Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Дея. 11, 19-26, 29-30; Ин. 4, 5-42). Сограждане самарянки, после того как Спаситель пробыл у них два дня, говорили ей: "уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос". И у всех так бывает. Сначала внешним словом призываются ко Господу или, как у нас теперь, путем рождения, а потом, когда вкусят делом, что есть жизнь в Господе, уже не по внешнему принадлежанию к обществу христианскому держатся Господа, а по внутреннему с ним сочетанию. Это и надобно всем рождающимся в обществах христианских поставить себе законом, то есть не ограничиваться одним внешним принадлежанием к Господу, но озаботиться внутренне сочетаться с Ним, чтобы потом постоянно уже носить свидетельство в себе того, что они стоят во истине. Что же для этого нужно? Надо воплотить в себе истину Христову. Истина же Христова - восстановление падшего. Итак, отложи ветхого человека, тлеющего в похотях прелестных, и облекись в нового, созданного по Богу в правде и преподобии истины, и будешь сам в себе ведать, что Господь Иисус Христос есть воистину Спас не миру только, но собственно и тебе.
Некоторые особенности богослужения
Всего Недель до отдания Пасхи — шесть, а до
Пятидесятницы – семь: 1-я Неделя — Пасхальная,
2-я — Фомина, 3-я — святых жен-мироносиц, 4-я
— о расслабленном, 5-я — о самаряныне, 6-я
— о слепом, 7-я — святых отцев Первого
Вселенского Собора. По своим воспоминаниям эти Недели
(воскресенья) и седмицы относятся к Божественному
прославлению Воскресшего Христа, вознесшегося на небеса и
ниспославшего Святого Духа Своим апостолам и ученикам.
В пятую Неделю — о самаряныне
— святая Церковь воспоминает евангельскую беседу
Господа Иисуса Христа с женщиной-самарянкой (Ин., зач.
12-е).
В службе этой Недели говорится о том, как Господь Иисус
Христос Своим благодатным словом, живой мудрой беседой
перерождал души людей, восставлял духовно падших,
возвращал на прямой истинный путь сбившихся с этого пути.
Так, самарянка, «познав благосердие Господа»,
подавшего ей воду жизни, и «напившись обильно водой
Премудрости Божией», унаследовала Царство Небесное и
явилась «приснославной».
Причастен Пасхи Тело Христово приимите, источника
безсмертнаго вкусите и воскресный Хвалите Господа
с небес, хвалите Его в вышних.
Служба Недели о самаряныне поется четыре дня: в
воскресенье, четверг, пятницу и субботу. В понедельник же
и вторник — службы попразднства Преполовения, а в
среду — отдание Преполовения.
Молитвы
Тропарь апостола Симеона
глас 1
Христова тя сродника, Симеоне священноначальниче,/ и мученика тверда священно восхваляем,/ прелесть потребившаго/ и веру соблюдшаго./ Темже, днесь всесвятую твою память празднующе,// грехов разрешение молитвами твоими приемлем.
Ин тропарь апостола и священномученика Симеона, епископа Иерусалимского, сродника Господня
глас 4
В мире радуешися, Симеоне Иерусалимский,/ любезно Христу Богу,/ тело душевное чисто сохранив,/ претерпевши страсть телесную, долготерпеливе, крепко,/ и в конец на кресте распят бысть./ Ты бо, Истинному Рачителю подобяся,/ и от мира скоро отлучися,/ лютыя язвы на себе понесе/ и молишися о душах наших.
Тропарь преподобного Стефана, игумена Печерского, епископа Владимиро-Волынского
глас 8
Учению пов инуяся Богоноснаго Феодосия,/ поставлен бысть от него вождь быти святому его стаду, еже добре пасый,/ церковь Богородицы,/ волею Тоя основанную чудне,/ совершил еси благолепно,/ приснопамятне Стефане,/в нейже нам, молящимся, испроси от Христа Бога велию милость.
Ин тропарь преподобного Стефана, игумена Печерского, епископа Владимиро-Волынского
глас 2
Яко сый Богоноснаго Феодосия ученик/ и истинный жития его подражатель,/ первый по нем бремя настоятельства понесый,/ темже и мощей его честных самовидец быти сподобился еси,/ яже с прочими святолепно принес,/ наследил еси с темже Царство Небесное,/ Еже получити и нам, чтущим тя, Стефане,/ Господеви молися.
Ин тропарь преподобного Стефана, игумена Печерского, епископа Владимиро-Волынского
глас 8
Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ Волынския паствы светильниче,/ архиереев Богодухновенное удобрение,/ Стефане премудре,/ ученьми своими вся просветил еси, цевнице духовная,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Стефана, игумена Печерского, епископа Владимиро-Волынского
глас 6
Завидя враг честному ти житию,/ изринул тя бяше злокознством своим от начальства паствы,/ но ты, изгнан быв,/ и на ином месте церковь Богородицы воздвигл еси,/ за что и Та саном почте тя архиерейства,/ в нейже ты добре упас врученная ти овцы,/ прейде во веселии ко Христу, Стефане,/ Емуже молися о нас, рабех твоих.
Ин кондак преподобного Стефана, игумена Печерского, епископа Владимиро-Волынского
глас 1
Проходя, всеблаженне, добродетельми от силы в силу/ и всех, с тобою сущих, оными провозвышая,/ всем служил еси, Стефане, и угождал,/ тем избран был еси всем,/ в дому Божия Матере сущим, в старейшину./ Последи же и на степень архиерейства возведен был еси,/ и, стадо Христово добре упас,/ моли Его о нас, чадех твоих.
Ин кондак преподобного Стефана, игумена Печерского, епископа Владимиро-Волынского
глас 4
Стефан, исполнь веры и благочестия,/ совершитель Богом основанный церкве Печерския,/ днесь, яко великое светило, всем возсия,/ Христово стадо богоугодно упас/ в неусыпных стражех нощных./ Егоже чтуще, приносим песнь/ единому Тебе, Христу, всех Владыце,/ моляще помиловати нас/ того благоприятными молитвами.