Понятие о Подготовительных
Неделях Великого поста.
Понятие о Триоди
Постной.
В сырную Неделю (воскресенье), приблизив нас уже к вратам
Четыредесятницы, Церковь приводит нам на память «от
пищи ниспадение Адамово» - изгнание прародителей из
рая за непослушание и невоздержание.
На Литургии в эту Неделю читается Евангелие,
благовествующее о том, что нужно человеку для получения от
Бога прощения грехов во время поста и как должно поститься
(Мф., зач. 17). Апостол же (Рим., зач.112) указывает, что
пост есть наиболее удобное время для делания благих дел.
Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой
Триоди.
Текст воскресной служба Октоиха 4
гласа.
Текст
службы Недели сыропустной.
На великой вечерне:
Стихиры на Господи воззвах поются воскресные и
Триоди, на
Славу - стихира Триоди Седе Адам прямо
рая, на И ныне -
догматик текущего, 4-го гласа.
Совершается вход с кадилом. Прокимен дня: Господь воцарися, в лепоту
облечеся.
Совершается лития.
Стихиры на стиховне - воскресные,
на Славу - стихира Триоди Изгнан бысть, на И ныне -
Богородичен Октоиха.
По Трисвятом – Богородице
Дево (трижды).
На утрене:
Тропари на Бог Господь - воскресный
текущего, 4-го гласа (дважды), Слава и
ныне – Богородичен воскресный того же
гласа.
Поется полиелей.
На утрени, как и в предыдущие Недели - о блудном сыне и
мясопустную, - после пения полиелейных псалмов (134 и
135-го) Хвалите имя Господне и Исповедайтеся
Господеви, в последний раз поется псалом 136-й:
На реках
Вавилонских
Поются степенны 4 гласа и прокимен 4-го гласа.
По Евангелии — единожды поется Воскресение Христово
видевше.
После Евангелия, пения Воскресение Христово
видевше и чтения 50-го псалма (начиная с Недели о
мытаре и фарисее и кончая 5-ой неделей Великого поста)
поются покаянные тропари, в которых покаянное чувство
выражается с особой силой, поразительностью и глубиной. На
Слава:Покаяния отверзи ми двери (вместо:
Молитвами апостолов). На И ныне:
На спасения стези(вместо:
Молитвами Богородицы). Затем: Помилуй мя.
Боже и Множество содеянных мною
лютых.
В основу первого тропаря - Покаяния отверзи ми
двери - положена притча о мытаре: из нее
заимствуются все сравнения для изображения покаянного
чувства. В основу второго тропаря - На спасения
стези - положена притча о блудном сыне; а в
основу третьего: Множество содеянных мною
лютых - предсказания Спасителя о Страшном суде. Как
видим, эти покаянные тропари тесно связаны с
Евангелием, которые читаются в подготовительные
воскресенья к Великому посту (о мытаре и фарисее, о
блудном сыне и о Страшном суде).
Каноны: воскресный, Крестовоскресный, Богородицы и Триоди.
Поется катавасия Триоди Яко по суху.
На 9-й песни поем Честнейшую.
Стихиры на хвалитех поются воскресные и
Триоди, на Славу
– стихира Триоди Приспе время, на И ныне
– Преблагословенна еси.
Перед 1-м часом на Слава и ныне поется
евангельская стихира 4-я.
На Литургии:
Прокимен Недели сыропустной, глас 8:
Помолитеся, и воздадите Господеви Богу
нашему. Стих: Ведом во
Иудеи Бог, во Израили велие имя Его.
Аллилуиа, глас 6: Благо есть
исповедатися Господеви, и пети имени Твоему Вышний.
Стих: Возвещати заутра милость Твою и истину Твою на
всяку нощь.
Причастен воскресный Хвалите Господа с
небес, хвалите Его в вышних.
На Литургии заготовляются два Агнца: для среды и пятницы.
Вечером в Прощеное воскресенье совершается
вседневная вечерня с чином прощения, с
которой и начинается св. Четыредесятница.
Текст
службы.
Совершается вход с кадилом, ради пения великого прокимна : Не отврати лица
Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши
мя: вонми души моей и избави ю. Этот великий
прокимен, кроме сыропустного воскресенья, поется
также во 2-ю и 4-ю Недели (воскресенья) Великого
поста. В остальные недели - 1-ю, 3-ю и 5-ю - на
вечерни поется другой великий прокимен: Дал еси
достояние боящимся Тебе, Господи.
Пением великого прокимна завершается праздничное
воскресное богослужение, и от Сподоби Господи (чиатется
сразу после прокимна) начинается великопостное.
Священнослужители в это время переоблачаются в темные,
постовые облачения. Священник произносит просительную
ектению Исполним вечернюю молитву, а хор поет
на каждое прошение особым, постовым распевом.
После стихир на стиховне, чтения Ныне отпущаеши и
Трисвятого по Отче наш поются великопостные
тропари с великими поклонами
после каждого тропаря. После молитвы Небесный
Царю священник произносит молитву св.Ефрема
Сирина Господи и Владыко живота
моего с тремя поклонами.
После отпуста вечерни совершается Чин
прощения:
На солею выносятся и полагаются на аналоях напрестольный
Крест, иконы Спасителя и Богородицы. Настоятель творит
земные поклоны перед ними и целует их. Затем он обращается
к присутствующим с поучением о христианском проведении
поста и испрашивает прощения грехов у причта и народа,
говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия,
и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во
вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми
моими чувствы». Сказав это, он земно кланяется
народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят:
«Бог простит тя, отче святый. Прости и нас,
грешных, и благослови». В некоторых храмах и
монастырях говорят иначе: «Бог простит тя, отче
святый. Помолися о нас, грешных», что вполне
согласно с Уставом. На это служащий священник (как
правило, настоятель) отвечает: «Благодатию Своею
Бог да простит и помилует всех нас». Затем
настоятель берет напрестольный Крест. Все
священнослужители в порядке старшинства прикладываются к
иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют Крест и
лобызаются с настоятелем и друг с другом в рамена (плечи),
взаимно испрашивая прощения. За ними идут миряне,
прикладываются ко Кресту, целуют иконы, которые обычно
держат священнослужители, и испрашивают прощения у причта
и друг у друга. В Типиконе ничего не сказано о пении
каких-либо песнопений во время чина прощения. Краткое
указание: «И целуем святыя и
честныя иконы» предусматривает
совершение этого обряда в молчании. Во время чина прощения
в некоторых храмах принято петь «Покаяния отверзи ми
двери...», «На реках
Вавилонских...» и др., а также стихиры Пасхи,
заканчивая словами: «И тако
возопиим».