 мин. Размер 53.2 Mb)

Взять крест Христов

Его крест – это есть иго, но иго Его благо и бремя легко, и, следовательно, с Богом все возможно. Крест Христов – это путь следования за Ним. (MP3 файл. Продолжительность 9:55 мин. Размер 7.2 Mb)

Битва с нашей смертью

Господь сейчас входит в Иерусалим, в Свой город, для того, чтобы вступить в битву со смертью. С чьей смертью? Со смертью каждого из нас – с вашей, с моей, со смертью каждого из людей. Вступить в битву и победить. (MP3 файл. Продолжительность 12:07 мин. Размер 8.8 Mb)

Вербное воскресенье вместе с детьми

Вход Господень во Иерусалим – праздник особенно «детский». Как раз из-за малышей на праздничных иконах. И ведь эти младенцы – одно из чудес Священного Писания.

Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Недели Ваий

26 марта / 8 апреля 2017 г. Лазарева суббота. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:37:57 мин. Размер 113.8 Mb)

Божественная литургия в Сретенском монастыре в Вербное воскресенье

27 марта / 9 апреля 2017 г. Неделя 6-я Великого поста, цветоносная. Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:16:14 мин. Размер 54.9 Mb)

Святые мученики Хрисанф, Дария и иже с ними

Хрисанф и Дария посвятили себя горячей проповеди среди римской молодежи и убедили множество юношей и девушек хранить целомудрие ради Бога.

Рассказ иеросхимонаха Симеона о своей жизни

Начальство хотело возложить на меня большое бремя послушания - поставить наместником монастыря. Видя, что это послушание мне не под силу, стал отказываться; да к тому еще я очень устал, и на этом основании стал просить схиму, в чем мне в первый раз отказали и все настаивали, чтобы я принял наместничество. Но я наотрез отказался еще ввиду внутреннего внушения принять схиму; на это упорно не соглашался епископ Иоанн (Булин), но, наконец, все же согласился.

Воспоминания об отце Симеоне

Мы уверены, что старец наш обрел дерзновение пред Господом и молится за нас. Это мы чувствуем - когда служим у гроба его панихиды, в пещерах, то потом легко и радостно бывает на душе и сердце весь день, как в праздник.

Некоторые из сохранившихся наставлений о. Симеона

Вот какой Господь Человеколюбец, – говорил батюшка, – мы пришли в монастырь смолоду, а вот есть такие, которые прожили с семьей долгое время, имеют детей, а Господь призвал их в монастырь, и некоторые из них сподобились ангельского сана.

Всенощное бдение накануне Недели 32-й по Пятидесятнице, перед Богоявлением в Сретенском монастыре

4 / 17 января 2015 г. Суббота 32-й седмицы по Пятидесятнице, перед Богоявлением. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:37:46 мин. Размер 113.6 Mb)

Преподобные Марк, Иона и Васса Псково-Печерские

Однажды два охотника на волков, отец и сын, отважились забраться в эти глухие места. Они остановились в изумлении, услышав священные песнопения и почувствовав запах ладана.
© ПРАВОСЛАВИЕ.RU