Сщмч. Власия, еп. Севастийского, и с ним двух отроков и 7 жен (ок. 316). Блгв. Кн. Всеволода, во св. Крещении Гавриила, Псковского (1138). Прп. Димитрия Прилуцкого, Вологодского (1392).
Прав. Феодоры, царицы Греческой, восстановившей почитание святых икон (ок. 867).
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Предлагаются чтения о сотворении, первобытном состоянии падения и обетовании спасения в Господе нашем Иисусе Христе. Внимай и поучайся! Теперь для тебя время воссоздания твоего. Припади ко Господу, - и Он даст тебе свет, который просветит тьму твою греховную, поставит твердь среди мятущихся мыслей твоих и желаний грехолюбивого сердца твоего - благое намерение твердо и неуклонно работать Ему, устроит сушу и море, всему даст в тебе свое место. Тогда начнешь произращать сначала злаки, былие травное и дерева - начатки добродетелей, а потом и живые твари - совершенно духовные и богоугодные дела, пока, наконец, восстановится в тебе образ и подобие Божие, как создан ты был в начале. Все это сотворит тебе Господь в эти шесть дней духовного творения, говения твоего, если будешь проходить его со вниманием, благоговеинством и сокрушением сердца.
Утреня.
Начинается с двупсалмия (псалмы 19, 20).
После шестопсалмия и мирной ектении вместо Бог
Господь поется Аллилуиа со стихами и Троичные
тропари гласа.
Затем стихословятся 3 кафизмы - 10-я (псалмы 70-76), 11-я
(псалмы 77-84), 12-я (псалмы 85-90).
Каноны (святого из Минеи и два трипеснца из Триоди) поются
в соединении с библейскими
песнями.
Читается вседневное
славословие.
После молитвы Небесный Царю священник
читает молитву св. Ефрема Сирина
(с 16 поклонами).
Общие особенности великопостных часов :
на каждом часе по прочтении трех обычных псалмов
стихословится рядовая кафизма. На каждом часе троекратно
поется с тремя земными поклонами тропарь часа. В конце
каждого часа произносится молитва св. Ефрема
Сирина. Часы 3-й, 6-й и 9-й читаются вместе, и к
ним присоединяются изобразительны и вечерня.
Вечерня вседневная .
Вечерня вседневная следует за изобразительными без
начального возгласа.
Великое повечерие.
Великим постом, в вечер тех дней, когда не было полной
Литургии (за исключением вечера среды и пятницы 5-й
седмицы), всегда совершается великое повечерие. Великое
повечерие поется отдельно от вечерни.
Великое повечерие состоит из 3-х частей. Каждая часть
начинается чтением Приидите, поклонимся и
завершается особой молитвой.
После обычного начала и 69
псалма читается Великий канон прп. Андрея
Критского. По традиции, во время чтения псалма
иерей в епитрахили исходит на середину храма, где стоит
аналой с приготовленным текстом Великого канона прп.
Андрея Критского. Канон разделяется на четыре части и
читается в понедельник вечером, вторник, среду и
четверг. Сразу по окончании канона читается псалом 4 и
прочее последование повечерия.
После 90 псалма поется С нами Бог с припевом
«Яко с нами Бог» на каждый стих,
тропари День прешед.
После Верую иерей выходит из
алтаря и перед царскими вратами произносит нараспев
Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас,
грешных (поклон). И далее поются молительные стихи.
После первого Трисвятого поются «велегласно и со
сладкопением» тропари Невидимых враг
моих.
После третьего Трисвятого поются «велегласно и
косно» (т.е. громко и медленно) Господи сил, с нами
буди.
После возгласа Боже, ущедри ны священник
произносит молитву св.Ефрема Сирина
(с 16-ю поклонами).Во время чтения священником молитвы
Владыко многомилостиве все молящиеся
преклоняются до земли, а священник произносит слова
Благословите, отцы святии. Молящиеся отвечают:
Бог да простит ти, отче святый (или Бог
простит ти, отче святый, помолися о нас, грешных).
Священник, обратясь к алтарю, возглашает прошения
ектении: Помолимся о великом Господине
и Отце нашем.
Молитвы
Тропарь священномученика Власия
глас 4
И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяния обрел еси, Богодохновенне,/ в видения восход,/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Власие./ Моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Кондак священномученика Власия
глас 2
Божественное прозябение, цвет неувядаемый,/ лозы Христовы розго многострадальная, Богоносе Власие,/ верою чтущия память твою веселия твоего исполни,/ моляся непрестанно о всех нас.
Ин кондак священномученика Власия
глас 8
Священия помазанием и мучения кровию украсился еси, славне Власие,/ и сияеши всюду, в Вышних ликуя/ и нас назирая, в храм твой пришедшия/и в нем тебе непрестанно зовущия:/ всех нас соблюди.
Тропарь благоверного князя Всеволода, во святом Крещении Гавриила
глас 4
Из млада явился еси, Богомудре княже Гаврииле,/ Божественный сосуд, избран Богови,/ благочестием воспитан, веру непорочну соблюд/ и многи святыя церкви устроив,/ изгнание претерпел еси от своих,/ якоже и целомудрии прародители твои от брата убиение./ С нимиже предстоя Святей Троице,/ молися, стране нашей сохраненной быти/ и всем нам спастися.
Кондак благоверного князя Всеволода, во святом Крещении Гавриила
глас 8
Многомудренно преселився во град Псков, блаженне княже Гаврииле,/ плод благий Богови в жизни сей был еси,/ присноцветущ добродетельми и, якоже Давид, незлобием./ Того ради получил еси жизнь вечную на Небесех,/ всегда зря Святую Троицу./ Моли избавитися нам от всяких бед, да зовем ти:/ радуйся, утверждение граду нашему.
Свыше от Бога, преподобне,/ благодать приял еси духовную,/ и от Него убо познался еси, блаженне,/ того ради и ты духом познал еси лучшая Его,/ будущаго века пребывание,/ и постнически испытався во своих обителех./ И ныне со ангели ликовствуя,/ Спасу всех за ны молися, святе Димитрие, да вси вопием:/ Слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.
Тропарь преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского чудотворца, ради сретения его образа в Вологде
глас 4
Возсия днесь, яко солнце,/ пречестный образ священнолепнаго твоего подобия,/ паче солнца лучами чудес твоих всех озаряя,/ тьму бесовскую без вести творя,/ егоже радостно сретаху,/ духовныя лики составльше,/ непрестанно вопием ти:/ Димитрие, отче наш, моли Спаса всех/ сохранити град твой и страну нашу,/ стаду твоему спасение подавая/ и велию милость.
Свыше от Бога преподобне, благодать приял еси, Димитрие преславне,/ и Того силою укрепляем, / Евангельски ходити изволил еси, / отонуду же и от Христа возмездие трудовом обрете, всеблаженне, / Егоже моли/ спастися душам нашим.
От юности, преподобне, крест твой взем, Христу последовал еси,/ в молитвах и пощениих, во бдениих же и злостраданиих плоть твою изнуряя;/ темже и Всевидящее Око, твоя труды видев,/ чудесы тя прославляет и всех звати тебе научает:/ радуйся, преподобне отче Димитрие, постников удобрение.
Кондак преподобного Димитрия Прилуцкого
глас 8
Христа единаго в жизни сей во след идти возжелал еси/ и, Того любовию земная отринув, преминув Небесными,/ с лики Ангел водворяяся, неотступно предстоиши Богови,/ тем и ныне пресвятому твоему образу сретения праздник радостно сотворяюще,/ от недуг исцеление приемлем, благодарно вопиюще:/ радуйся, преподобне отче Димитрие, постников удобрение.
Жезлом, святе Димитрие, от Бога данным ти,/ люди своя упасе на пажитех закона живоносна,/ зверя же невидимаго шатание сокруши под нозе тебе поющих,/ яко да в бедах тя тепла предстателя имамы.