Православный Церковный календарь 2016 | ||||||||||||||||
|
Прп. Иоанна Лествичника (649). Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (IX). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Прмч. Евстратия Печерского (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Св. Николая, исп., пресвитера (1931). Сщмч. Василия пресвитера (1938). Мч. Иоанна (1939). Евангельские ЧтенияУтр. - Ев. 1-е, Мф., 116 зач., XXVIII, 16-20. Лит. - Евр., 314 зач., VI, 13-20. Мк., 40 зач., IX, 17-31. Прп.: Еф., 229 зач., V, 8-19. Мф., 10 зач., IV, 25 - V, 12.Литургия св. Василия Великого. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года(Ев. 6, 13-20; Мк. 9, 17-31). В изречениях Своих о блаженствах Господь изображает райское сердце (Мф. 5, 1-12). В настроение его входят: смирение, плач и сокрушение, кротость и безгневие, правдолюбие полное, милостивость совершенная, чистота сердца, миролюбие и миротворение, терпение бед, напраслин и гонений за веру и жизнь христианскую. Хочешь рая, будь таков. И здесь еще предвкусишь рай, в который готовым вступишь по смерти, как преднареченный наследник. Некоторые особенности богослуженияВ богослужении этой Недели (воскресенья) Церковь предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице подвижника VI века, преподобного Иоанна Лествичника (память его 30 марта по старому стилю), который с 17 до 60 лет подвизался на Синайской горе и в своем творении «Лествица рая» изобразил путь постепенного восхождения человека к духовному совершенствованию, как по лестнице, возводящей от земли к вечно пребывающей славе. Таких ступеней в «Лествице» указано 30 — по числу лет земной жизни Спасителя до Его выступления на общественное служение человеческому роду. Добродетели в «Лествице» расположены в естественном их порядке: от приготовительных и низших — к высшим. В песнопениях четвертой Недели Церковь ободряет постящихся тем, что они уже прошли половину поста, и побуждает их к неослабной богоугодной жизни, напоминает верующим, что они впали в грехи, подобно человеку, впавшему в руки разбойников, и внушает упование на милосердие пострадавшего за нас Господа. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди. Воскресная служба Октоиха 4 гласа. Текст службы 4-й Недели Великого поста. Песнопения 4-й Недели Великого поста в mp3. На великой вечерне: Стихиры на Господи воззвах поются воскресные и Триоди (прп. Иоанна Лествичника), на Славу - стихира Триоди Преподобне отче, на И ныне - догматик текущего, 4-го гласа. Совершается вход с кадилом. Прокимен дня: Господь воцарися, в лепоту облечеся. Совершается лития. Стихиры на стиховне - воскресные, на Славу - стихира Триоди На земли ангела, на И ныне - Богородичен воскресный. По Трисвятом – Богородице Дево (трижды). На утрене: Тропари на Бог Господь - воскресный (дважды), Слава - тропарь Триоди, И ныне – Богородичен воскресный. Вместо полиелея положено петь непорочны, то есть 17-ю кафизму. На практике это указание обычно не соблюдается. Поются степенны и прокимен текущего, 4-го гласа. По Евангелии единожды поется Воскресение Христово видевше. После Евангелия, пения Воскресение Христово видевше и чтения 50-го псалма (начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая 5-ой неделей Великого поста) поются покаянные тропари, в которых покаянное чувство выражается с особой силой, поразительностью и глубиной. На Слава: Покаяния отверзи ми двери (вместо: Молитвами апостолов). На И ныне: На спасения стези (вместо: Молитвами Богородицы). Затем: Помилуй мя. Боже и Множество содеянных мною лютых. В основу первого тропаря - Покаяния отверзи ми двери - положена притча о мытаре: из нее заимствуются все сравнения для изображения покаянного чувства. В основу второго тропаря - На спасения стези - положена притча о блудном сыне; а в основу третьего: Множество содеянных мною лютых - предсказания Спасителя о Страшном суде. Как видим, эти покаянные тропари тесно связаны с Евангелием, которые читаются в подготовительные воскресенья к Великому посту (о мытаре и фарисее, о блудном сыне и о Страшном суде). Каноны: воскресный, Богородицы, 1-й канон Триоди (о впавшем в руки разбойников) и 2-й канон Триоди (прп. Иоанна Лествичника). Поется катавасия Отверзу уста моя. На 9-й песни поем Честнейшую. Стихиры на хвалитех поются воскресные и Триоди Придите, делаим, на Славу - та же стихира Триоди, на И ныне – Преблагословенна еси. Перед 1-м часом на Слава и ныне поется евангельская стихира 1-я. Совершается Литургия свт.Василия Великого. Прокимен воскресный, глас 4: Яко возвеличишася дела Твоя Господи, вся премудростию сотворил еси. Стих: Благослови душе моя Господа, Господи Боже мой, возвеличился еси зело, и прокимен преподобного, глас 4: Восхвалятся преподобнии во славе и возрадуются на ложах своих. Вместо Достойно есть поется О Тебе радуется. Причастен воскресный: Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних, и преподобного: В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится. Наступающая св. Пятая седмица и Неделя Великого поста характерны тем, что в четверг 5-й седмицы на утрени должен прочитываться весь Великий канон святого Андрея Критского, который читался по частям в первые четыре дня 1-й седмицы, также читается Житие преподобной Марии Египетской (память ее 1 апреля по старому стилю), представляющее образец истинного покаяния, борьбы с грехом и пример неизреченного милосердия Божия. Мария Египетская из бездны порока взошла путем покаяния на такую высоту совершенства и святости, что уподобилась бесплотным Ангелам. Пассия*. В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространен обычай совершать в вечер четырех воскресных дней Великого поста (как правило, начиная со 2-й Недели - свт. Григория Паламы) чинопоследование пассии. Перед вечерней, совершаемой в воскресенье вечером, на середину храма поставляется большое Распятие. Начало вечерни обычное. После Свете Тихий бывает вход ради великого прокимна. На стиховне, на Слава, и ныне или на И ныне, поется стихира Великого Пятка: Тебе, одеющагося. Во время пения этой стихиры отверзаются царские врата и из алтаря выносится Святое Евангелие. Затем следует акафист Страстям Христовым. Во время чтения акафиста диакон непрерывно кадит Крест, а на 11-м икосе обычно совершается малое каждение. Прокимен, глас 4-й: Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий, Стих: Боже, Боже Мой! Вонми Ми, вскую оставил Мя еси?. Перед чтением Евангелия хор поет: Слава Страстем Твоим, Господи!. По прочтении Евангелия: Слава долготерпению Твоему, Господи!. Затем (умилительным распевом) поется Днесь висит на Древе. Далее следует малая сугубая ектения Помилуй нас, Боже, затем возглас Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и иерей коленопреклоненно читает молитву. Затем хор поет стихиру Великой Субботы: Приидите, ублажим. Предстоятель с амвона благословляет народ Евангелием и уносит его в алтарь. Священнослужители прикладываются к престолу. Царские врата затворяются. Молящиеся прикладываются ко Кресту. Вечерня оканчивается по обычному чину вечера Недель Святой Четыредесятницы: по Ныне отпущаеши - пение великопостных тропарей, и далее по чину. Отпуст обычный. Молитвы
СлужбыСайты приходов:Храм Троицы Живоначальной с. Любегощи (Бежецкая епархия) Свято-Троицкая Сергиева Лавра г. Сергиев Посад (Московская епархия (городская)) Храм Илариона Псковоезерского дер. Павлицево (Котласская епархия)
Статьи на Православие.Ru
|
|||||||||||||||
© ПРАВОСЛАВИЕ.RU | ||||||||||||||||