![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Православный Церковный календарь 2021 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ст. ст. Нов. ст.
|
Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа
Мч. Адриана Св. Михаила Евангельские ЧтенияУтр. - Евангелия Последования Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа: 1-е. Ин., 46 зач., XIII, 31 - XVIII, 1. 2-е. Ин., 58 зач., XVIII, 1-28. 3-е. Мф., 109 зач., XXVI, 57-75. 4-е. Ин., 59 зач., XVIII, 28 - XIX, 16. 5-е. Мф., 111 зач., XXVII, 3-32. 6-е. Мк., 67 зач., XV, 16-32. 7-е. Мф., 113 зач., XXVII, 33-54. 8-е. Лк., 111 зач., XXIII, 32-49. 9-е. Ин., 61 зач., XIX, 25-37. 10-е. Мк., 69 зач., XV, 43-47. 11-е. Ин., 62 зач., XIX, 38-42. 12-е. Мф., 114 зач., XXVII, 62-66. На 1-м часе: Гал., 215 зач. (от полу́), VI, 14-18. Мф., 110 зач., XXVII, 1-56. На 3-м часе: Рим., 88 зач. (от полу́), V, 6-11. Мк., 67 зач., XV, 16-41. На 6-м часе: Евр., 306 зач., II, 11-18. Лк., 111 зач., XXIII, 32-49. На 9-м часе: Евр., 324 зач., X, 19-31. Ин., 59 зач., XVIII, 28 - XIX, 37. На веч.: 1 Кор., 125 зач., I, 18 - II, 2. Ев. составное: Мф., 110 зач., XXVII, 1-44; Лк., XXIII, 39-43; Мф., XXVII, 45-54; Ин., XIX, 31-37; Мф., XXVII, 55-61.Литургии не положено. Во второй половине дня совершается вечерня, в конце которой из алтаря износится Святая Плащаница. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года![]() Распятие Христа Господа и собор архангела Гавриила! Новое утешительное сочетание! Гавриил предвозвещает рождение Предтечи; Гавриил благовествует Деве; он же, вероятно, возвещал радость о рождении Спасителя; не кто другой и женам возвестил о Воскресении Христа Господа. Таким образом, Гавриил - всякой радости провозвестник и приноситель. Распятие же Христово - радость и отрада всех грешников. Грешнику, пришедшему в чувство своей греховности и всеправедной правды Божией, некуда укрыться, кроме как под сень креста. Здесь принимает он удостоверение, что ему нет прощения, пока он один стоит перед Богом со своими грехами и даже со слезами о них. Одно для него спасение - в крестной смерти Господа. На кресте рукописание всех грехов разодрано. И всякий, кто принимает это с полною верою, делается причастным этого таинства помилования. С созреванием этой веры созревает и уверенность в помиловании и вместе отрада от чувства вступления в состояние помилования на все века. Крест - источник радости, потому что грешник верою пьет из него отраду помилования. В этом отношении он есть своего рода архангел, благовествующий радость. Некоторые особенности богослуженияПоследования утрени с чтением двенадцати Страстных Евангелий (по традиции утреня совершается в четверг вечером), царских часов, изобразительных, вечерни и малого повечерия с каноном о распятии Господа и на плач Пресвятой Богородицы Великого Пятка для домашнего (келейного) совершения (в формате Word). Царские часы и изобразительны Великого Пятка Малое повечерие Великого Пятка Уставные чтения Великого Пятка * * * В Великую Пятницу совершаются три основные службы: утреня, великие часы и великая вечерня с малым повечерием. Утреня Великой Пятницы с чтением 12-ти Евангелий, именуемая Уставом Последование Святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа, совершается обычно в Великий Четверток вечером. Литургия в Великий Пяток не совершается по причине глубокого сокрушения и сугубого поста в честь распятия и смерти Господа Иисуса Христа, а также и потому, что в этот день Голгофская Жертва была принесена Самим Спасителем на Кресте. Великий Пяток. Песнопения в mp3. Утреня Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа должно начинаться, по Уставу, во 2-м часу ночи, потому что страдания Господа начались ночью с Четверга на Пятницу. Подобно ученикам, сопутствовавшим с пением ночью своему Учителю и Господу с Тайной Вечери в Гефсиманский сад, верующие также в ночь на Пятницу совершают утреню с пением антифонов и Канона и назидаются слушанием евангельского повествования о Страстях Христовых, так что главное содержание утрени Великого Пятка составляет чтение 12 Евангелий — избранных глав из благовествования всех четырех евангелистов. В этих Евангелиях подробно повествуется о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с Его прощальной беседы с учениками после Тайной Вечери и кончая Его погребением во гробе Иосифа Аримафейского.
Начало утрени обычное. После шестопсалмия и
великой ектении поется Аллилуиа со стихами
великопостными и тропарь: Егда славнии
ученицы По окончании пения тропаря произносится малая ектения и сразу же читается 1-е Евангелие св. Страстей. При чтении Евангелия священнослужители и народ стоят с зажженными свечами, выражая тем пламенную любовь к Божественному Страдальцу и уподобляясь мудрым девам, исшедшим со светильниками в сретение Жениху. После каждого из пяти первых Евангелий положены умилительные антифоны, которые дополняют евангельское чтение, раскрывая глубокий духовный смысл воспоминаемого события.
В
1-м Евангелии (от Иоанна) излагается последняя,
прощальная беседа Господа Иисуса Христа с учениками и Его
первосвященническая молитва. Антифоны 1-й Между первыми пятью Евангелиями (до 6-го) поется по три антифона (всего 15), произносятся малая ектения и седален, во время которого совершается каждение. По окончании каждого седальна диакон возглашает: И о сподобитися нам, и читается Евангелие. Содержание 15 антифонов весьма умилительно и назидательно для христианской души. В них изображаются страдания Богочеловека Иисуса Христа, Его любовь к роду человеческому, а также обличается законопреступный Иуда и восхваляется благоразумный разбойник.
2-е
Евангелие, Антифоны 4-й
3-е
Евангелие, Антифоны 7-й
4-е Евангелие, Антифоны 10-й
5-е
Евангелие, Антифоны 13-й
После 6-го
Евангелия поются (или читаются) блаженны Триоди с
тропарями По 7-м Евангелии читается 50-й псалом и следует 8-е Евангелие - о распятии Господа и исповедании благоразумного разбойника. Затем поется трипеснец Космы Маиумского: К Тебе утреннюю (5-я, 8-я и 9-я песни). На 9-й песни Честнейшую не поем. Диакон запевает первые слова ирмоса 9-й песни: Честнейшую херувим, а хор продолжает: И славнейшую....
По 9-й песни поется краткий, но полный глубочайшего
сердечного умиления светилен: Разбойника
благоразумнаго После светильна читается 9-е Евангелие - о словах Господа Спасителя, обращенных к Матери и возлюбленному ученику, о смерти Спасителя и прободении ребра. Затем читаются обычные хвалитные псалмы: Хвалите Господа с небес, и поются стихиры на хвалитех, после которых читается 10-е Евангелие - о снятии с Креста и погребении Господа. По окончании его читается славословие, произносится просительная ектения и читается 11-е Евангелие - о погребении тела Господа в новом гробе. Затем - стиховные стихиры и 12-е Евангелие - о приставлении стражи ко гробу и запечатании гроба. По окончании чтения Евангелие уносится в алтарь. После 12-го Евангелия утреня оканчивается обычным порядком. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Утреня с чтением 12-ти Страстных Евангелий. Хор Сретенского монастыря.
Великие часы, совершаемые в Великую Пятницу, отправляются все вместе (1-й, 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных) по чину великих часов в навечерие Рождества Христа и Крещения, т.е. по одному псалму остается с обычных часов и вновь вводится по два. На каждом часе читаются особые псалмы, имеющие отношение к воспоминаемым событиям. На Слава на каждом часе поется особый свой тропарь; после Богородична часа поются три особых тропаря и прокимен, а также читаются паремии, Апостол и Евангелие (от каждого Евангелиста). Великие часы составлены св. Кириллом, архиепископом Александрийским (Vв.). По Уставу, их должно совершать во 2-м часу дня, т.е. в 8 часов утра по нашему времени. 1-й час
Читаются псалмы 5,
2,
21 3-й час
Читаются псалмы 34,
108,
50 6-й час
Читаются псалмы 53,
139,
90 9-й час
Читаются псалмы 68,
69,
85 В конце великих часов читаются изобразительны «поскору», начиная: Во царствии Твоем помяни нас, Господи и т.д., и бывает особый отпуст. Литургию в Великий Пяток совершать не положено. Пятница Страстной седмицы Великого поста. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Царские часы, изобразительны. Хор Сретенской Духовной семинарии.
На великой вечерни в Великую Пятницу, которая относится к Великой Субботе и совершается обычно в 2 часа дня - около того времени, когда Спаситель умер на Кресте (в 10-м часу дня, т.е. в 4-м пополудни), воспоминается снятие с Креста пречистого Тела Иисуса Христа и Его погребение.
После мирной ектении, стихир на Господи,
воззвах и входа с Евангелием читаются три паремии
(из книг: Исход, Иова и пророка Исаии), в которых
пророчески изображаются страдания Искупителя мира,
перед первой и второй паремиями и перед Апостолом
поются прокимны (прокимен Разделиша ризы Моя
себе По окончании последней паремии царские врата отверзаются. Поется прокимен Положиша Мя в рове преисподнем. Читается Апостол (Кор., зач. 125-е — о Божественной силе и премудрости, открывшихся в крестных страданиях Спасителя) и Евангелие (Мф., зач. 110-е), избранное из трех благовестий (кроме евангелиста Марка), — о страданиях и крестной смерти Господа.
Стихиры на стиховне поются Триоди, стихира на
Слава и ныне - Триоди Тебе одеющагося По Трисвятом - тропарь Благообразный Иосиф, Слава и ныне - Мироносицам женам. Во время пения тропаря Благообразный Иосиф предстоятель, сотворив три земных поклона, подъемлет с престола Плащаницу и через северные врата (в предшествии свещеносцев и диакона со свечой и кадилом) износит ее на середину храма и полагает на уготованную гробницу. При соборном служении настоятель идет под Плащаницей, неся Евангелие над главой или в руках. Если священник один, Евангелие благоговейно несет в левой руке диакон, держа в правой кадило. Если нет диакона, священник благословляет кому-либо из благочестивых прихожан нести Евангелие обернутым в плат. Евангелие в этих случаях несут впереди Плащаницы. Затем Евангелие полагается на Плащаницу. Далее совершается троекратное каждение вокруг Плащаницы, после чего священнослужители совершают поклонение и целование Плащаницы. Окончание великой вечерни обычное. Тотчас после вечерни совершается малое повечерие, на котором поется канон о распятии Господа и На плач Пресвятой Богородицы. Этот трогательный канон составлен в X веке Симеоном Логофетом.
После малого отпуста совершается целование Плащаницы
народом. Во время целования принято петь Приидите, ублажим Иосифа
приснопамятного Вечернее богослужение. (Особенности богослужения см. в Великую Субботу). Утреня Великой Субботы. Хор Сретенского монастыря.
Молитвы
СлужбыСтатьи на Православие.Ru
Сайты приходов:Архангельская епархия:Храм прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких чудотворцев г. Архангельск Храм Зосимы и Савватия Соловецких дер. Ворзогоры Храм Александра Свирского ур. Хижгора Бежецкая епархия:Храм Живоначальной Троицы с. Поречье Братская епархия:Великолукская епархия:Волгоградская епархия:Вологодская епархия:Выксунская епархия:Храм Преображения Господня с. Пурех Вятская епархия:Йошкар-Олинская и Марийская епархия:Казанская епархия:Троицкий храм. Подворье Свято-Успенского Свияжского Успенского монастыря с. Теньки Калужская епархия:Храм Рождества Христова на Кожевниках г. Калуга Канская епархия:Храм Александра Свирского пос. Хребтовый Касимовская епархия:Храм во имя великомученика Георгия Победоносца г. Касимов Кемеровская епархия:Храм прп. Александра Свирского дер. Журавлево Кинельская епархия:Костомукшская епархия:Храм прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких чудотворцев г. Беломорск Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Кемь Костромская епархия:Храм Словенской иконы Божией Матери с. Словинка Котласская епархия:Храм Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев г. Шенкурск Храм Зосимы, Савватия и Германа Соловецких чудотворцев г. Няндома Кудымкарская епархия:Кузнецкая епархия:Храм Рождества Христова с. Нижнее Аблязово Курганская епархия:Храм Зосимы и Савватия Соловецких с. Темляково Мелекесская епархия:Московская епархия (городская):Храм святителя Николая в Котельниках г. Москва Московская епархия (областная):Нарьян-Марская епархия:Нижегородская епархия:Скит в честь Всемилостивого Спаса с. Нуча Одесская епархия:Храм прп. Александра Свирского пос. Совиньон Отрадненская епархия:Пермская епархия:Песоченская епархия:Храм Троицы Живоначальной дер. Анисово Городище Псковская епархия:Храм преподобного Александра Свирского пос. Игомель Ржевская епархия:Рыбинская епархия:Храм Спаса Нерукотворного Образа пос. Николо-Заболотье Рязанская епархия:Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы с. Дмитриево Санкт-Петербургская епархия:Храм Зосимы и Савватия Соловецких в скиту Андрея Первозванного пос. Агафонов луг Скит св.ап. Андрея Первозванного с храмом свв. Прпп. Зосимы и Савватия Соловецких пос. Агафонов луг Ставропигиальные монастыри РПЦ:Храм Зосимы и Савватия Соловецких с. Фаустово Сыктывкарская епархия:Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь пос. Кылтово Тверская епархия:Тихвинская епархия:Храм прп. Александра Свирского с. Паша Храм Рождества Христова. Подворье Александра Свирского монастыря г. Санкт-Петербург Тобольская епархия:Храм Рождества Христова, г. Тобольск Чебоксарская епархия:Храм Воскресения Христова г. Чебоксары Черняховская епархия:Храм прп. Александра Свирского пос. Приозерье Ярославская епархия:Храм Александра Свирского с. Ваулово
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© ПРАВОСЛАВИЕ.RU | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |