Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English Српска
ПРАВОСЛАВИЕ.RU Православный Церковный календарь
Православный Церковный календарь 2016


Рейтинг@Mail.ru


Старый стиль
25Декабрь
суббота Новый стиль)
7Январь
Седмица 29-я по Пятидесятнице. Глас 3.
Поста нет.

Евангельские Чтения

Утр. - Мф., 2 зач., I, 18-25. Лит. - Гал., 209 зач., IV, 4-7. Мф., 3 зач., II, 1-12.

Литургия св. Иоанна Златоуста.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский

(Гал. 4, 4-7; Мф. 2, 1-12). Слава Тебе, Господи! И еще дождались мы светлых дней Рождества Христова: повеселимся же теперь и порадуемся. Св. Церковь нарочно для того, чтоб возвысить наше веселие в эти дни, учредила перед ними пост - некоторое стеснение, чтобы вступая в них мы чувствовали себя как бы исходящими на свободу. При всем том она никак не хочет, чтобы мы предавались услаждению только чувств и одним удовольствиям плотским. Но исстари, наименовав эти дни святками, требует, чтобы самое веселие наше в течение их было свято, как они святы. А чтобы не забылся кто веселясь, она вложила в уста нам краткую песнь во славу родившегося Христа, которою остепеняет плоть и возвышает дух, указывая ему достойные дней этих занятия: "Христос рождается - славите" и проч. Славьте же Христа, и славьте так, чтоб этим славословием усладились душа и сердце, и тем заглушился позыв ко всякому другому делу и занятию, обещающему какую-либо утеху. Славьте Христа: это не то, что составляйте длинные хвалебные песни Христу, нет; но если, помышляя или слушая о рождестве Христа Спасителя, вы невольно из глубины души воскликнете: слава Тебе, Господи, что родился Христос! - этого и довольно; это будет тихая песнь сердца, которая пройдет, однако же, небеса и войдет к Самому Богу. Воспроизведите немного пояснее то, что совершено для нас Господом - и вы увидите, как естественно ныне нам такое воззвание. Чтоб это было для нас легче, приравняем к этому следующие случаи. Заключенному в темнице и закованному в узы царь обещал свободу. . . Ждет заключенный день - другой, ждет месяцы и годы. . . не видит исполнения, но не теряет надежды, веря цареву слову. Наконец, показались признаки, что скоро-скоро, внимание его напрягается; он слышит шум приближающихся с веселым говором: вот спадают запоры и входит избавитель. . . Слава Тебе, Господи! восклицает невольно узник. Пришел конец моему заключению, скоро увижу свет Божий! Другой случай: больной покрытый ранами и расслабленный всеми членами, переиспытал все лекарства, и много переменил врачей; терпение его истощилось, и он готов был предаться отчаянному гореванию. Ему говорят: есть еще искуснейший врач всех вылечивает и именно от таких болезней, как твоя; мы просили его - обещал прийти. Больной верит, возникает к надежде и ждет обещанного. . . Проходит час, другой, более - беспокойство снова начинает точить душу его. . . Уже под вечер кто-то подъехал. . . идет. . . отворилась дверь, и входит желанный . . . Слава Тебе, Господи! вскрикивает больной. Вот и еще случай: нависла грозная туча; мрак покрыл лицо земли; гром потрясает основания гор и молнии прорезывают небо из края в край: от этого все в страхе, словно настал конец мира. Когда же потом гроза проходит и небо проясняется, всякий, свободно вздыхая, говорит; Слава Тебе, Господи! Приблизьте эти случаи к себе и увидите, что в них вся наша история. Грозная туча гнева Божия была над нами, - пришел Господь - примиритель и разогнал эту тучу. Мы были покрыты ранами грехов и страстей - пришел врач душ и исцелил нас. . . Были мы в узах рабства - пришел освободитель и разрешил узы наши. . . Приблизьте все это к сердцу своему и восприимите чувствами своими, и вы не удержитесь, чтоб не воскликнуть: слава Тебе, Господи, что родился Христос! Не усиливаюсь словами моими привить к вам такую радость: это недоступно ни для какого слова. Дело, совершенное родившимся Господом, касается каждого из нас. Вступающие в общение с Ним приемлют от Него свободу, врачевство, мир, обладают всем этим и вкушают сладость того. Тем, которые испытывают это в себе, незачем говорить: "радуйтесь", потому что они не могут не радоваться, а тем, которые не испытывают, что и говорить: "радуйтесь"; они не могут радоваться. Связанный по рукам и по ногам, сколько ни говори ему: "радуйся избавлению" - не возрадуется; покрытому ранами грехов откуда придет радость уврачевания? Как вздохнет свободно устрашаемый грозою гнева Божия? Таким можно только сказать: "пойдите вы к Младенцу повитому, лежащему в яслях, и ищите у Него избавления от всех обдержащих вас зол, ибо этот Младенец - Христос Спас мира". Желалось бы всех видеть радующимися именно этою радостью и нехотящим знать других радостей, но не все сущие от Израиля - Израиль. Начнутся теперь увеселения пустые, буйные, разжигающие похоти: глазерство, кружение, оборотничество. Любящим все это сколько ни говори: "укротитесь", они затыкают уши свои и не внемлют - и всегда доведут светлые дни праздника до того, что заставят милостивого Господа отвратить очи Свои от нас и сказать: "мерзость Мне все эти празднества ваши"! И действительно, многие из наших увеселений общественных воистину мерзость языческая, то есть, одни прямо перенесены к нам из языческого мира, а другие, хотя и позже явились, но пропитаны духом язычества. И как будто нарочно они изобретаются в большем количестве в дни Рождества м Пасхи. Увлекаясь ими, мы даем князю мира - мучителю своему, противнику Божию, повод говорить к Богу: "что сделал Ты мне рождеством Своим и воскресением? Все ко мне идут!" Но да проносятся чаще в глубине сердца нашего слова 50-го псалма: "Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем". .. Нас увлекает просвещенная Европа. . . Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят и к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся как помешанные, сами себя не помня. Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтоб привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему. Это не пустые слова, но дело утверждаемое голосом Церкви. Ведайте, православные, что Бог поругаем не бывает; и ведая это, веселитесь и радуйтесь в эти дни со страхом. Освятите светлый праздник святыми делами, занятиями и увеселениями, чтоб все, смотря на нас, сказали: у них святки, а не буйные какие нибудь игрища нечестивцев и развратников, не знающих Бога.

(Лк. 16, 10-15). "Не можете служить Богу и мамоне". Раздвоенная мысль и раздвоенное сердце делают человека ни к чему негожим; ибо "человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих". Он или ничего не делает, или делает да переделывает, то есть, одною рукою строит, а другою разоряет. Источник истинно богоугодной жизни - твердая решимость во всем угождать Богу. Эта решимость устремляет все помышления, желания и чувства человека на одно, и объединяя таким образом его внутреннее, делает его сильным на дела и вносит единство во всю совокупность его деятельности, сообщая ей один характер. Дела такие благоуспешны и многоплодны потому, что полны истинной жизни. Отчего вялость, неподвижность, бесплодность дел? От внутренней безжизненность, а внутренняя безжизненность от раздвоения внутреннего. Не сознана единая цель, не поставлена она законом жизни, - дела и идут, как пришлось. Оттого одни направляются в одну сторону, другие в другою; здание жизни и не созидается. Избери цель и посвяти ей жизнь. Настоящая, главная цель указана богоподобным естеством человека; она живое богообщение. К это главной цели обращай и цели частные, ученые, житейские, гражданские, коммерческие, служебные, правительственные. Если бы всякий в обществе держался этого - в общество внесен бы был строй один общий, и один дух всех бы исполнил.

(Лк. 16, 10-15). "Не можете служить Богу и мамоне". Раздвоенная мысль и раздвоенное сердце делают человека ни к чему негожим; ибо "человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих". Он или ничего не делает, или делает да переделывает, то есть, одною рукою строит, а другою разоряет. Источник истинно богоугодной жизни - твердая решимость во всем угождать Богу. Эта решимость устремляет все помышления, желания и чувства человека на одно, и объединяя таким образом его внутреннее, делает его сильным на дела и вносит единство во всю совокупность его деятельности, сообщая ей один характер. Дела такие благоуспешны и многоплодны потому, что полны истинной жизни. Отчего вялость, неподвижность, бесплодность дел? От внутренней безжизненность, а внутренняя безжизненность от раздвоения внутреннего. Не сознана единая цель, не поставлена она законом жизни, - дела и идут, как пришлось. Оттого одни направляются в одну сторону, другие в другою; здание жизни и не созидается. Избери цель и посвяти ей жизнь. Настоящая, главная цель указана богоподобным естеством человека; она живое богообщение. К это главной цели обращай и цели частные, ученые, житейские, гражданские, коммерческие, служебные, правительственные. Если бы всякий в обществе держался этого - в общество внесен бы был строй один общий, и один дух всех бы исполнил.

Некоторые особенности богослужения

Литургическое освещение праздника.

История праздника.

Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Текст службыPDF файл. Размер 302 kb.

Всенощное бдение на праздник Рождества Христова состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. Перед его началом бывает благовест и «трезвон во вся».

Великое повечерие состоит из 3-х частей. Каждая часть начинается чтением Приидите, поклонимся и завершается особой молитвой.

Великое повечерие совершается следующим образом. Священник с диаконом, облачившись, творят начало, как во все Господские праздники. Открываются царские врата, и диакон, подав священнику кадило, со свечой в руке выходит на солею, После возгласа священника: «Благословен Бог наш...» чтец читает обычное начало и прочее последование великого повечерия. В это время священник вместе с диаконом совершает полное каждение храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата закрываются.

Первая часть великого повечерия подобна той части утрени, на которой читается вначале шестопсалмие, затем поется Бог Господь с тропарями и стихословятся кафизмы с седальнами и ектениями. Это сходство свидетельствует о том, что великое повечерие возникло на основе шестопсалмия и расширилось впоследствии до трехчастного состава.

После обычного начала читаются шесть псалмов: 4-й, 6-й, 12-й, и затем псалмы 24-й, 30-й и 90-й.

Хор поет С нами Бог.

Чтец читает прочие стихи (до 20-го стиха: Отец будущего века).

Хор припевает к каждому стиху: Яко с нами Бог и после конечного стиха заключает пением: С нами Бог.

Чтец: День прешед, Верую. Затем — Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных, Вся небесныя силы святых Ангел и Архангел молите и т.д.

Далее — Трисвятое по Отче наш.

Вместо тропарей: Просвети очи мои, Христе Боже и других хор поет тропарь праздникаMP3 (царские врата на время пения тропаря открываются).

Чтец: Господи, помилуй (40), Честнейшую и заключительную молитву св. Василия Великого: Господи, Господи.

К первой части примыкает краткая вторая часть повечерия, которая по своему содержанию является покаянной.

Чтец: Приидите, поклонимся, псалмы: 50-й, 101-й и молитву Манассии, Трисвятое по Отче наш. Вместо тропарей: Помилуй нас, Господи, помилуй нас и других хор поет кондак праздникаMP3 (царские врата на время пения кондака открываются).

Чтец: Господи, помилуй (40), Честнейшую и заключительную молитву: Владыко Боже Отче Вседержителю.

Третья часть состоит из славословий и хвалы Богу и святым угодникам Божиим. Она подобна той части утрени, во время которой поется канон.

Чтец: Приидите, поклонимся, псалмы 69-й и 142-й, и читается вседневное славословие. Затем бывает выход на литию при пении стихир праздникаMP3(обычное окончание великого повечерия здесь опускается). После литии – стиховные стихиры MP3праздника. По Ныне отпущаешитропарь праздникаMP3(трижды), благословение хлебов и псалом 33-й.

Утреня.

После шестопсалмия, на Бог Господьтропарь праздникаMP3 (трижды), затем – кафизмы и полиелейMP3.

По полиелее — величание: Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы МарииMP3.

Степенна -1 антифон 4 гласа От юности моеяMP3.

Прокимен, гл. 4: Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается. Стих: Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене: дондеже положу враги Твоя подножие ног ТвоихMP3.

По 50-м псалме вместо Молитвами поется: Слава: Всяческая днесь радости исполняются: Христос родися от Девы. И ныне — то же, но конец: Христос родися в Вифлееме. Помилуй мя, Боже и стихира: Слава в вышних Богу, и на земли мир! Днесь восприемлет Вифлеем Седящаго присно со Отцем, днесь ангели Младенца рожденнаго боголепно славословят: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.MP3.

Канонов — два: св. Космы Маиумского — с ирмосом на 8 и св. Иоанна Дамаскина — на 8 (ирмосы по дважды).

Вместо Честнейшую – припев 9-й песни: Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу. И ирмос: Таинство странное вижду и преславное.

К каждому тропарю первого канона припеваются свои припевы, ко второму канону припев: Днесь Дева раждает Владыку... Катавасия 9-й песни — ирмос второго канона: Любити убо нам, яко безбедное страхом удобее молчание, любовию же Дево песни ткати спротяженно сложенныя неудобно есть: но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь. (Тот же ирмос в русском переводе М. Скабаллановича: Удобнее нам было бы по страху (из опасения, как бы не оскорбить Божию Матерь недостойными хвалами), предпочесть молчание, как дело безопасное; по любви же к Тебе, Дева, составлять стройно сложенные песни трудно; но Ты, и Мать, дай силу (к песням), поскольку есть (у нас) усердие).

Этот же ирмос (Любити убо нам) вместе с первым припевом 9-й песни является задостойником на литургии. По 9-й песни — светилен: Посетил ны есть свыше (трижды).

На хвалитех - стихиры праздникаMP3.

Поется Великое славословие, по Трисвятом - тропарь праздникаMP3 .

В конце утрени – праздничный отпуст И́же в верте́пе роди́выйся и в я́слех возлеги́й, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Поются антифоны праздникаMP3.

Входный стих — праздника: Из чрева прежде денни́цы роди́х Тя, клятся Господь и не раскается: Ты — иерей во век по чину Мелхиседе́кову.

По входе — тропарь праздникаMP3. Слава, и нынекондак праздникаMP3.

Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся»MP3

Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастенMP3 — праздника.

Вместо Достойно поется задостойник праздника — припев: Величай, душе́ моя и ирмос: Люби́ти убо нам (и до отдания праздника Рождества Христова).

Отпуст в конце Литургии — как на утрене.

По традиции, по отпусте Литургии посреди церкви перед иконой праздника изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздникаMP3, Слава, и нынекондак праздникаMP3 и, по обычаю, величание.

От Рождества Христова до Богоявления отменяется пост и не бывает коленопреклонений — ни в церкви, ни в келлиях (см. Типикон, 25 декабря, 4-е «зри»).

С 26 по 30 декабря - попразднство Рождества Христова.

31 декабря - отдание праздника Рождества Христова.

Молитвы

Тропарь Рождества Христова
глас 4
Рождество Твое, Христе Боже наш,/ возсия мирови свет разума,/ в нем бо звездам служащии/ звездою учахуся/ Тебе кланятися, Солнцу Правды,/ и Тебе ведети с высоты Востока.// Господи, слава Тебе!
Кондак Рождества Христова
глас 3
Дева днесь Пресущественнаго раждает,/ и земля вертеп Неприступному приносит,/ Ангели с пастырьми славословят,/ волсви же со звездою путешествуют,/ нас бо ради родися// Отроча Младо, Превечный Бог.
Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ нас ради ныне плотию рождшагося/ от Безневестныя// и Пречистыя Девы Марии.

Службы

Сайты приходов:

Івано-Франківська єпархія:
Храм Рождества Христова г. Ивано-Франковск
Алатырская епархия:
Рождественский скит (подворье Свято-Троицкого мужского монастыря) г. Алатырь
Храм Рождества Христова с. Первомайское
Храм Рождества Христова с. Сугуты
Храм Рождества Христова с. Никулино
Храм Рождества Христова с. Шамурша
Альметьевская епархия:
Храм Рождества Христова г. Альметьевск
Храм Рождества Христова с. Ямаши
Храм Рождества Христова с. Александровская слобода
Ардатовская епархия:
Храм Михаила Архангела с. Большое Игнатово
Арсеньевская епархия:
Храм в честь Рождества Христова г. Арсеньева
Архангельская епархия:
Храм Николая Чудотворца с. Холмогоры
Ахтубинская епархия:
Храм Рождества Христова с. Красный Яр
Барнаульская епархия:
Храм Рождества Христова пос. Степное Озеро
Барышская епархия:
Храм Рождества Христова с. Живайкино
Бежецкая епархия:
Храм Рождества Христова д. Григорково
Белгородская епархия:
Храм Рождества Христова с. Веселая Лопань
Храм Рождества Христова г. Старый Оскол
Бердянська єпархія:
Кафедральный Собор в честь Рождества Христова г. Бердянск
Борисоглебская епархия:
Храм Рождества Христова с. Рождественское
Храм Рождества Христова пгт. Анна
Боровичская епархия:
Храм Рождества Христова п. Угловка
Братская епархия:
Кафедральный собор Рождества Христова г. Братск
Брестская епархия:
Свято-Христо-Рождественский приход г. Брест
Великолукская епархия:
Храм Рождества Христова г. Новоржев
Виленская и Литовская епархия:
Храм Рождества Христова дер. Букишкис
Владивостокская епархия:
Храм Рождества Христова пос. Славянка
Владимирская епархия:
Храм Рождества Христова г. Ковров
Храм Рождества Христова с. Заколпье
Волгодонская епархия:
Храм Рождества Христова с. Большая Орловка
Кафедральный собор Рождества Христова г. Волгодонск
Вологодская епархия:
Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Пучке д. Покровское
Храм Рождества Христова д. Крохино
Воронежская епархия:
Храм Рождества Христова с. Перлевка
Храм Рождества Христова с. Стадница
Храм в честь Рождества Христова с. Малышево
Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Бабяково
Храм Рождества Христова г. Лиски
Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Бабяково
Выборгская епархия:
Константино-Еленинский женский монастырь пос. Ленинское
Храм Рождества Христова пос. Красноозерное
Выксунская епархия:
Храм Рождества Христова г. Выкса
Храм Рождества Христова пос. Мухтолово
Вяземская епархия:
Храм Рождества Христова г. Сафоново
Вятская епархия:
Христорождественский женский монастырь г. Слободского
Гатчинская епархия:
Храм Рождества Христова с. Старополье
Гродненская и Волковысская епархия:
Храм в честь Рождества Христова г. Гродно
Екатеринбургская епархия:
Храм во имя Рождества Христова г. Екатеринбург
Екатеринодарская епархия:
Храм Рождества Христова пос. Зональный
Храм Рождества Христова г. Краснодар
Елецкая епархия:
Храм Рождества Христова с. Шовское
Храм Рождества Христова г. Елец
Иваново-Вознесенская епархия:
Храм Рождества Христова дер. Рожство
Храм Рождества Христова с. Рождествено
Ижевская епархия:
Храм Рождества Христова с. Грахово
Иркутская епархия:
Храм Рождества Христова г. Иркутск
Йошкар-Олинская и Марийская епархия:
Храм Рождества Христова с. Пектубаево
Храм Рождества Христова с. Еласы
Храм Рождества Христова г. Йошкар-Ола
Храм Рождества Христова с. Арино
Казанская епархия:
Храм Рождества Христова г. Казань
Храм Илии пророка с. Песчаные Ковали
Храм Макария Желтоводского с. Ильбухтино
Приход Рождества Христова г. Набережные Челны
Каинская епархия:
Приход в честь Рождества Христова с. Прокудское
Калачевская епархия:
Храм Рождества Христова г. Волжский
Калининградская епархия:
Кафедральный собор Христа Спасителя г. Калининград
Калужская епархия:
Храм Рождества Христова г. Обнинск
Храм Рождества Христова на Кожевниках г. Калуга
Храм Рождества Христова пос. Товарково
Храм Рождества Христова с. Трубецкое
Храм в честь Рождества Христова дер. Нижние Вялицы
Каменская епархия:
Храм Рождества Христова с. Светлое
Храм Рождества Христова с. Сосновское
Канашская епархия:
Храм Рождества Христова с. Шерауты
Канская епархия:
Храм Рождества Христова с. Дзержинское
Касимовская епархия:
Храм Рождества Христова пос. Лашма
Храм в честь Живоначальной Троицы пос. Гусь-Железный
Храм Рождества Христова с. Даньково
Київська єпархія:
Храм Рождества Христового г. Киев
Храм Рождества Христова г. Киев
Клинцовская и Трубчевская:
Храм Рождества Христова г. Стародуб
Конотопська єпархія:
Храм Рождества Христова г. Шостка
Костромская епархия:
Храм Рождества Христова с. Ильинское
Храм Илии пророка г. Кострома
Христо-Рождественский храм с. Борок
Храм Рождества Христова с. Спас-Верховье
Храм Рождества Христова г. Макарьев
Храм Рождества Христова с. Рождественское
Краснослободская епархия:
Храм Рождества Христова с. Зарубкино
Красноярская епархия:
Храм Рождества Христова г. Красноярск
Кузнецкая епархия:
Храм во имя Рождества Христова с. Нижнее Аблязово
Курская епархия:
Храм Рождества Христова с. Большое Солдатское
Липецкая епархия:
Храм Рождества Христова г. Липецк
Храм Рождества Христова с. Вербилово
Храм Рождества Христова с. Княжая Байгора
Храм Рождества Христова с. Кузьминские Отвержки
Кафедральный собор Рождества Христова г. Липецк
Луганська єпархія:
Храм Рождества Христова пгт. Комиссаровка
Лысковская и Лукояновская епархия:
Храм в честь Рождества Христова с. Красный Ватрас
Храм в честь Рождества Христова с. Быковка
Мелекесская епархия:
Храм в честь Рождества Христова с. Аппаково
Минская епархия:
Храм Рождества Христова г. Молодечно
Христорождественский собор г. Солигорск
Храм в честь Рождества Христова дер. Большое Стиклево
Митрополичий округ в республике Казахстан:
Храм Христа Спасителя в честь Рождества Христова г. Алматы
Мичуринская епархия:
Храм Рождества Христова пос. Зеленый Бор
Московская епархия (городская):
Храм Рождества Христова д. Варварино
Храм Рождества Христова с. Заозерье
Храм Рождества Христова с. Рождествено
Храм Рождества Христова пос. Родники
Храм Рождества Христова г. Верея
Храм Рождества Христова пос. Барвиха
Храм Рождества Христова дер. Каменищи
Христорождественский храм с. Щеглятьево
Храм Рождества Христова г. Домодедово
Храм Рождества Христова в Измайлове г. Москва
Храм Рождества Христова в Чернево г. Москва
Храм Рождества Христова с. Рождествено-Телятьево
Храм Рождества Христова при Доме Милосердия в Павельцево г. Долгопрудный
Храм Рождества Христова с. Ильинское
Храм Рождества Христова с. Рождествено
Христорождественский храм дер. Ильинское
Храм Рождества Христова г. Звенигород
Спасо-Влахернский женский монастырь г. Деденево
Христорождественский храм дер. Владычино
Храм Рождества Христова с. Рождествено
Храм Рождества Христова г. Фрязино
Христорождественский храм c. Юркино
Кафедральный Собор Патриарха Московского и Всея Руси Храм Христа Спасителя г. Москва
Храм Рождества Христова дер. Филатово
Христорождественский храм с. Каринское
Христорождественский храм с. Мартыновское
Христорождественский храм с. Сенино
Христорождественский храм с. Мелихово
Храм Рождества Христова г. Коломна
Храм Рождества Христова с. Пронюхлово
Христорождественский храм пос. Немчиновка
Храм Рождества Христова дер. Осташково
Храм Воскресения Христова в Сокольниках г. Москва
Храм Рождества Христова дер. Михалево
Храм Рождества Христова с. Иудино
Храм Рождества Христова г. Луховицы
Храм Рождества Христова с. Ямкино
Храм Рождества Христова дер. Рождество
Храм Рождества Христова с. Григорьевское
Христорождественский храм с. Гололобово
Храм Рождества Христова с. Вишняково
Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Богородское
Покровский храм с. Ново-Карцево
Храм Рождества Христова с. Кувекино
Храм Рождества Христова в Митино с. Рождествено
Храм Рождества Христова г. Мытищи
Московская епархия (областная):
Храм Рождества Христова в Рождествене на Черничне
Христорождественский храм с. Апраксино
Храм Рождества Христова с. Тимоново
Храм Владимирской иконы Божией Матери пос. Быково
Муромская епархия:
Храм Рождества Христова с. Борисоглеб
Храм Троицы Живоначальной г. Вязники
Нижегородская епархия:
Храм Рождества Христова с. Красное
Храм Рождества Христова г. Балахна
Храм в честь Рождества Христова г. Арзамас
Новосибирская епархия:
Храм Рождества Христова пос. Горный
Овруцька єпархія:
Собор Рождества Христова г. Коростень
Одеська єпархія:
Храм Рождества Христова пгт. Великодолинское
Олександрійська єпархія:
Храм Рождества Христова г. Александрия
Омская епархия:
Собор Рождества Христова г. Омск
Орловско-Болховская епархия:
Храм Рождества Христова с. Путимец
Отрадненская епархия:
Храм Рождества Христова г. Отрадный
Храм Рождества Христова с. Кошки
Храм в честь Рождества Христова пос. Волжский
Павлодарская епархия:
Собор Рождества Христова г. Павлодар
Пензенская епархия:
Храм Рождества Христова с. Потьма
Храм Рождества Христова с. Атмис
Храм Рождества Христова с. Новая Нявка
Храм Рождества Христова с. Лещиново
Храм Рождества Христова г. Заречный
Пермская епархия:
Храм Рождества Христова с. Сосновка
Храм Рождества Христова с. Искор
Храм Рождества Христова с. Рождественское
Песоченская епархия:
Храм Рождества Христова с. Щелканово
Приход в честь Рождества Христова с. Щелканово
Петрозаводская епархия:
Храм Рождества Христова г. Суоярви
Покровская епархия:
Храм Рождества Христова г. Балаково
Храм Рождества Христова с. Красный Яр
Псковская епархия:
Храм Рождества Христова дер. Малы
Храм Рождества Христова г. Печоры
Пятигорская епархия:
Кафедральный собор Христа Спасителя, исцеляющего расслабленного у Овчей купели г. Пятигорск
Рижская епархия:
Кафедральный Собор Рождества Христова г. Рига
Рыбинская епархия:
Храм Рождества Христова с. Масальское
Храм Рождества Христова с. Прилуки
Храм Рождества Христова с. Кондаково
Храм Рождества Христова с. Арефино
Храм Спаса Нерукотворного Образа пос. Николо-Заболотье
Храм Рождества Христова д. Артемьево
Спасо-Архангельский храм г. Тутаев
Храм Рождества Христова с. Рождество
Храм Рождества Христова с. Рождествено
Рязанская епархия:
Храм Рождества Христова с. Ижеславль
Храм Рождества Христова с. Букрино
Христорождественский собор г. Рязань
Рівненська єпархія:
Свято-Николаевский женский монастырь с. Городок
Салаватская епархия:
Храм Рождества Христова с. Ахлыстино
Самарская епархия:
Храм в честь Рождества Христова г. Сызрань
Санкт-Петербургская епархия:
Храм Рождества Христова г. Санкт-Петербург
Храм Рождества Христова на Средней Рогатке г. Санкт-Петербург
Храм Рождества Христова г. Санкт-Петербург
Храм Рождества Христова на Пискаревском пр-кте г. Санкт-Петербург
Саранская епархия:
Храм Рождества Христова г. Саранск
Храм Рождества Христова с. Тарханская Потьма
Храм Рождества Христова с. Кочкурово
Христорождественская церковь с. Верхняя Лухма
Сарапульская епархия:
Храм Рождества Христова дер. Быргында
Саратовская епархия:
Храм Рождества Христова г. Вольск
Храм Рождества Христова с. Вязовка
Храм Рождества Христова г. Саратов
Симбирская епархия:
Храм в честь Рождества Христова г. Ульяновск
Приход храма Рождества Христова с. Усть-Урень
Скопинская епархия:
Храм Рождества Христова с. Борец
Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Вослебово
Смоленская епархия:
Храм Казанской иконы Божией Матери дер. Рай
Ставропольская епархия:
Храм Рождества Христова пгт. Рыздвяный
Сыктывкарская и Воркутинская епархия:
Храм Рождества Христова г. Сыктывкар
Сімферопольська єпархія:
Храм Рождества Христова пос. Молодежное
Тамбовская епархия:
Храм Рождества Христова с. Куксово
Тверская епархия:
Храм Рождества Христова г. Тверь
Храм Рождества Христова г. Кашин
Храм Рождества Христова с. Рождествено
Храм Рождества Христова дер. Трестино
Храм Рождества Христова с. Заовражье
Храм Рождества Христова с. Луковниково
Храм Николая Чудотворца дер. Погост Голенково
Храм Рождества Христова дер. Песочня
Тихвинская епархия:
Храм Рождества Христова на Пашском погосте д. Надкопанье
Тульская епархия:
Храм Рождества Христова (Николо-Зарецкий) г. Тула
Храм Рождества Христова пос. Рождественский
Уваровская епархия:
Храм Рождества Христова г. Уварово
Урюпинская епархия:
Храм Рождества Христова г. Урюпинск
Храм Рождества Христова ст. Скуришенская
Уфимская епархия:
Воскресенский собор г. Уфа
Храм Рождества Христова с. Бедеева-Поляна
Хабаровская епархия:
Христорождественский Собор г. Хабаровск
Ханты-Мансийская епархия:
Храм Рождества Христова г. Нижневартовск
Харківська єпархія:
Храм Рождества Христова и Сергия Радонежского г. Харьков
Чебоксарская епархия:
Храм Рождества Христова г. Чебоксары
Храм Рождества Христова с. Янгильдино
Храм Рождества Христова пос. Хыркасы
Храм Рождества Христова с. Тораево
Челябинская епархия:
Храм Рождества Христова г. Кыштым
Храм Рождества Христова г. Усть-Катав
Череповецкая епархия:
Храм Рождества Христова г. Череповец
Чистопольская епархия:
Храм Рождества Христова с. Сахаровка
Шуйская епархия:
Храм Рождества Христова г. Комсомольск
Приход храма Рождества Христова поселка Лежнево
Храм Рождества Христова г. Комсомольск
Ярославская епархия:
Храм Преображения Господня с. Спас-Смердино
Храм Рождества Христова с. Якимовское
Храм Рождества Богородицы с. Гагаринская Новоселка
Храм Рождества Христова с. Давыдово
Александровская епархия:
Храм Рождества Христова г. Александров
Епархия не указана:
Русский православный собор Христа Спасителя г. Торонто
В честь Рождества Христова

Сайты храмов:

Церковь Рождества Христова и Святителя Николая Чудотворца г. Рубцовск, Алтайский край
Местная религиозная организация православный Приход храм Рождества Христова село Павловка Барышского района Ульяновской области Симбирской и Мелекесской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Храм Рождества Христова села Веселая Лопань
Храм Рождества Христова
Храм Рождества Христова г.Михайловска
приход Рождества Христова
Храм в честь Рождества Христова с. Карамышево
Приход церкви Рождества Христова с. Лашма
Приход Рождества Христова г. Макарьев
Храм Рождества Христова села Дзержинское
Приход Христо-Рождественского храма с.Перехваль
храм в честь Рождества Христова с. Крестово-Городище
Храм в честь Рождества Христова д.Задомля
Храм Рождества Христова
Христорождественский храм села Вишняково
Христорождественский храм в селе Мелихово
Храм Рождества Христова села Старая Жуковка
храм Рождества Христова
Христорождественский храм
Приход храма Рождества Христова
Православный приход Христорождественского храма села Бедеева Поляна

Статьи на Православие.Ru

Эортология и богословие Рождества Христова

Архимандрит Матфей, преподаватель МДА

В основе праздника Рождества Христова лежит событие явления Христа во плоти. Древние христиане должны были бы в честь этого события установить особый праздник, так как оно занимает важное место в христианской эортологии (с греч. — учение о праздниках). Однако, исходя из данных древней христианской письменности о порядке установления праздников, Рождество Христово уступает место Пасхе и Пятидесятнице.

Эортология и богословие Рождества Христова. Часть 2

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение — ангельская песнь рождественской ночи — это начальное (первое) молитвословие православной утрени. Оно является лейтмотивом указанного богослужения суточного круга и ясно указывает, что последнее символизирует собою новозаветное время истории человечества. Данный лейтмотив к концу утрени развивается в хвалебную песнь Творцу всяческих — в так называемое славословие великое. Но это финал утрени. А где же кульминация? Таковой является полиелей.

Рождество Христово. Краткая история

Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина.

Рождество Христово

О Рождестве. Святоотеческое наследие. Проповеди. Богослужение. Книги, стихи, рассказы. Поздравления. Традиции. Вопросы священнику. Иконография. Храмы.

Колыбельная Христу

Для нее не существовало настоящего. Оставалось лишь страшное прошлое, о котором можно было только догадываться, в котором она жила и поныне. Она постоянно стремилась куда-то убежать, скрыться.

Дни до Рождества Христова: Кого мы ждем?

Священник Андрей Канев

За европейским Рождеством Христос уже почти и не угадывается. Несколько лет по Европе и США бродит идея – установить светский праздник, который объединил бы иудейскую Хануку и христианское Рождество в один межрелигиозный «фестиваль покупок и вечеринок» под названием «Chrismukkah».

В приближении Рождества

Протоиерей Андрей Ткачев

Правильные мысли не помеха печеному гусю. Покупай подарки и думай о Господе. Толкайся в очередях и думай о Господе. Коли орехи для кутьи и думай о Господе. Посоли солью памяти о Воплощаемом Господе всякое пока еще постное блюдо. Ешь и радуйся. Кто знает, что именно празднует, тот и за праздничный стол сядет с «добавочным» удовольствием. А кто не знает, что празднует, для кого весь праздник поместился в пакет с подарками, тот будет посреди самого торжества тупо грустить или безвыходно напиваться.

Воспойте Господу, вся земля

Колядки русские, краинские, сербские, румынские, греческие...

Рождество Христово: иконы и фрески

Рождество Христово – великое для каждого христианина событие. Оно запечатлено на иконах и фресках, на которых мы видим спеленатого Младенца в яслях, Богоматерь, Иосифа, животных у яслей, поклонение волхвов, пастухов и Ангелов.

Метафоры отчаяния

Священник Иоанн Валентин Истрати

Праздники — это оглушающий, отчаянный крик людей, ищущих вечности. Это безмерная боль людей, знающих, что они умрут. Это содрогание человека перед лицом небытия, бурное сопротивление тех, кто уходит в землю. Это ответ миллионов бессмертных душ, вопиющих к небу: «НЕТ, мы не умрем, мы предназначены для неба, у нас есть идеалы, желания, переживания, планы на целую вечность».

Пойдем к Новорожденному

Протоиерей Андрей Ткачев

Мы молчим и пятимся к двери, пряча за спину далекие от непорочности руки. Это так естественно для людей, шедших повеселиться, но случайно ступивших на святую землю, не разувшись.

Рождество Христово: как ощутить радость праздника

К сожалению, радость грядущего Рождества Христова в суете жизни иногда забывается, люди забывают о ней. А вот кто особенно чувствует Рождество Христово, так это дети.

Богослужение в Сретенском монастыре на Рождество Христово

25 декабря / 7 января 2013 г. Понедельник 32-й седмицы по Пятидесятнице, Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Сретенский монастырь. Великое повечерие, утреня, Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря.

Рождество Христово в православном мире

«Славьте Христа: если, помышляя или слушая о Рождестве Христа Спасителя, вы невольно из глубины души воскликнете: “Слава Тебе, Господи, что родился Христос!” – этого и довольно; это будет тихая песнь сердца, которая пройдет, однако же, небеса и войдет к Самому Богу»

Рождественское Богослужение в Сретенском монастыре

25 декабря 2013 г. / 7 января 2014 г. Вторник 29-й седмицы по Пятидесятнице, Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Сретенский монастырь. Великое повечерие, утреня, Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 3:30:48 мин. Размер 151.8 Mb)

Вифлеемская звезда

Звезда привела волхвов в Иерусалим, а затем на время скрылась. После того как первосвященники и книжники указали на Вифлеем как место рождения Вождя Израиля и волхвы покинули царя Ирода, звезда вновь появилась и точно указала персидским магам на дом Богомладенца и Марии. (MP3 файл. Продолжительность 9:16 мин. Размер 6.7 Mb)

Вочеловечение Бога Слова (+ВИДЕО)

Христианская догматика учит, что Господь Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек.

Пастухи, волхвы, мы

Назвался христианином — полезай в кузов послушания Христу. Иначе тебя поработит твой внутренний Ирод, твой ветхий человек.

«Родит же Сына – и Он спасет людей от грехов их» (+ВИДЕО)

Зачем Ангел напоминает Иосифу о том, что он «сын Давида»? Что значат слова о нем «будучи праведен»? В чем смысл повеления Обручнику: «наречешь Ему имя»?

Рождественские паремии как связь времен и заветов

Зачем на богослужении читаются отрывки из Ветхого Завета? Какие ветхозаветные тексты содержат пророчества о Рождестве Христовом, и как их толкуют святые отцы?
© ПРАВОСЛАВИЕ.RU