(2 Тим. 3, 10-15; Лк. 18, 10-14). Вчера учило нас Евангелие неотступности в молитве, а ныне учит смирению или чувству бесправности на услышание. Не присваивай себе права на услышание, но приступай к молитве, как никакого внимания недостойный, и дающий себе дерзновение отверзть уста и вознести молитву к Богу по одному безпредельному к нам бедным снисхождению Господа. И на мысль да не приходит тебе: я то и то сделал; подай же мне то-то. Все, что бы ты ни делал, почитай должным; ты должен был все то сделать. Если бы не сделал, подвергся бы наказанию, а что сделал, тут не за что награждать, ничего особенного не явил ты. Вон фарисей перечислил свои права на услышание, и вышел из церкви ни с чем. Худо не то, что он так делал, как говорил; так и следовало ему поступать, а худо то, что он выставил то, как особенное нечто, тогда как сделавши то и думать о том не следовало. - Избави нас, Господи, от этого фарисейского греха! Словами редко кто так говорит, но в чувстве сердца редко кто не бывает таким. Ибо отчего плохо молятся? Оттого, что чувствуют себя и без того в порядке находящимся перед Богом.
Свое наименование эта подготовительная неделя получила
оттого, что на ней читается Евангельская притча о мытаре и
фарисее (Лк. 18,10-14), из которой, по
изображению притчи, видим, что мытарь вышел из храма
более оправданным, чем фарисей.
Начиная с Неделе о мытаре и фарисее и во все
последующие подготовительные недели Великого поста к
песнопениям Октоиха присоединяются стихиры и канон из
Триоди Постной.
Понятие о Подготовительных Неделях Великого
поста.
Понятие о Триоди Постной.
На утрени, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая
5-ой неделей Великого поста, в воскресные дни после
Евангелия и пения Воскресение Христово
видевше и чтения 50-го псалма поются покаянные
тропари, в которых покаянное чувство выражается с
особой силой, поразительностью и глубиной.
Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службами
Триоди и попразднства Сретения Господня.
Текст песнопений Недели мытаря и
фарисея.
На великой вечерне:
Стихиры на Господи воззвах поются воскресные,
Триоди и праздника
Сретения, на Славу - стихира Триоди, на И
ныне - догматик текущего, 5-го
гласа.
Совершается вход с кадилом. Прокимен дня: Господь воцарися, в лепоту
облечеся.
Совершается лития.
Стихиры на стиховне - воскресные, на
Славу - стихира Триоди, на И
ныне - стихира праздника Сретения.
По Трисвятом – Богородице
Дево (дважды) и тропарь праздника
Сретения (единожды).
На утрене:
Тропари на Бог Господь - воскресный
(дважды), Слава и ныне –
тропарь
Сретения.
Вместо полиелея положено петь непорочны, то есть 17-ю
кафизму. На практике это указание обычно не соблюдается.
Поются степенны и
прокимен текущего, 5-го
гласа.
По Евангелии — единожды поется Воскресение Христово
видевше.
После чтения 50-го псалма поются покаянные тропари. На
Слава: Покаяния отверзи ми двери
(вместо: Молитвами апостолов). На И
ныне: На спасения стези (вместо:
Молитвами Богородицы). Затем: Помилуй мя.
Боже и Множество содеянных мною
лютых.
В основу первого тропаря - Покаяния отверзи ми
двери - положена притча о мытаре: из нее
заимствуются все сравнения для изображения покаянного
чувства. В основу второго тропаря - На спасения
стези - положена притча о блудном сыне; а в
основу третьего: Множество содеянных мною
лютых - предсказания Спасителя о Страшном суде. Как
видим, эти покаянные тропари тесно связаны с
Евангелием, которые читаются в подготовительные
воскресенья к Великому посту (о мытаре и Фарисее, о
блудном сыне и о Страшном суде).
Каноны: воскресный, Богородицы, Триоди и праздника
Сретения.
Поется катавасия праздника Сретения Сушу
глубородительную.
На 9-й песни поем Честнейшую.
Стихиры на хвалитех поются воскресные и
праздника Сретения, на Славу – стихира Триоди, на И
ныне – Преблагословенна еси.
Перед 1-м часом на Слава и ныне поется евангельская стихира
(5-я).
На Литургии:
Прокимен воскресный, глас 5: Ты Господи
сохраниши ны, и соблюдеши ны от рода сего и во век.
Стих: Спаси мя Господи, яко оскуде преподобный, и
праздника, глас 3, песнь Богородицы: Величит
душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе
Моем.
Аллилуарий воскресный, глас 5: Милости Твоя Господи во
век воспою, в род и род возвещу истину Твою усты
моими. Стих: Зане рекл еси: в век милость
созиждется, на небесех уготовится истина Твоя, и
праздника, глас 8: Ныне отпущаеши раба Твоего Владыко,
по глаголу Твоему с миром.
Вместо Достойно поется задостойник праздника
Сретения - припев: Богородице Дево, упование
христианом, покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих.
Ирмос: В законе сени и писаний (в тени и букве закона)
— (про)образ видим вернии: всяк мужеский пол,
ложесна разверзая, свят (посвящается) Богу. Тем (поэтому)
Перворожденное Слово, Отца Безначальна Сына, Первородящася
Материю неискусомужно, величаем. (Этот задостойник
поется на Литургии до отдания праздника Сретения).
Причастен воскресный Хвалите Господа с
небес, хвалите Его в вышних и праздника: Чашу
спасения прииму, и имя Господне призову.