Литургия св. Иоанна Златоуста. В конце вечерни – великое освящение воды.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(1 Тим. 3, 14-4, 5; Мф. 3, 1-11). "Дом Божий, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины". Следовательно, нам нечего вращать очи туда и сюда, чтоб высмотреть, нет ли где истины. Она - близ. Будь в Церкви, содержи все, что она содержит, - и будешь во истине, - будешь обладать истиною и жить по ней и в ней, и вследствие того истинной будешь преисполнен жизнью. Вне Православной Церкви нет истины. Она единая верная хранительница всего заповеданного Господом через Св. Апостолов и есть потому настоящая Апостольская Церковь. Иные потеряли Церковь Апостольскую, и, как по христианскому сознанию, носят убеждение, что только Апостольская Церковь может верно хранить и указывать истину, вздумали сами построить такую церковь, и построили, и имя ей такое придали. Имя придали, а существа сообщить не могли. Ибо Апостольская Церковь создана по благоволению Отца Господом Спасителем благодатью Св. Духа через Апостолов. Людям такой уж не создать. Думающие создать такую уподобляются детям, в куклы играющим. Если нет на земле истинной Апостольской Церкви, нечего и труды тратить над созданием ее. Но благодарение Господу, Он не попустил вратам адовым одолеть Св. Апостольскую Церковь. Она есть и пребудет по обетованию Его, до скончания века. И это есть наша Православная Церковь. Слава Богу!
Некоторые особенности богослужения
Поскольку Сочельник в этом году приходится на субботу, то
в этот день совершается Литургия свт. Иоанна Златоуста.
По установившейся церковной практике, сразу по окончании
Литургии совершается 9-й час и великая вечерня праздника.
По Уставу, богослужение должно начинаться "при часе
же вечернем дне" (см, Типикон, 6 января, 2-е
"зри"). Таким образом, по мысли Типикона,
великая вечерня совершается отдельно для того, чтобы
обеспечить ей более торжественное служение.
После первых трех паремий к тропарю и стихам
пророчества певцы припевают:
Да просветиши во тьме седящия: Человеколюбче,
слава Тебе (на время пения царские врата
открываются).
По окончании паремий отверзаются царские врата. (Трисвятое
не поется)
Поется прокимен, глас 3: Господь просвещение
мое и Спаситель мой, кого убоюся? Стих:
Господь защититель живота моего, от кого
устрашуся?
Читаются Апостол и Евангелие.
После чтения Евангелия царские врата затворяются.
После сугубой и просительной ектении тотчас поются тропари
Глас Господень... и совершается освящение воды.
(Чин
великого освящения воды.)
После отпуста посреди церкви поставляется светильник,
перед которым духовенство и певчие поют тропарь и (на Слава, и
ныне) кондак праздника. Свеча здесь
означает свет Христова учения, Божественное
просвещение, даруемое в Богоявлении.
После этого молящиеся прикладываются ко Кресту, и
священник окропляет каждого святой водой.
Молитвы
Тропарь
глас 4
Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою,/ вознесшуся Илии,/ и разделяхуся воды сюду и сюду/ и бысть ему сух путь, иже мокрый,/ во образ воистинну Крещения,/ имже мы текущее жития преходим шествие:// Христос явися во Иордане освятити воды.