По заамвонной молитве - молебный канон вмч. Феодору Тирону и благословение колива..
Литургия Преждеосвященных Даров.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
"Господь гордым противится, смиренным же дает благодать" (Прит. 3, 34). Припомни особенно слова эти, когда идешь на исповедь. Ничто так, как гордость, не вяжет языка сказать: грешен. Смирись же перед Господом, не пощади себя, не убойся лица человека. Раскрой срамоту свою, да омоешься; покажи раны свои, да исцелеешь; расскажи все неправды твои, да оправдаешься. Чем безжалостнее будешь к себе, тем больше жалости явит к тебе Господь, и отойдешь ты с сладким чувством помилования. Это и есть благодать Господа нашего Иисуса Христа, даваемая от Него тем, которые смиряют себя искренним исповеданием грехов своих.
"Души праведных в руке Божией" (Прем. 3, 1). А грешников души в чьей руке? Спаситель говорил апостолам, что сатана домогается сеять их, как пшеницу, то есть домогается сбить их с правого пути, взять в свои руки и делать с ними, что захочет. Потому все уклоняющиеся от Господа - в руках сатаны, и он сеет их и бросает, куда хочет. От того у грешников голова постоянно и кружится, что враг, мотая ими туда и сюда, не дает им опомниться; даже как скоро заметит, что кто-нибудь начинает одумываться, еще сильнее начинает трясти его, чтобы опять помутилась голова и мысли рассеялись.
Утреня Начинается с двупсалмия (псалмы 19,
20). После шестопсалмия и мирной ектении вместо вместо
Бог Господь поется Аллилуиа со стихами и Троичные
тропари гласа. Стихословятся 3 кафизмы – 13-я (псалмы
91-100), 14-я (псалмы 101-104 ), 15-я (псалмы 105-108
). Каноны (святого из Минеи и два трипеснца из Триоди)
поются в соединении с библейскими
песнями. Читается вседневное
славословие. После молитвы Небесный Царю священник
читает молитву св. Ефрема Сирина
(с 16 поклонами).
Общие особенности великопостных
часов: на каждом часе по прочтении трех
обычных псалмов стихословится рядовая кафизма. На каждом
часе троекратно поется с тремя земными поклонами тропарь
часа. В конце каждого часа произносится молитва св. Ефрема
Сирина. Часы 3-й, 6-й и 9-й читаются вместе, и к
ним присоединяются изобразительны и вечерня.
С древних времен Православная Церковь для особого,
благоговейного почитания св. Четыредесятницы как времени
строгого поста и покаяния, не совершает священнодействия
полной Литургии в дни Великого поста, кроме суббот и
воскресных дней, а совершает Литургию Преждеосвященных
Даров. Эта Литургия, как показывает самое название ее,
отличается от Литургии св. Иоанна Златоуста и св. Василия
Великого тем, что на ней предлагаются для причащения Св.
Дары, уже освященные на прежде бывшей Литургии св. Василия
Великого или св. Иоанна Златоуста. Поэтому на Литургии
Преждеосвященных Даров не бывает приношений и освящения
Св. Даров.
Литургия Преждеосвященных Даров начинается возгласом
священника Благословено Царство.
Стихословится 18-я кафизма (псалмы 119-133), разделенная
на три части - антифона. По каждом антифоне кафизмы на
вечерне Преждеосвященной Литургии положена малая ектения.
Во время 3-го антифона совершается перенесение Святого
Агнца на жертвенник. В это время все молящиеся в алтаре
становятся на колени. По благочестивому обычаю, во время
чтения 3-го антифона то же делают и все молящиеся в храме.
После кафизмы поются стихиры на Господи воззвах.
При пении последней стихиры на И ныне открываются
царские врата и совершается вход с кадилом. Поется
Свете Тихий.
Читается прокимен и паремия. По окончании
паремии поется второй прокимен.
После пения прокимна священник, взяв двумя руками кадило и
свещник со свечой, стоя лицом к Престолу, начертывает ими
знак Креста и произносит: Премудрость, прости, и
обратясь на запад к народу, воздвигает свечу с кадилом и
возглашает: Свет Христов просвещает всех. В это
время молящиеся, по глубокому благоговению пред Господом
Иисусом Христом - Светом истины, преклоняются до земли.
На пении Ныне силы Небесныя открываются царские
врата, молящиеся становятся на колени.
По окончании пения Верою и любовию полагаются три
поклона.
Царские врата затворяются, завеса закрывается наполовину
(это действие указывает, что Литургия Преждеосвященных
Даров неполная).
Запричастный стих: Вкусите и видите, яко благ Господь.
Аллилуиа (трижды).
Причащение народа совершается по обычному чину.
Младенцев, которые не могут принять частицу Тела Христова,
на Литургии Преждеосвященных Даров не причащают.
После возгласа Спаси, Боже, люди Твоя, хор поет
Хлеб Небесный и Чашу Жизни вкусите и видите, яко Благ
Господь.
В субботу первой седмицы Церковь совершает память св.
великомученика Феодора Тирона, который в 362 году явился
епископу Антиохийскому Евдоксию и повелел ему сообщить
христианам, чтобы они не покупали оскверненную императором
Юлианом Отступником идоложертвенной кровью пищу, но
употребляли бы коливо (отваренные зерна пшеницы). Этим
воспоминанием Церковь внушает верующим, что пост угоден
Богу и что постящиеся находятся под особым
покровительством Божиим.
В конце Литургии, сразу же по заамвонной молитве, поется
молебный
канон св. Феодору и благословляется коливо в конце
молебна.
Молитвы
Тропарь преподобного Авксентия
глас 1
Пустынный житель, и в телеси Ангел,/ и чудотворец явился еси, Богоносе отче наш Авксентие,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцелявши недужныя и души верою притекающих ти./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.
Тропарь преподобного Исаакия, затворника Печерского, в Ближних пещерах
глас 2
Светлости святых насладитися вожделев,/ в темную вселился еси пещеру, прехвальне,/ и добре подвизался еси, Исаакие,/ прельщен же быв от врага,/ паки крепко попрал еси того вся коварства./ И ныне, яко победитель,/ в веселии предстоя Христу Богу,/ проси нам мира и велия милости.
Кондак преподобного Исаакия, затворника Печерского, в Ближних пещерах
глас 5
Вражию прелесть низложивша и в постничестве светло просиявша,/ приидите, вернии, восхвалим Исаакия победоноснаго,/ иже, яко злато, во искушениих просил/ и просвещает сердца верно к нему притекающих,/ моляся Господеви непрестанно о душах наших.
От пелен прилежно Премудрость сестру себе сотворив, Богогласе,/ пресветлую видев, яко девицу чисту,/ юже приемь, приведе,/ яко монисты златыми, сею украсив свою душу и ум,/ и обретеся яко другий Кирилл, блаженне,/ разумом и именем мудре.
Твердым и Богодохновенным учением/ просвещая мир пресветлыми зарями,/ обтече, яко молния вселенную, Кирилле блаженне,/ разсевая пресветлое Божие слово,/ на западе, и севере, и юзе, мир просвещая чудесы.
Яко незаходимое солнце возсия нам днесь/ светозарными твоими молитвами, преподобне отче наш Мароне,/ иже некия горы достигл/ и тамо на ней живущими нечестивыми чтом бысть,/ за превосходящую твою к Богу добродетель,/ и тамо обрет требище идольское. Богу освятив, в нем пребывал еси,/ и видев Человеколюбец Бог твой подвиг и труды,/ дарова тебе дар Свой,/ имже пронесеся имя твое в человецех,/ целити скорби, огневицу и трясавицу прибегающим к тебе с верою./ Темже и зовем ти:/ радуйся, целителю наш скорый;/ радуйся, заступниче наш теплый,/ предстоиши бо у Пресвятыя Троицы,/ молися Той о призывающих имя твое святое,/ да избавит от сих тяжких скорбей и спасет души наша.
Фарисейскаго тщеславия удаляяся,/ преподобне отче наш Мароне,/ на гору высокую возшел еси,/ и тамо победу показал еси на диавола:/ требище бо бесовское обрет и Богу освятив,/ в нем пребыл еси,/ молитвами твоими огневицу и трясавицу утоляя,/ и бесы прогоняя,/ и от различных недуг свобождая./ Того ради, святе, молися Христу Богу,/ да спасет души наши.
Кондак преподобного Марона, пустынника Сирийского
глас 5
Страстей пещь, преподобне, угасил еси, воздержания росою./ Дарованием обогатился еси исцелений от Бога, Мароне,/ приял еси целити верным болезни тяжкия,/ и бесов отгонити полки./ Сего ради с веседием почитаем тя.
Тропарь благоверного князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора
глас 8
Троичнаго Божества осиянием просветився,/ страстотерпче великий княже Михаиле,/ с премудрым болярином ти Феодором,/ самозванна к подвигом устремистася,/ сквозе огнь не идоста,/ кусту же и идолом не поклонистася, но оплеваста/ и нечестиваго царя обличиста,/ Христа же Единаго от Троицы Бога Суща исповедаста./ И того ради кровей своих струями обагристася, славная./ Темже и венца от Него победная прилета,/ и нас свыше назираета,/ молим ва, святая, молите Того,/ яко да вашими молитвами избавит нас от всяких обстоящих ны зол/ и подаст нам вся благая,/ Иже Един Сый прославляемый во святых Своих.
Кондак благоверного князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора
глас 5
Солнца мысленнаго праведнаго — Христа/ озарився сиянием, пребогате Михаиле,/ видимому солнцу не поклонился еси/ и твари паче Творца не послужил еси/ и нечестие обуздал еси,/ ярости царя не убоявся/ и крове своей обагрением/ Христови предстал еси, радуяся./ И ныне в пренесении мощей твоих/ нас свыше назирай и Христа Бога моли,/ молимся яко спастися нам/ и Православию непоколебиму пребыти,/ Отечеству нашему соблюстися во всем/ молитвами твоими, святе,/ по велицей Его милости.
Тропарь 12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры
глас 3
Преблаженнии и Богоноснии отцы наши,/ двоенадесятице честная,/ устроению великия церкве Киево-Печерския послуживший/ и равноангельным житием Богу угодивший/ и Того ради дерзновение велие у Него стяжавший,/ молим вас прилежно,/ испросите душам нашим очищение и велию и богатую милость.
Кондак 12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры
глас 4
Богатство благодати и сыноположения стяжавше/ многими подвиги и добродетельми,/ ихже ради Христос всели души ваша в Небесная селения Своя,/ даровав благодать нетления и чудес мощем вашим./ Сего ради вопием вам:/ радуйтеся, двоенадесятице честная/ великия церкве Печерския здатели/ и ликов иноческих похвало и утверждение.