Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English Српска
ПРАВОСЛАВИЕ.RU Православный Церковный календарь
Православный Церковный календарь 2018


Рейтинг@Mail.ru


Проклятие смоковницы
Старый стиль
20Март
понедельник Новый стиль)
2Апрель
Страстная седмица.
Великий пост.
Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Великий Понедельник

Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрпп. Иоанна, Сергия, Патрикия и прочих, во обители св. Саввы убиенных (796).

Мц. Фотины (Светланы) самаряныни, ее сыновей мчч. Виктора, нареченного Фотином, и Иосии; мцц. Анатолии, Фото, Фотиды, Параскевы, Кириакии, Домнины и мч. Севастиана (ок. 66). Мцц. Александры, Клавдии, Евфрасии, Матроны, Иулиании, Евфимии и Феодосии (310). Свт. Никиты, исп., архиеп. Аполлониадского (IX). Прп. Евфросина Синозерского, Новгородского (1612).

Сщмч. Василия диакона (1938).

Евангельские Чтения

Утр. - Мф., 84 зач., XXI, 18-43. Лит. - Мф., 98 зач., XXIV, 3-35.

Литургия Преждеосвященных Даров.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский

(Мф. 24, 3-35). Господь идет на вольную страсть. Надобно и нам сшествовать Ему. Это долг всякого, кто исповедует, что силою страстей Христовых стал он тем, чем теперь есть, и кто надеется еще получить нечто столь великое и славное, что и на ум то никому придти не может. Как же сшествовать? Размышлением, сочувствием. Иди мыслью вслед страждущего Господа, и размышлением своим извлекай из всего такие представления, которые могли бы поражать сердце и вводить его в чувство страданий, перенесенных Господом. Чтобы последнее совершилось успешнее, надо себя самого сделать страдающим через чувствительное умаление пищи и сна, и увеличение труда стояний и коленопреклонений. Исполни все, что делает св. Церковь, и будешь добрым сшественником Господу на страдания.

Некоторые особенности богослужения

Некоторые особенности богослужения первых трех дней Страстной седмицы.

В Великий Понедельник воспоминается ветхоза­ветный патриарх Иосиф, по зависти проданный брать­ями в Египет, пострадавший, а потом прославившийся и тем прообразовавший страдания Христа Спасителя, преданного на смерть соотечественниками.

Кроме того, в этот день воспоминается проклятие и иссушение Гос­подом бесплодной смоковницы, послужившей образом лицемерных фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашел истинных плодов веры в благочестия, а только лицемерную сень (тень) закона. Бесплодной, засохшей смоковнице бы­вает подобна и всякая душа человеческая, не принося­щая духовных плодов - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

Текст службы в Понедельник Великой седмицы.

Утреня совершается по схеме великопостной утрени.

По шестопсалмии и пении Аллилуиа вместо Троичных тропарей поется тропарь Се ЖенихMP3(трижды). Этим тропарем Церковь напоминает нам о внезапном пришествии Судии мира и побуждает нас к духовному бодрствованию.

Устав чтения Псалтири на Страстной седмице особый. По 3-ей кафизме и седальна читается Евангелие.

Канон состоит только из Трипеснца Непроходимое волнящееся мореMP3. Честнейшую не поем. По 9-й песне поется светилен Чертог ТвойMP3(трижды). - В этом светильне мы исповедуем перед Господом свое недостоинство, сокрушаемся и плачем, подобно невесте, оставленной вне брачного чертога.

На всех часах и Изобразительных читается кондак Триоди Иаков рыдаше . На 3-м, 6-м и 9-м часах читается Четвероевангелие

На Литургии Преждеосвященных Даров после пения Да исправится и 3-х поклонов читается Евангелие.

Молитвы

Тропарь преподобного Евфросина Синозерского
глас 4

От юности твоей вперив ум твой к Богу,/ блаженне Евфросине,/ мира же отвергся,/ вселился еси в пустыню непроходимую,/ и тамо, от Господа укрепляемь,/ в молитвах и пощениих доблественне пожил еси,/ и жизнь твою страдальчески/ убиением от сынов противления скончал еси,/ сего ради со преподобными и мученики венчался еси,/ с нимиже и ныне предстоиши Престолу Пресвятыя Троицы./ Сию моли, молим тя,/ оставление подати согрешений наших/ и даровати нам велию милость.

Ин тропарь преподобного Евфросина Синозерского
глас 1

От юности вперив ум свой к Богу,/ блаженне Евфросине,/ и бегая суеты мира сего,/ достигл еси в пустыню непроходимую,/ идеже Богу, тя укрепляющу,/ ангельское житие стяжав,/ поработал еси довольно Владыце своему Христу/ в пощении, и в молитвах, и во всенощных бдениях/ и сподобился еси дара Духа Пресвятаго,/ еже прорицати будущая,/ наставляя на стезю покаяния/ притекающих к тебе и послушающих тя./ Темже Всеблагий Бог, видя великую твою к Себе веру,/ нелицемерную любовь и несумненную надежду,/ дарова тебе не точию еже веровати в Него,/ но еже и страдати по Нем,/ егда от противных сынов в тойже пустыни кровь твоя нещадно излияся./ И доселе, яко Авелева, вопиет к Богу,/ свидетельствующу о сем нетлением мощей твоих./ На няже взирающе, умильно вопием:/ слава Христу, даровавшему тебе благодать толику,/ Егоже и моли о нас.

Кондак преподобного Евфросина Синозерского
глас 8

Подражая житию древних отцев,/ Богомудре отче Евфросине,/ красоту мира сего возненавидел еси,/ и, в пустыню вселився,/ веру Христову, якоже щит, в сердце твое приял еси,/ с неюже изшел еси, яко добр воин Царя Небеснаго,/ не на брань противу плоти и крове,/ но на брань противу козней невидимаго врага,/ и сего вознесенную гордыню,/ по данней тебе от Духа Святаго благодати,/ глубоким смирением твоим низложил еси,/ и от Небеснаго Мздовоздателя неувядаемым венцем победы венчался еси./ Сего ради, сошедшеся любовию, вопием ти:/ радуйся, отче Евфросине, пустынное украшение.

Кондак преподобных отец, во обители святаго Саввы убиенных
глас 4

Земных и тленных наслаждение/презревше яве, преблаженнии,/ пустынное житие изволивше,/ мира же краснейшее, и пищи временный возненавидевше,/ отонудуже сподобистеся Небеснаго Царствия,/ с лики мученик и постник веселящеся./ Темже, чтуще память вашу,/ вопием вам прилежно:/ от бед нас, отцы, избавите.

Тропарь
глас 8
Се, Жених грядет в полунощи,/ и блажен раб, егоже обрящет бдяща,/ недостоин же паки, егоже обрящет унывающа./ Блюди убо, душе моя,/ не сном отяготися,/ да не смерти предана будеши,/ и Царствия вне затворишися,/ но воспряни зовущи:// Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.
Кондак
глас 8
Иаков рыдаше Иосифова лишения,/ и доблий седяше на колеснице, яко царь почитаем:/ египтяныни бо тогда сластем не поработав,/ воспрославляшеся от Ведущаго человеческая сердца,// и Посылающаго венец нетленный.

Службы

Сайт прихода:

Храм прп. мч. Евфросина Синозерского пос. Чагода (Череповецкая епархия)

Статьи на Православие.Ru

Синаксарь во Святый Великий Понедельник

Во святой и Великий Понедельник мы вспоминаем блаженного Иосифа прекрасного и засохшую смоковницу, поскольку отсюда берет начало (седмица) святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа, а прообразом Его прежде всего служит Иосиф.

Библия, изложенная для семейного чтения.
Великий понедельник

В этот день — второй после торжественного входа Господня в Иерусалим, — возвращаясь в город поутру, Иисус Христос «взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла».

Толкование Евангелия на каждый день года.
Страстная седмица. Великий Понедельник

Страстная седмица, Великий Понедельник начинается с притчи о бесплодной смоковнице. Господь на пути Своем в Иерусалим, куда Он идет, чтобы принять страдания за нас, взалкал. Он воистину Человек, и Он приобщился всем немощам нашей природы и всей нищете, какая только есть у людей. И Он истинный Бог наш, совершающий чудеса Своей Божественной силой.

Утреннее богослужение в Великий Понедельник в Сретенском монастыре

16 / 29 марта. Понедельник Страстной седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны, вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров. Хор Сретенской Духовной семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 186:35 мин. Размер 89.6 Mb)

О бесплодной смоковнице

Иеромонах Ириней (Пиковский)

Прошли почти четыре года служения Спасителя, в течение которых Он обильно поливал почву людских сердец «живой водой» Своей проповеди. Но смоковница иудеев осталась бесплодной.

Вечернее богослужение в Великий Понедельник в Сретенском монастыре

16 / 29 марта. Понедельник Страстной седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Великое повечерие, утреня, 1-й час. Хор Сретенской Духовной семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 187:33 мин. Размер 90.1 Mb)

Порядок звонов, совершаемых в Страстную седмицу

Николай Завьялов

В Великую пятницу на вечернем богослужении, когда совершается чин погребения, звонят благовест перед началом службы в большой колокол, и затем на крестном ходе – перезвон по единожды в каждый колокол от большого к малому. По поставлении Плащаницы в центре храма – трезвон. С этого момента, по установившейся в настоящее время традиции, никаких звонов совершать не принято до полунощницы Великой субботы, то есть до благовеста к пасхальной службе.

Страстная неделя: самое главное

Наступила Страстная седмица. Что самое главное для христианина в эти дни? Как провести их, чтобы достойно встретить Светлое Христово Воскресение? С этими вопросами мы обращаемся к нашим пастырям

Плоды Великого поста

Те ли плоды мы принесли в эти благодатные дни Богу, которые Он от нас ждал, и которые, все мы знаем, что могли их принести?

Утреннее богослужение в Сретенском монастыре в Великий Понедельник

24 марта / 6 апреля 2015 г. Понедельник Страстной седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны, вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров. Хор Сретенской Духовной Семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 3:08:53 мин. Размер 136.1 Mb)

Вечернее богослужение в Сретенском монастыре в Неделю 6-ю Великого поста

27 марта / 9 апреля 2017 г. Неделя 6-я Великого поста. Вербное воскресенье. Сретенский монастырь. Вечерня, утреня, 1-й час. Хор Сретенской духовной семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:40:09 мин. Размер 115.4 Mb)

Святая мученица Фотина Самаряныня и с ней за Христа пострадавшие

Святая Фотина (Светлана) была родом из Самарии. Именно с ней Господь разговаривал у колодца Иакова.

О поклонении в духе и истине

Это была подлинная духовная революция. Теперь важным становилось именно то, что раньше совершенно игнорировалось, а именно сердце, душевное состояние, остававшиеся в тени обрядов, молитв и жертв.
© ПРАВОСЛАВИЕ.RU