ПРАВОСЛАВИЕ.RU | ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ » Календарь 2014 | |||||||||||||||||||||
|
Мчч.Кодрата и иже с ним: Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Крискента, Дионисия, Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серафиона, Папия, Леонида и мцц. Хариессы, Нунехии, Василиссы, Ники, Гали, Галины, Феодоры и иных многих (258). Мчч. Кодрата Никомидийского, Саторина, Руфина, и прочих (III). Прп. Анастасии Патрикии (567-568). Сщмч. Димитрия пресвитера (1938). Евангельские ЧтенияУтр. - Ев. 6-е, Лк., 114 зач., XXIV, 36-53. Лит. - Евр., 311 зач., IV, 14 - V, 6. Мк., 37 зач., VIII, 34 - IX, 1.Литургия св. Василия Великого. На утрене, после великого славословия - вынос Креста и поклонение ему. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года(Ев. 4, 14-5, 6; Мк. 8, 34-9, 1). "Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною" (Мк. 8, 34). За Господом крестоносцем нельзя идти без креста; и все идущие за Ним, непременно идут с крестом. Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налегающие и извне, и извнутрь, на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так срощен с христианином, что где христианин, там и крест этот, а где нет этого креста, там нет и христианина. Всесторонняя льготность и жизнь в утехах не к лицу христианину истинному. Задача его себя очистить и исправить. Он, как больной, которому надо делать то прижигания, то отрезания, а этому как быть без боли? Он хочет вырваться из плена врага сильного, - а этому как быть без борьбы и ран? Он должен идти наперекор всем окружающим его порядкам, а это как выдержать без неудобства и стеснений. Радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения, в рай. Потерпи немного. Вот - вот конец и венцы! Некоторые особенности богослуженияНа службе этой Недели Церковь прославляет святой Крест и плоды крестной смерти Спасителя. Особенностью богослужения этой Недели является чин выноса Креста на середину храма для поклонения. Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы. Вынос и поклонение Кресту в Крестопоклонную Неделю совершается с той целью, чтобы видом Креста и напоминанием о страданиях Спасителя укрепить верующих в прохождении трудного поприща поста. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди. Текст воскресной службы Октоиха 6 гласа. Текст службы 3-й Недели Великого поста. Песнопения Недели Крестопоклонной в mp3. На великой вечерне: Стихиры на Господи воззвах поются воскресные и Триоди, на Славу - стихира Триоди Христе Боже наш, на И ныне - догматик текущего, 6-го гласа. Совершается вход с кадилом. Прокимен дня: Господь воцарися, в лепоту облечеся. Совершается лития. Стихиры на стиховне - воскресные, на Слава и ныне - стихира Триоди Пособивый Господи кроткому Давиду. По Трисвятом – Богородице Дево (дважды) и тропарь Креста (единожды). На утрене: Тропари на Бог Господь - воскресный (дважды), Слава - тропарь Креста, И ныне – Богородичен воскресный. Вместо полиелея положено петь непорочны, то есть 17-ю кафизму. На практике это указание обычно не соблюдается. Поются степенны и прокимен текущего, 6-го гласа. По Евангелии — единожды поется Воскресение Христово видевше. После Евангелия, пения Воскресение Христово видевше и чтения 50-го псалма (начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая 5-ой неделей Великого поста) поются покаянные тропари, в которых покаянное чувство выражается с особой силой, поразительностью и глубиной. На Слава: Покаяния отверзи ми двери (вместо: Молитвами апостолов). На И ныне: На спасения стези (вместо: Молитвами Богородицы). Затем: Помилуй мя. Боже и Множество содеянных мною лютых. В основу первого тропаря - Покаяния отверзи ми двери - положена притча о мытаре: из нее заимствуются все сравнения для изображения покаянного чувства. В основу второго тропаря - На спасения стези - положена притча о блудном сыне; а в основу третьего: Множество содеянных мною лютых - предсказания Спасителя о Страшном суде. Как видим, эти покаянные тропари тесно связаны с Евангелием, которые читаются в подготовительные воскресенья к Великому посту (о мытаре и Фарисее, о блудном сыне и о Страшном суде). Каноны: воскресный, Богородицы и Триоди. Поется катавасия Триоди Божественнейший прообрази. На 9-й песни поем Честнейшую. Стихиры на хвалитех поются воскресные и Триоди, на Славу – стихира Триоди Высокомудраго разума, на И ныне – Преблагословенна еси. Отверзаются царские врата. Великое славословие поется тихогласно. До пения славословия (обычно во время канона или хвалитных стихир) предстоятель облачается во все священнические одежды. После возгласа Слава Тебе, показавшему нам свет, приняв кадильницу, предстоятель кадит престол и лежащий на нем Крест три раза окрест. Затем на блюде, покрытом воздухом, поднимает Крест на свою главу; при пении последнего Трисвятого он в предшествии двух свечей и кадила через северные двери износит Крест из алтаря и останавливается против отверстых царских врат. По окончании Трисвятого иерей возглашает: Премудрость, прости. Клир поет тропарь: Спаси, Господи, люди Твоя. Иерей подходит к приготовленному и поставленному напротив царских врат аналою, полагает на него блюдо с Крестом и кадит вокруг него трижды, а по исполнении каждения трижды поет: Кресту Твоему покланяемся, Владыко. Это песнопение трижды повторяют певцы, и совершается целование Креста. При этом поются особые стихиры Триоди на поклонение Кресту. Перед 1-м часом на Слава и ныне поется евангельская стихира 6-я. Совершается Литургия свт.Василия Великого. По входе - тропарь воскресный, тропарь Триоди (Креста), Слава и ныне - кондак Триоди (Креста). Вместо Трисвятаго поется: Кресту Твоему покланяемся Владыко, и святое Воскресение Твое славим. Прокимен Недели Крестопоклонной, глас 6: Спаси Господи люди Твоя, и благослови достояние Твое. Стих: К Тебе Господи воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене. Аллилуиа, глас 1: Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва. Стих: Бог же Царь наш прежде века, содела спасение посреде земли. Вместо Достойно есть поется О Тебе радуется. Причастен Недели Крестопоклонной: Знаменася на нас свет лица Твоего Господи.
Пассия.* В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространен обычай совершать в вечер четырех воскресных дней Великого поста (как правило, начиная со 2-й Недели - свт. Григория Паламы) чинопоследование пассии. Перед вечерней, совершаемой в воскресенье вечером, на середину храма поставляется большое Распятие. Начало вечерни обычное. После Свете Тихий бывает вход ради великого прокимна Дал еси достояние боящимся Тебе Господи. На стиховне, на Слава, и ныне или на И ныне, поется стихира Великого Пятка: Тебе, одеющагося. Во время пения этой стихиры отверзаются царские врата и из алтаря выносится Святое Евангелие. Затем следует акафист Страстям Христовым. Во время чтения акафиста диакон непрерывно кадит Крест, а на 11-м икосе обычно совершается малое каждение. Прокимен, глас 4-й: Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий, Стих: Боже, Боже Мой! Вонми Ми, вскую оставил Мя еси?. Перед чтением Евангелия хор поет: Слава Страстем Твоим, Господи!. По прочтении Евангелия: Слава долготерпению Твоему, Господи!. Затем (умилительным распевом) поется Днесь висит на Древе. Далее следует малая сугубая ектения Помилуй нас, Боже, затем возглас Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и иерей коленопреклоненно читает молитву. Затем хор поет стихиру Великой Субботы: Приидите, ублажим. Предстоятель с амвона благословляет народ Евангелием и уносит его в алтарь. Священнослужители прикладываются к престолу. Царские врата затворяются. Молящиеся прикладываются ко Кресту. Вечерня оканчивается по обычному чину вечера Недель Святой Четыредесятницы: по Ныне отпущаеши - пение великопостных тропарей, и далее по чину. Отпуст обычный. СлужбыСтатьи на Православие.Ru |
|||||||||||||||||||||
© ПРАВОСЛАВИЕ.RU | ||||||||||||||||||||||