Сретение. В Сретении Господа окружают, с одной стороны, праведность, чающая спасение не в себе, - Симеон, и строгая в посте и молитвах жизнь, оживляемая верою, - Анна; с другой - чистота существенная, всесторонняя и непоколебимая - Дева Богоматерь, и смиренная, молчаливая покорность и преданность воле Божией - Иосиф Обручник. Перенеси все эти духовные настроения в сердце свое и встретишь Господа не приносимого, а Самого грядущего к тебе, восприимешь Его в объятия сердца, и воспоешь песнь, которая пройдет небеса и возвеселит всех ангелов и святых.
(1 Кор. 8, 8-9, 2; Мф. 25, 31-46). Страшный суд! Судия грядет на облаках, окруженный несметным множеством небесных сил безплотных. Трубы гласят по всем концам земли и восставляют умерших. Восставшие полки полками текут на определенное место, к престолу Судии, наперед уже предчувствуя, какой прозвучит в ушах их приговор. Ибо деяния каждого окажутся написанными на челе естества их, и самый вид их будет соответствовать делам и нравам. Разделение десных и шуиих совершится само собою. Наконец все уже определилось. Настало глубокое молчание. Еще мгновение - и слышится решительный приговор Судии - одним: "приидите", другим: "отыдите". - Помилуй нас, Господи, помилуй нас! Буди милость Твоя, Господи, на нас! - но тогда поздно уже будет взывать так. Теперь надо позаботиться смыть с естества своего написанные на нем знаки, неблагоприятные для нас. Тогда реки слез готовы бы были мы испустить, чтоб омыться; но это уж ни к чему не послужит. Восплачем теперь, если не реками слез, то хоть ручьями; если не ручьями, хоть дождевыми каплями; если и этого не найдем, сокрушимся в сердце и, исповедав грехи свои Господу, умолим Его простить нам их, давая обет не оскорблять Его более нарушением Его заповедей, - и ревнуя потом верно исполнить такой обет.
Воскресная
служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди и
службой праздника Сретения Господня.
Понятие о Подготовительных Неделях Великого
поста.
Понятие о Триоди Постной.
Седмица после Недели (воскресенья) о блудном сыне и
заключающая ее Неделя (воскресенье) называются мясопустной
по той причине, что на этой Неделе заканчивается вкушения
мяса. Само воскресенье называется еще "мясопуст"
(т.е. отпуск мяса, лишение, прекращение вкушения мяса).
Неделя мясопустная называется также Неделей о
Страшном суде, так как на литургии читается
соответствующее Евангелие (Мф. 25, 31-46), и она посвящена
воспоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде. Это
делается для того, чтобы грешники в надежде на
неизреченное милосердие Божие не предались беспечности и
нерадению о своем спасении. Православная Церковь в
стихирах и тропарях службы этой Недели изображает ужасные
следствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет
перед нелицеприятным ("неумытным") судом Божиим.
Напоминая о последнем и Страшном суде Христовом, Церковь
вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на
милосердие Божие. Бог милосерд, но Он вместе с тем и
праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус
Христос, имеющий прийти судить мир, называется
правосудный, а Его суд — праведным и неподкупным
испытанием ("неусыпным истязанием",
"неумытным судом"). Все равны будут перед
праведным судом Божиим.
"В чину своем, монах, иерарх, старый и юный, раб и
владыка истяжется (будет спрошен), вдова и дева исправится
(будет испытана), и всем горе тогда, не имевшим житие
неповинное!" (Неделя мясопустная, канон, п. 4,
1.).
Текст службы Недели мясопустной
Праздник Сретения Господня по своим
особенностям богослужения причислен к двунадесятым, но не
Господским, а Богородичным праздникам. По своему
построению служба праздника такая же, как во все
Богородичные праздники, но с тем отличием, что, подобно
службе Господского праздника, во время литургии на малом
входе произносится входный стих и после него поются
тропарь и кондак праздника. В конце же всенощного бдения и
литургии бывает особый праздничный отпуст.
Литургическое освещение праздника.
История праздника.
Текст службы.
На великой вечерне:
Стихиры на Господи воззвах поются воскресные,
Триоди и праздника
Сретения, на Славу -
стихира Триоди, на И ныне -
праздника
Сретения
Совершается вход с кадилом. Прокимен дня: Господь воцарися, в лепоту
облечеся.
Читаются
три паремии
праздника:
первая паремия (Исх. 12, 51; 13,
1-3, 10-16; Лев. 12 гл.) — об избрании еврейских
первенцев на служение Богу и о древнем законе очищения;
вторая паремия (Ис. 6 гл.) —
о духовном очищении от грехов посредством прикосновения
горящего угля к устам пророка;
третья паремия (Ис. 10, 1-21)
— о видении пророком Исаией Египта, куда
«придет Господь, и сотрясутся рукотворенная
Египетская от лица Его, и ведом будет Господь
египтяном», что вскоре после Сретения Господня
действительно и исполнилось, когда Богомладенец с
Марией, Матерью Своей, и Иосифом удалился от Ирода в
Египет.
Совершается лития.
Стихиры на стиховне - воскресные,
на Славу - стихира Триоди, на И ныне -
стихира
праздника Сретения.
По
Трисвятом
трижды
поется тропарь праздника
Сретения.
На утрене:
Тропари на Бог Господь - воскресный
(дважды), Слава и ныне –
Слава и
ныне
–
тропарь
Сретения
Поется полиелей.
На утрени, как и в предыдущую Неделю - о блудном сыне, -
после пения полиелейных
псалмов (134 и 135-го) Хвалите имя Господне и
Исповедайтеся Господеви, поется еще псалом 136-й:
На реках
Вавилонских "с Аллилуиею
красною".
Затем
поется величание праздника Сретения: Величаем Тя, Живодавче
Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне
принеслся еси в храм Господень.
Поются степенны текущего гласа, но прокимен праздника
Сретения,
глас 4:
Помяну имя Твое во
всяком роде и роде. Стих:
Отрыгну сердце мое слово
благо. .
По Евангелии — единожды поется Воскресение Христово
видевше.
По 50
псалме поется стихира
праздника. Покаянные
песнопения Триоди (Покаяния отверзи
ми двери...) не
поются.
Каноны:
воскресный, Триоди и Сретения - Сушу глубородительную землю
(творение Космы
Маиумского). .
На 9-й
песни поем Честнейшую. Припевы
праздника не поются.
Стихиры на
хвалитех поются воскресные, праздника Сретения и Триоди, на
Славу
–
стихира
Триоди, на
И
ныне –
Преблагословенна
еси.
Стихиры на хвалитех поются воскресные и
Триоди, на Славу
– стихира Триоди, на И ныне
– Преблагословенна еси.
На Литургии:
Входный
стих: Сказа Господь спасение
Свое, пред языки откры правду Свою.
Прокимен Недели мясопустной, глас 3:
Велий Господь наш, и велия крепость
Его, и разума Его несть числа. Стих:
Хвалите Господа, яко благ псалом:
Богови нашему да усладится хваление,
и прокимен
праздника, глас 3, песнь Богородицы: Величит душа Моя
Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.
Вместо Достойно поется задостойник
праздника – припев:
Богородице Дево, упование христианом и
ирмос: В законе сени и писаний (задостойник
поется на Литургии до отдания праздника Сретения).
Причастен воскресный Хвалите Господа с небес, хвалите
Его в вышних, и праздника: Чашу спасения прииму,
и имя Господне призову.
Седмица после Недели мясопустной, последняя
подготовительная к св. Четыредесятнице, называется
сырной — от употребления в эту
Неделю скоромной пищи (сыра, масла и яиц); и еще потому,
что ею (в сырное воскресенье) оканчивается перед началом
Великого поста употребление сырной пищи.
Во все дни сырной седмицы к песнопениям Октоиха и Минеи
присоединяются песнопения Постной Триоди, которыми святая
Церковь подготовляет нас к подвигу поста, полагая
"начало умиления и покаяния, злых отчуждение,
страстей воздержание и лукавых дел отсечение"
(понедельник сырной седмицы, трипесн., п. 1, тр.
3). Своим богослужением в сырную седмицу она внушает
нам, что эта седмица есть уже "преддверие
покаяния", "предпразднство воздержания",
седмица "предочистительная" (Там же,
седальны после кафизмы, трипесн., п. 1.2).
В сырные среду и пятницу разрешается вкушение молока и
яиц. Начиная с сырной седмицы и до Фоминой (воскресенья),
не совершается таинство Брака.
В среду и пятницу сырной седмицы Литургии по уставу не
бывает. Совершается служба, подобная великопостной, но с
некоторыми отличиями.