Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Дея. 5, 12-20; Ин. 20, 19-31). "Господь мой и Бог мой!" воззвал св. апостол Фома. Ощущаете ли с какою силою ухватился он за Господа и как крепко держит Его? Не крепче держит утопающий доску, на которой чает спасенным быть от потопления. Прибавим, что кто не имеет таким Господа для себя и себя в отношении к Господу, тот еще не верует в Господа, как следует. Мы говорим: "Господь Спаситель", разумея, что Он Спаситель всех, а этот говорит: "Господь Спаситель мой". Кто говорит: "мой Спаситель", тот ощущает свое спасение, исходящее от Него. Ощущению же спасения сопредельно ощущение пагубы, из которой извлек спасенного Спасающий. Чувство пагубы жизнелюбивого по природе человека, знающего, что не может он сам себя спасти, заставляет искать Спасителя. Когда обретет Его и ощутит силу спасения. от Него исходящую, хватается за Него крепко и оторваться от Него не захочет, хоть бы лишали его за то самой жизни. Такого рода события в духовной жизни христианина не воображаются только умом, а переживаются самым делом. Затем, как вера его, так и сочетание со Христом становятся крепки, как жизнь или смерть. Такой только искренно взывает: "кто меня разлучит!"
Некоторые особенности богослужения
Светлая седмица заканчивается Фоминым воскресением,
являющимся как бы заменой (повторением) самого Пасхального
дня, отчего оно и названо еще Антипасхой (в переводе с
греческого - «вместо Пасхи»).
Богослужение этого дня посвящено, главным образом,
воспоминанию явлений Христа по Воскресении Апостолам, в
том числе и Фоме. Вся служба побуждает верующих
пробудиться от сна греховного, обратиться к Солнцу Правды
- Христу, укрепить в себе веру и вместе с ап. Фомой
искренно, радостно воскликнуть: «Господь мой и Бог
мой».
В субботу вечером перед 9-м часом затворяются царские
врата. 9-й час читается обычный трехпсалмный. На нем
тропарь воскресный 8-го гласа: С высоты снизшел
еси и кондак Пасхи: Аще и во гроб.
В Неделю Антипасхи воскресные песнопения из Октоиха не
поются, вся служба совершатся по Цветной Триоди.
Начиная с Фомина воскресенья, на службах возобновляется
стихословие Псалтири, полиелей и прочее последование.
Восстанавливается обычная структура всенощного бдения,
часов, Литургии (за исключением некоторых особенностей).
С этого дня до отдания Пасхи на всех службах, которые
начинаются с возгласа священника, а также перед началом
шестопсалмия трижды поется или читается Христос
воскресе.
Часы читаются обычные, трехпсалмные; по
возгласе троекратное Христос воскресе. Трисвятое и прочее (на 3-м
и 9-м часе). Царю Небесный не читается. На
часах - тропарь и кондак праздника.
На Литургии:
По возгласe Благословено Царство - Христос воскресе (трижды). На пение
тропаря, по традиции, отверзаются царские врата.
Прокимен, глас 3-й: Велий Господь наш и велия крепость
Его, и разума Его несть числа. Cтих: Хвалите
Господа, яко благ псалом, Богови нашему да усладится
хваление.
Причастен: Похвали Иерусалиме Господа, хвали Бога
твоего Сионе.
Молитвы
Тропарь благоверного князя Всеволода-Гавриила, Псковского чудотворца
глас 4
Наста днесь всечестный новый праздник,/ пренесение честных мощей/ блаженнаго князя Гавриила,/ веселящи изрядно всех благочестивых множества,/ темже, вси вернии,/ сошедшеся во святый храм Живоначальныя Троицы, возопием:/ блаженне княже Гаврииле,/ имея дерзновение ко Христу Богу,/ моли спастися празднующим любовию память твою.
Кондак благоверного князя Всеволода-Гавриила, Псковского чудотворца
глас 8
Возвеселися, Христова церковь,/ имущи в себе источника чудесем обильна./ Днесь, любовию сошедшеся в тя, людие твой,/ в пренесение честных мощей блаженнаго князя Гавриила,/ воспоем песнь единому Богу в Троице, радующеся,/ сподобльшаго нас видети пречестное сокровище, мощи его,/ от мног лет сокровенны, напоследок же нам явлены./ Яко да молитвами его к Богу от всех находящих зол избавимся/ и радостною душею и веселием сердца/ благодарная воспоем, глаголюще:/ радуйся, утверждение граду нашему.
Тропарь преподобного Феодора
глас 2
Познан быв от пелен освящен/ и явлься благодатей исполнен,/ чудесы мир озарил еси/ и демонов множество отгнал еси,/ священнодетелю Феодоре,// темже о нас молися Господеви.
Кондак преподобного Феодора
глас 3
Яко на огненную колесницу добродетельми, богоносе, возшед,/ востекл еси на Небесная жилища,/ яко Ангел, с человеки пожил еси/ и, яко человек, со Ангелы окрест ликовствуеши./ Сего ради показался еси чудес Божественное приятелище,// Феодоре преподобне.