Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English Српска
Архив RSS Карта сайта
ПРАВОСЛАВИЕ.RU Православный Календарь
ПРАВОСЛАВИЕ.RU карта сайтаПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ »  Календарь 2014





Рейтинг@Mail.ru


9 марта ст.ст /
 22 марта н.ст.
11 марта ст.ст /
 24 марта н.ст.
Старый стиль
10Март
Воскресенье Новый стиль)
23Март
Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Глас 6.
Великий пост.
Пища с растительным маслом.

Евангельские Чтения

Утр. - Ев. 6-е, Лк., 114 зач., XXIV, 36-53. Лит. - Евр., 311 зач., IV, 14 - V, 6. Мк., 37 зач., VIII, 34 - IX, 1.

Литургия св. Василия Великого. На утрене, после великого славословия - вынос Креста и поклонение ему.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский

(Ев. 4, 14-5, 6; Мк. 8, 34-9, 1). "Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною" (Мк. 8, 34). За Господом крестоносцем нельзя идти без креста; и все идущие за Ним, непременно идут с крестом. Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налегающие и извне, и извнутрь, на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так срощен с христианином, что где христианин, там и крест этот, а где нет этого креста, там нет и христианина. Всесторонняя льготность и жизнь в утехах не к лицу христианину истинному. Задача его себя очистить и исправить. Он, как больной, которому надо делать то прижигания, то отрезания, а этому как быть без боли? Он хочет вырваться из плена врага сильного, - а этому как быть без борьбы и ран? Он должен идти наперекор всем окружающим его порядкам, а это как выдержать без неудобства и стеснений. Радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения, в рай. Потерпи немного. Вот - вот конец и венцы!

Некоторые особенности богослужения

На службе этой Недели Церковь прославляет святой Крест и плоды крестной смерти Спасителя. Особенностью богослужения этой Недели является чин выноса Креста на середину храма для поклонения. Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы.

Вынос и поклонение Кресту в Крестопоклонную Неделю совершается с той целью, чтобы видом Креста и напоминанием о страданиях Спасителя укрепить верующих в прохождении труд­ного поприща поста.

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди.

Текст воскресной службы Октоиха 6 гласаPDF файл. Размер 218 kb.

Текст службы 3-й Недели Великого поста.

Песнопения Недели Крестопоклонной в mp3.

На великой вечерне:

Стихиры на Господи воззвах поются воскресные и ТриодиMP3, на Славу - стихира Триоди Христе Боже нашMP3, на И ныне - догматик текущего, 6-го гласа.

Совершается вход с кадилом. Прокимен дня: Господь воцарися, в лепоту облечеся.

Совершается лития.

Стихиры на стиховне -  воскресные, на Слава и ныне - стихира Триоди Пособивый Господи кроткому ДавидуMP3.

По Трисвятом – Богородице Дево (дважды) и тропарь КрестаMP3  (единожды).

На утрене:

Тропари на Бог Господь - воскресный (дважды), Слава - тропарь КрестаMP3, И нынеБогородичен воскресный.

Вместо полиелея положено петь непорочны, то есть 17-ю кафизму. На практике это указание обычно не соблюдается.

Поются степенны и прокимен текущего, 6-го гласа.

По Евангелии — единожды поется Воскресение Христово видевшеMP3.

После Еванге­лия, пения Воскресение Христово видевше и чтения 50-го псалма (начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая 5-ой неделей Великого поста) поются покаянные тропари, в которых покаянное чув­ство выражается с особой силой, поразительностью и глубиной. На Слава: Покаяния отверзи ми двери (вместо: Молитвами апостолов). На И ныне: На спасения стези (вместо: Молитвами Богородицы). Затем: Помилуй мя. Боже и Множество содеянных мною лютых.

В основу первого тропаря - Покаяния отверзи ми две­ри - положена притча о мытаре: из нее заимствуются все сравнения для изображения покаянного чувства. В основу второго тропаря - На спасения стези - поло­жена притча о блудном сыне; а в основу третьего: Множес­тво содеянных мною лютых - предсказания Спасителя о Страшном суде. Как видим, эти покаянные тропари тесно свя­заны с Евангелием, которые читаются в подготовительные воскресенья к Великому посту (о мытаре и Фарисее, о блуд­ном сыне и о Страшном суде).

Каноны: воскресный, Богородицы и Триоди.

Поется катавасия Триоди Божественнейший прообрази.

На 9-й песни поем ЧестнейшуюMP3.

Стихиры на хвалитех поются воскресные и ТриодиMP3, на Славу – стихира Триоди Высокомудраго разумаMP3, на И нынеПреблагословенна еси.

Отверзаются царские врата.

Великое славословие поется тихогласно. До пения славословия (обычно во время канона или хвалитных стихир) предстоятель облачается во все священнические одежды. После возгласа Слава Тебе, показавшему нам свет, приняв кадильницу, предстоятель кадит престол и лежащий на нем Крест три раза окрест. Затем на блюде, покрытом воздухом, поднимает Крест на свою главу; при пении последнего Трисвятого он в предшествии двух свечей и кадила через северные двери износит Крест из алтаря и останавливается против отверстых царских врат.

По окончании Трисвятого иерей возглашает: Премудрость, прости. Клир поет тропарь: Спаси, Господи, люди ТвояMP3. Иерей подходит к приготовленному и поставленному напротив царских врат аналою, полагает на него блюдо с Крестом и кадит вокруг него трижды, а по исполнении каждения трижды поет: Кресту Твоему покланяемся, ВладыкоMP3. Это песнопение трижды повторяют певцы, и совершается целование Креста. При этом поются особые стихиры Триоди на поклонение КрестуMP3.

Перед 1-м часом на Слава и ныне поется евангельская стихира 6-я.

Совершается Литургия свт.Василия Великого.

По входе - тропарь воскресный, тропарь Триоди (Креста)MP3, Слава и ныне - кондак Триоди (Креста)MP3.

Вместо Трисвятаго поется: Кресту Твоему покланяемся Владыко, и святое Воскресение Твое славимMP3.

Прокимен Недели КрестопоклоннойMP3, глас 6: Спаси Господи люди Твоя, и благослови достояние Твое. Стих: К Тебе Господи воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене.

Аллилуиа, глас 1: Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва. Стих: Бог же Царь наш прежде века, содела спасение посреде земли.

Вместо Достойно есть поется О Тебе радуется.

Причастен Недели Крестопоклонной: Знаменася на нас свет лица Твоего Господи.

Пассия.*

В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространен обычай совершать в вечер четырех воскресных дней Великого поста (как правило, начиная со 2-й Недели - свт. Григория Паламы) чинопоследование пассии.

Перед вечерней, совершаемой в воскресенье вечером, на середину храма поставляется большое Распятие.

Начало вечерни обычное. После Свете Тихий бывает вход ради великого прокимна Дал еси достояние боящимся Тебе Господи. На стиховне, на Слава, и ныне или на И ныне, поется стихира Великого Пятка: Тебе, одеющагосяMP3. Во время пения этой стихиры отверзаются царские врата и из алтаря выносится Святое Евангелие.

Затем следует акафист Страстям ХристовымMP3. Во время чтения акафиста диакон непрерывно кадит Крест, а на 11-м икосе обычно совершается малое каждение.

Прокимен, глас 4-й: Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий, Стих: Боже, Боже Мой! Вонми Ми, вскую оставил Мя еси?MP3.

Перед чтением Евангелия хор поет: Слава Страстем Твоим, Господи!.

По прочтении Евангелия: Слава долготерпению Твоему, Господи!. Затем (умилительным распевом) поется Днесь висит на ДревеMP3.

Далее следует малая сугубая ектения Помилуй нас, Боже, затем возглас Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и иерей коленопреклоненно читает молитву.

Затем хор поет стихиру Великой Субботы: Приидите, ублажимMP3.

Предстоятель с амвона благословляет народ Евангелием и уносит его в алтарь. Священнослужители прикладываются к престолу. Царские врата затворяются. Молящиеся прикладываются ко Кресту.

Вечерня оканчивается по обычному чину вечера Недель Святой Четыредесятницы: по Ныне отпущаеши - пение великопостных тропарей, и далее по чину. Отпуст обычный.

Службы

Статьи на Православие.Ru

Святой мученик Кодрат Коринфский и с ним за Христа пострадавшие

Святой Кодрат остался сиротой, еще будучи новорожденным, и был вскормлен облаком, спускавшимся с неба и доставлявшим ему все необходимое. Так он жил в одиночестве, в подражание святому Предтече, не имея иной заботы, кроме угождения Богу.

Святой мученик Леонид и мученицы Хариесса (Харисса), Виктория (Ника), Галина, Калиса (Каллида), Нунехия, Василисса, Феодора, Ирина и с ними пострадавшие

Святой Леонид служил начальником женского духовного хора. Во время гонений Деция хор продолжал исполнять гимны и благодарственные молебны. Тогда как прочие христиане этого края скрывались и пытались избежать обысков, женщины, руководимые Леонидом, проявляли невероятное мужество, будучи единственными, кто открыто исповедовал христианскую веру. Все они были арестованы за несколько дней до праздника Пасхи в городе Трезене.
© ПРАВОСЛАВИЕ.RU