Благовещение и установление таинства Тела и Крови. Какое сочетание! Мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Христовых, - тех самых, которые в воплощении приняты от пренепорочных кровей Пречистой Девы Богородицы. Таким образом, в воплощении, совершившемся в час благовещения, положено основание таинству Тела и Крови. И ныне это приводится на память всем христианам, чтобы, помня то, чтили Пресвятую Богородицу истинной Матерью своей, не как молитвенницу только и ходатаицу, но и как питательницу всех. Дети питаются молоком матери, а мы питаемся Телом и Кровью, которые от Пресвятой Девы Богородицы. Питаясь так, мы пьем существенно млеко из грудей Ее.
(Рим. 6, 3-11; Мф. 28, 1-20). Господь спит во гробе телом, душею же сошел Он в ад и находящимся там душам проповедал спасение. Все святые ветхозаветные были не в раю, хоть и пребывали в утешительной вере, что введены будут туда, как только придет на землю Обетованный, верою в Которого жили они. Его пришествие и там предвозвестил Предтеча. Когда же снисшел Господь, - все веровавшие прилепились к Нему и Им возведены в рай. Но и этот рай только преддверие настоящего рая, имеющего открыться после всеобщего воскресения и суда. В нем и все новозаветные святые хотя блаженствуют, но ожидают еще большого совершеннейшего блаженства в будущем веке, при новом небе и новой земле, когда будет Бог всяческая во всех.
В этот день Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса
Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душею
во ад для возвещения там победы над смертью и
избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия,
введение разбойника в рай. Вместе с тем предуказывается и
славное Воскресение Христово.
Богослужения, совершаемые в этот день: утреня с 1-м часом,
часы 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных, литургия св.
Василия Великого в соединении с вечерней.
Текст службы.
Песнопения Великой Субботы в mp3.
Утреня Великой Субботы
Утреня начинается по обычаю с двухпсалмия (псалмы 19, 20).
После шестопсалмия, великой ектении и «Бог
Господь...» с обычными стихами поются тропари:
Благообразный Иосиф,
Егда снизшел еси и смерти
на «Славу» - Мироносицам женам и на
«И ныне» - тропарь Благовещения Днесь спасения нашего
главизна.
Священнослужители в это время выходят из алтаря царскими
вратами к Плащанице. Настоятель, раздав свечи
сослужащим, совершает каждение вокруг Плащаницы,
алтаря, народа и всего храма.
По окончании тропарей поются Непорочны, т.е. стихи 17-й
кафизмы, и после каждого стиха - краткие песнопения,
или «похвалы» в честь Господа, «в
мертвецех вменившагося». В практике стихи кафизмы
поются хором, а тропари читаются священником. В
это время молящиеся стоят с зажженными свечами.
Непорочны с похвалами разделяются на 3 статии, или
Славы, из которых каждая заканчивается малой
ектенией и особым возгласом.
Сразу после 3-й статии поются воскресные тропари св.
Иоанна Дамаскина: Ангельский собор
удивися
Поется полиелей (псалмы 134, 135), величание праздника
Благовещения и избранный псалом.
Каноны - праздника Благовещения и Великой Субботы
«Волною морскою».
Канон Великой
Субботы Волною
морскою, представляющий собой и по содержанию, и
по напеву дивное и прекраснейшее творение
христианского богословско-религиозного
песнотворчества. Канон до 6-й песни включительно
принадлежит св. Марку, епископу Идрунтскому,
остальные песни — св. Косме, епископу
Маиумскому, ирмосы — инокине Кассии (IX в.).
«Честнейшую» не поем, но поем припевы
праздника Благовещения.
После пения великого славословия Святая Плащаница
обносится вокруг храма с пением погребального Святый
Боже. После обнесения Св. Плащаницу вносят в храм и
подносят к царским вратам — в знак того, что Господь
Иисус Христос и по Своей смерти, пребывая телом во гробе,
по Божеству Своему неразлучно был «на престоле со
Отцем и Святым Духом»
Затем возглас Премудрость, прости, и поется
тропарь Благообразный
Иосиф.
Затем следует тропарь
пророчества, прокимен, паремия из книги пророка
Иезекииля (37,1-14), созерцавшего воскресение мертвых в
образе сухих костей па поле, оживших по повелению
Божию, прокимен, Апостол (о плодах смерти
Спасителя), аллилуиарий и Евангелие о запечатании
гроба Господня и приставлении к нему стражи (читаются
перед Святой Плащаницей).
После отпуста утрени - целование Плащаницы при пении
стихиры Приидите, ублажим Иосифа
приснопамятнаго, и читается
1-й час.
Часы 3-й,
6-й, 9-й с
изобразительными совершаются
«поскору», без пения.
После изобразительных совершается
вечерня с Литургией
свт. Василия Великого.
Начинается возгласом Благословено Царство.
Кафизмы нет.
После стихир на Господи воззвах
и входа с Евангелием начинается чтение 15 паремий
Триоди, в которых заключаются прообразы страданий,
смерти и воскресения Христа и пророчества о наступлении
благодатного Царства Господа и славе Новозаветной
Церкви.
Сначала читаются 1-6 паремии:
1-я
паремия
2-я
паремия
3-я
паремия
4-я
паремия
5-я
паремия
6-я
паремия
По прочтении 6-й паремии - о чудесном переходе евреев
через Чермное море - поется при открытых царских вратах
песнь Моисея Поим Господеви, славно бо
прославися. Священнослужители в алтаре и хор поют
многократно припев Славно бо прославися, а чтец
читает стихи этой песни.
Далее читаются 7-15 паремии:
7-я
паремия
8-я
паремия
9-я
паремия
10-я
паремия
11-я
паремия
12-я
паремия
13-я
паремия
14-я
паремия
15-я
паремия
По прочтении последней паремии - о чудесном избавлении от
огня трех отроков в пещи Вавилонской, прообразовавших
невредимое исшествие Христа из гроба и ада - поется песнь
трех отроков: Господа пойте и превозносите Его во
веки, а чтец читает стихи этой
песни. Царские врата при
этом открыты.
Затем малая ектения, возглас Яко Свят еси и далее
- Литургия.
Вместо Трисвятого - Елицы во Христа
крестистеся... - в воспоминание древнего обычая
крестить оглашенных в Великую Субботу.
Поется прокимен Великой Субботы, глас 8: Вся земля да
поклонится Тебе и поет Тебе, да поет же имени Твоему,
Вышний. Стих: Воскликните Господеви, вся земля, пойте же
имени Его, и прокимен Благовещения, глас 4:
Благовестите день от дне спасение Бога нашего.
Далее чтение Апостола Великой Субботы и Благовещения
(читается перед Плащаницей). Чтением Апостола Великой
Субботы, в котором раскрывается значение и таинственная
сила Крещения, как бы заканчивается погребальный день
субботний, и начинает уже светить денница Воскресения, а
потому с этого момента и отлагается в храме все, что
напоминало скорбь этих дней.
После Апостола вместо Аллилуиа поются стихи
81-го псалма с припевом Воскресни, Боже, суди земли,
яко Ты наследиши во всех языцех . Во время пения этого
припева великопостные одежды священнослужителей, а
также облачения в храме меняются на белые.
Читается Евангелие Великой Субботы и Благовещения.
Вместо Херувимской песни поется трепетная и благоговейная
песнь Да молчит всякая плоть
человеча
Задостойник Не рыдай Мене,
Мати.
Причастен - Великой Субботы «Воста яко спя
Господь, и воскресе спасаяй нас», и
Благовещения «Избра Господь Сиона, и изволи его
в жилище Себе»
После отпуста бывает благословение пяти хлебов и вина - в
память того, что древние христиане, оставаясь в храме
после субботней литургии до пасхальной утрени, вкушением
освященного хлеба и вина подкрепляли себя на подвиг бдения
в эту священную и спасительную ночь, предвозвестницу
светозарного дня Воскресения.. По обычаю поются тропари Благообразный
Иосиф, Слава - Егда снизшел еси, И
ныне - Мироносицам женам,
читается молитва на благословение хлебов и вина, но без
упоминания о пшенице и елее.