Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
П а с х а , Г о с п о д н я П а с х а ! От смерти к жизни привел нас Господь Своим Воскресением. И вот Воскресение это "ангелы поют на небеси". увидев светлость обоженного естества человеческого в предопределенной ему славе, в лице Господа Искупителя, во образе коего, силою Воскресения Его, имели претвориться все истинно верующие в Него и прилепляющиеся к Нему вседушно. Слава Господи, преславному Воскресению Твоему! Ангелы поют, сорадуясь нам и предзря восполнение сонма своего; нас же сподоби, Господи, Тебя Воскресшего чистым сердцем славить, видя в Воскресении Твоем пресечение снедающего нас тления, засеменение новой жизни пресветлой и зарю будущей вечной славы, в которую Предтечею вошел Ты Воскресением нас ради. Не человеческие только, но вместе и ангельские языки не сильны изъяснить неизреченную Твою к нам милость, преславно Воскресший Господи!
Некоторые особенности богослужения
Пасха Христова — торжество из торжеств. Церковь в
священных песнопениях называет Пасху великою, двери
райские нам отверзающей, Неделей святой, светлым Христовым
Воскресением, призывает к ее прославлению землю и небо,
мир видимый и невидимый, ибо «Христос воста, веселие
вечное».
Пасхальное богослужение совершается особенно торжественно
как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу.
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 163:06 мин. Размер 78.3 Mb)
С вечера (в Великую Субботу) в храме читаются Деяния
святых апостолов, содержащие непреложные свидетельства
Воскресения Христова, после чего следует
полунощница с каноном Великой Субботы.
После 9-й песни, при пении (на катавасию) ирмоса: Не
рыдай Мене, Мати бывает каждение вокруг Св.
Плащаницы, затем священник поднимает ее на главу и уносит
(Ликом к востоку) в алтарь через царские врата, которые
тотчас закрываются. Св. Плащаница полагается на престоле и
находится там до отдания Пасхи — в воспоминание
того, что Христос Спаситель после Своего Воскресения
пребывал на земле 40 дней.
Со времен апостольских Церковь совершает пасхальное
богослужение ночью. Подобно древнему Израилю,
бодрствовавшему в ночь избавления своего от египетского
рабства, и новый Израиль – христианская Церковь
— бодрствует «в священную и спасительную
ночь» светлого Воскресения Христова —
провозвестницу светоносного дня духовного обновления и
освобождения от рабства греху и диаволу.
Начало пасхальной утрени предваряется торжественным
крестным ходом вокруг храма (при пении стихиры Воскресение Твое, Христе
Спасе) , чтобы встретить
Христа вне его, подобно мироносицам, встретившим
воскресшего Господа вне Иерусалима.
В притворе при затворенных дверях храма начинается
пасхальная утреня возгласом Слава
Святей и пением Христос воскресе со
стихами по пасхальному
чину.
При пении после Слава, и ныне второй половины
тропаря Пасхи (И сущим во гробех живот даровав)
церковные двери отворяются, духовенство и молящиеся входят
в храм.
После великой ектении поется пасхальный канон,
составленный св. Иоанном Дамаскиным (VIII в.).
Начальные слова ирмоса каждой песни запеваются в
алтаре, а хор продолжает следующие за этим слова
ирмоса. Каждая песнь заканчивается повторением ирмоса
и пением трижды тропаря Христос воскресе.
На каждой песни канона совершается каждение. Кадя народ,
священник приветствует молящихся словами: «Христос
воскресе!». Верующие отвечают: «Воистину
воскресе!» и, взирая на Крест в руке священника,
осеняют себя крестным знамением.
По 9-й песни - ексапостиларий Плотию уснув(трижды).
После пения хвалитных стихир и стихир ПасхиДа воскреснет
Бог предстоятель читает Слово огласительное св.
Иоанна Златоуста: Аще кто благочестив, в котором на
основании притчи Христа Спасителя о работавших в
винограднике (Мф. 20,1-16), все призываются
насладиться пасхальным торжеством и войти в радость
воскресшего Господа, после чего поется тропарь св.
Иоанну Златоусту: Уст твоих якоже светлость
огня (единственное песнопение святых в службе
Пасхи).
Пасхальные часы поются как в первый
день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу.
Совершается литургия св. Иоанна Златоуста
Литургия в первый день Пасхи бывает «порану, труда
ради бденнаго».
Отпуст пасхальный: Христос, воскресый из мертвых
(на вечерне, утрене и литургии).
По окончании литургии бывает христосование
священнослужителей с народом. При целовании и приветствии
христиане издревле дарят друг другу красные яйца. Яйцо
есть символ жизни. Яйцо же, окрашенное красной краской,
напоминает еще о том, что наша жизнь обновлена в недрах
Гроба Господня и эта новая жизнь приобретена Пречистой
Кровью Христа Спасителя. Обычай дарить пасхальные яйца, по
древнему церковному преданию, обязан своим началом св.
Марии Магдалине, которая, представ перед императором
Тиверием, поднесла ему красное яйцо с приветствием:
«Христос воскресе!»
Царские врата главного алтаря и всех приделов бывают
отверстыми в продолжение всей Светлой седмицы.
Вечером совершается вечерня. Вход с
Евангелием, великий прокимен и чтение Евангелия иереем в
Царских вратах лицом к народу. Предстоятель совершает
вечерню в полном облачении.
Молитвы
Тропарь преподобного Даниила Переяславского
глас 3
От юности, блаженне, всего себе Господеви возложив,/ выну повинуяся Богу,/ противяся же диаволу,/ над страстьмй греховными воцарился еси,/ тем сам храм Божий быв,/ и обитель красну во славу Пресвятыя Троицы воздвигнув/ и собранное тобою в ней стадо Христово Богоугодно упасши,/ преставился еси к вечным обителем,/ отче Данииле,/ моли Триипостаснаго во едином Существе Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Даниила Переяславского
глас 8
Невечерняго Света пресветлое светило,/ жития чистотою просвещающее всех,/ явился еси, отче Данииле:/ образ бо и правило иноком был еси,/ сиротам нее отец и питатель вдовицам./ Сего ради и мы, чада твоя, вопием ти:/ радуйся, радосте и венче наш;/ радуйся, многое имый к Богу дерзновение;/ радуйся, граду нашему велие утверждение.
Тропарь Пасхи
глас 5
Христос воскресе из мертвых,/ смертию смерть поправ// и сущим во гробех живот даровав.
Стихиры Пасхи
Глас 5
Стих: Да воскреснет Бог и расточатся врази Его.
Пасха священная нам днесь показася: Пасха нова святая: Пасха таинственная: Пасха всечестная: Пасха Христос Избавитель: Пасха непорочная: Пасха великая: Пасха верных: Пасха, двери райския нам отверзающая: Пасха, всех освящающая верных.
Стих: Яко исчезает дым, да исчезнут.
Приидите от видения, жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радости благовещения Воскресения Христова: красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща.
Стих: Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся.
Мироносицы жены, утру глубоку предсташа гробу Живодавца, обретоша Ангела на камени седяща, и той, провещав им, сице глаголаше: что ищете Живаго с мертвыми? Что плачете Нетленнаго во тли? Шедше, проповедите учеником Его.
Стих: Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь.
Пасха красная, Пасха, Господня Пасха! Пасха всечестная нам возсия. Пасха! Радостию друг друга обымем. О Пасха! Избавление скорби, ибо из гроба днесь, яко от чертога, возсияв Христос, жены радости исполни, глаголя: проповедите апостолом.
Слава, и ныне, глас 5:
Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем: братие, и ненавидящим нас простим вся Воскресением и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Таже Христос воскресе: трижды.
И поем сие многажды, дондеже целуют братия друг друга.
Часы Пасхи
О часех Святыя Пасхи и всея Светлыя седмицы.Подобает ведати, яко от сего дне святыя и великия Недели Пасхи даже до субботы, часы сице поются.
Иерей: Благословен Бог наш: Лик: Аминь.Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. трижды.
Таже глаголем трижды:
Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.
Таже ипакои, глас 4, единощи:
Предварившия утро яже о Марии, и обретшия камень отвален от гроба, слышаху от Ангела: во свете присносущнем Сущаго с мертвыми что ищете, яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть: яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.
Таже кондак, глас 8, единощи:
Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.
Таже и сей тропарь единощи:
Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный.
Слава:
Яко Живоносец, яко рая краснейший, воистинну и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения.
И ныне, Богородичен:
Вышняго освященное Божественное селение, радуйся. Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.
Таже Господи, помилуй, 40.
Слава, и ныне:
Честнейшую Херувим: Именем Господним благослови, отче.
Иерей: Молитвами святых отец наших:
Мы же речем: Аминь. И паки глаголем подобне: Христос воскресе: трижды.
Слава, и ныне:
Господи, помилуй. Трижды.
Благослови.
И отпуст