(2 Кор. 5, 1-10; Лк. 7, 1-10). Какая светлая личность сотник! Как дошел он до такой веры, что превзошел ею всех израильтян, воспитанных откровением, пророчествами и чудесами? Евангелие не указывает как, а живописует только веру его и сказывает, как похвалил его Господь. Путь веры - тайный, сокровенный путь. Кто может и в себе-то самом объяснить, как слагаются в сердце убеждения веры? Лучше всего решает это св. Апостол, называя веру Божиим даром. Вера действительно Божий дар, но неверы не безответны, то, стало быть, сами виноваты, что не дается им этот дар. Нет приемника для этого дара, он и не дается, ибо нечем принять его, а в таком случае давать то же, что тратить понапрасну. Как душа делается способною приемницею дара веры, это трудно определить. В сотнике видно крайнее смирение, несмотря на то, что он был властный человек, добродетельный и разумный. Не смирением ли вообще привлекается эта великая милость, дающая веру? Очень не дивно. По крайней мере, всем ведомо то, что неверы всегда духа гордого и что вера более всего требует покорности ума под свое иго.
В отличие от родительских суббот Мясопустной и Троицкой,
имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе Типикон
умалчивает, поскольку эта суббота — русское
благочестивое установление, связанное, по преданию, с
именем св. благоверного великого князя Димитрия
Донского.
В пятницу вечера накануне субботы после 9-го часа
совершается вседневная
Вечерня, на которой
стихословится рядовая 18-я кафизма.
Поется прокимен дня, глас 7: Боже, Заступник мой еси
Ты, и милость Твоя предварит мя. Стих: Изми мя от
враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя.
По Трисвятом поется тропарь Апостоли, мученицы и
пророцы, на
Славу - тропарь Помяни, Господи, яко
Благ, на И ныне -
Богородичен Мати Святая
На утрене:
Вместо Бог Господь поется Аллилуиа на
2-й глас с заупокойными
стихами и тропарями: Апостоли, мученицы и
пророцы (дважды),
Слава - Помяни, Господи, яко
Благ, И ныне -
Богородичен Мати Святая,
Поются Непорочны (17-я кафизма-118
псалом), разделяемая на 2 статии. Припев к стихам
1-й статии: Благословен еси,
Господи, научи мя оправданием Твоим (на практике
обычно поют первую половину этого стиха:
Благословен еси, Господи). После первой
статии произносится ектения об усопших (малая заупокойная
ектения).
2-я статия начинается с 94 стиха
- Твой есмь аз... с припевом к стихам
Спасе, спаси мя.
Затем на 5-й глас поются тропари по Непорочных
Святых лик обрете источник
жизни с припевом:
Благословен еси, Господи, научи мя оправданием
Твоим. И бывает полное каждение всего храма.
Затем произносится малая заупокойная
ектения, и поется седален:
Покой, Спасе наш.
На каноне, после 6-й песни - малая заупокойная
ектения, кондак: Со святыми упокой и икос: Сам един еси, Бессмертный.
Диакон кадит тетрапод, иконостас, священнослужителей и
народ. После этого священнослужители уходят в алтарь.
По Трисвятом поется тропарь Апостоли, мученицы и
пророцы, на Славу -
тропарь Помяни, Господи, яко
Благ, на И ныне -
Богородичен Мати Святая
На Литургии:
По входе c Евангелием - тропари: Апостоли, мученицы и
пророцы, Помяни, Господи, яко
Благ, Слава - кондак: Со святыми упокой, И ныне -
Богородичен Тебе и стену и
пристанище.
Прокимен дня, глас 8: Веселитеся о Господе, и
радуйтеся праведнии. Стих: Блажени ихже
оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси, и
заупокойный, глас 6: Души их во благих
водворятся.
Аллилуарий: дня - Аллилуиа, глас 4: Воззваша праведнии
и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их.
Стих: Многи скорби праведным и от всех их избавит я
Господь, и заупокойный - Блажени, яже
избрал и приял еси, Господи, и память их в род и род
Причастен дня: Радуйтеся праведнии о Господе, правым
подобает похвала, и заупокойный: Блажени, яже
избрал и приял еси, Господи, и память их в род и род.