Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
"Бойся Бога и удаляйся от зла" (Прит. 3, 7). Положи в этом предел твоего говения, чтоб в конец его водворился страх Божий и укоренилось твердое намерение уклоняться от всякого зла, хотя бы для этого необходимо было тебе все потерять, даже жизнь свою. Для этого не ограничивайся одним внешним порядком говения, но займись особенно собою, войди в себя и посмотри образ мыслей твоих, во всем ли он согласен с неложным Божьим словом, - посмотри свои склонности и расположения, таковы ли они, каких требует от тебя Господь в Евангелии; посмотри всю жизнь твою, во всем ли она согласна с заповедями Божьими. Все богопротивное оплачь и возненавидь, и положи впредь не возвращаться на то. Когда сделаешь так, премудр будешь, а нет, так нет.
Общие особенности великопостных часов :
на каждом часе по прочтении трех обычных псалмов
стихословится рядовая кафизма. На каждом часе троекратно
поется с тремя земными поклонами тропарь часа. В конце
каждого часа произносится молитва св. Ефрема
Сирина. Часы 3-й, 6-й и 9-й читаются вместе, и к
ним присоединяются изобразительны и вечерня.
Вечерня вседневная .
Вечерня вседневная следует за изобразительными без
начального возгласа.
Великое повечерие.
Великим постом, в вечер тех дней, когда не было полной
Литургии (за исключением вечера среды и пятницы 5-й
седмицы), всегда совершается великое повечерие. Великое
повечерие поется отдельно от вечерни.
Великое повечерие состоит из 3-х частей. Каждая часть
начинается чтением Приидите, поклонимся и
завершается особой молитвой.
После обычного начала и 69
псалма читается Великий канон прп. Андрея
Критского. По традиции, во время чтения псалма
иерей в епитрахили исходит на середину храма, где стоит
аналой с приготовленным текстом Великого канона прп.
Андрея Критского. Канон разделяется на четыре части и
читается в понедельник вечером, вторник, среду и
четверг. Сразу по окончании канона читается псалом 4 и
прочее последование повечерия.
После 90 псалма поется С нами Бог с припевом Яко с
нами Бог на каждый стих, тропари День прешед.
После Верую иерей выходит из
алтаря и перед царскими вратами произносит нараспев
Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас,
грешных (поклон). И далее поются молительные стихи.
После первого Трисвятого поются «велегласно и со
сладкопением» тропари Невидимых враг
моих.
После третьего Трисвятого поются «велегласно и
косно» (т.е. громко и медленно) Господи сил, с нами
буди.
После возгласа «Боже, ущедри ны...»
священник произносит молитву св.Ефрема Сирина
(с 16-ю поклонами).Во время чтения священником молитвы
«Владыко многомилостиве...» все
молящиеся преклоняются до земли, а священник произносит
слова «Благословите, отцы
святии...». Молящиеся отвечают:
«Бог да простит ти, отче святый»
(или «Бог простит ти, отче святый, помолися о
нас, грешных»). Священник, обратясь к
алтарю, возглашает прошения ектении: Помолимся о великом Господине
и Отце нашем
Молитвы
Тропарь преподобного Мартиниана Палестинского
глас 8
Пламень искушений слез теченьми погасил еси, блаженне,/ и, морская волнения, и зверей стремления обуздавый, взывал еси:/ препрославлен еси, Всесильне, огня и бури спасый мя.
Кондак преподобного Мартиниана
глас 2
Яко подвижника благочестия искусна,/ и страдальца произволением честнаго,/ и пустыни жителя и всельника,/ в песнех достойно восхвалим Мартиниана присночестнаго:// той бо змия попра.
Тропарь преподобного Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, мироточивого
глас 3
Божественною благодатию просветився,/ и по смерти показуеши светлость жития твоего,/ источаеши бо миро благоухания/ притекающим к раце мощей твоих,/ и люди твоя наставил еси к свету Богоразумия,/ Симеоне отче наш,/ Христа Бога моли/ даровати нам велию милость.
Тропарь общий преподобных Симеона Мироточиваго и сына его, святителя Саввы Перваго, архиепископа Сербскаго
глас 1
Обители Хиландарския священных строителей / и Афона светильники, Сербии похвалу, / Симеона величайшаго, преподобных лепоту, / и род его чудный, святителя, - глаголю,- Савву,/ приидите согласно почтим, глаголя: / молите Христа Бога / о пастве вашей, блаженнии,/ и о еже Церкви свободней быти от обстояний.
Тропарь общий преподобных Симеона Мироточиваго и сына его, святителя Саввы Перваго, архиепископа Сербскаго
глас 1
Иже теплыя заступники в скорбех и напастех имуще, / Симеона Богоноснаго и Савву первосвятителя,/ припадем к нима с верою,/ яко да молитвами их от напастей избавляеми,/ по долгу благоверно Спаса и Бога прославим, глаголюще: / слава Давшему вам крепость,/ слава Прославльшему вы чудесы,/ слава Избавлыпему нас от скорбей молитвами вашими.
Кондак преподобного Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, мироточивого
глас 6
Ангельское возлюбив на земли житие,/ миродержание и мир оставив,/ пощением Христу, Симеоне, последовал еси,/ к Немуже любящих тя апостольски наставил еси, вопия:/ возлюбите Бога, якоже Он возлюби нас.
Кондак общий преподобных Симеона Мироточиваго и сына его, святителя Саввы Перваго, архиепископа Сербскаго
Горнюю жизнь возлюбивше, славнии,/ жизнь сущую на земли презресте./ Сего ради в вышних со Ангелы всегда ликующе,/ молите о всех нас.
Ин кондак преподобного Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, мироточивого
глас 2
Иго Христово прием, Симеоне,/ и, Того Крест взем, последовал Ему, / насажден в дому Господнем, процвете, яко финике, / якоже кедр, иже в Ливане, умножил еси чада твоя,/ муж желаний духовных, чудотворец бо явися,/ Христа Бога моли непрестанно о всех нас.
Ин кондак общий преподобных Симеона Мироточиваго и сына его, святителя Саввы Перваго, архиепископа Сербскаго
Днесь Симеон с Саввою, блаженнии, в дусе пришедше,/ спасают от обстояний паству их:/ сии бо Троицу проповедаша Единаго Бога,/ Церкве явишася утверждение,/ в преподобных Мироточивый и во святых чудотворец:/ сии бо и во бранех необоримии защитницы ноказашася,/ Афона похвала и народа Сербскаго крепость.