(Рим. 2, 10-16; Мф. 4, 18-23). Позвал Господь Петра и Андрея, и они тотчас, оставя все, пошли за Ним. Позвал Он Иакова и Иоанна, и они тоже тотчас оставили все и пошли за Господом. Отчего же они так скоро и охотно пошли? Оттого, что увидели лучшее. Таков уж закон у нас в душе, что узнав и вкусив лучшее, она отвращается от худшего и бросает его. Тут совершается то же, что потом Господь изобразил в притче о сокровище, сокрытом на селе, и о бисере многоценном. Это сокровище и бисер - вера в Господа и общение с Ним по силе веры. Обладателями этого мы нарицаемся еще в крещении. Отчего же мы так мало ценим такое сокровище и, мало ценя, меняем на пустошь? Оттого, что во время воспитания не вводят нас во вкус этого сокровища, и оно становится чуждо нашему сердцу. Сердце наше не знает этого лучшего. Оно знает только, что из нехорошего меньше нехорошо и что больше, и на этом основывает свой взгляд. Тут и причина вся, отчего иных зовет Господь и они идут, а мы, и призванные, бежим от Него.
На Поместном Соборе Русской Церкви 1918 года восстановлено
древнее общее празднование памяти всех русских святых в
первое воскресенье Петрова поста после Недели всех святых.
Служба русским святым полна глубоких назидательных мыслей.
«Один за другим проходят чудные образы русских
святых, поразительных в духовной красоте, великих во всех
добродетелях. Русские святые, однажды воссиявшие, явились
светилами незаходимыми земли нашей, никогда не
меркнувшими, всегда сияющими ровным светом и являющимися
для нас — их потомков — верными помощниками,
от Христа нам дарованными, путь спасения нам
указующими» (см. светилен по 9-й песни канона).
Служба совершается по особой книге: «Служба всем
святым, в земли Российской просиявшим», изданной при
Патриархе Тихоне в 1918 году и переизданной Московской
Патриархией в 1946 году.
Об истории составления службы Всем
святым в земле Российской просиявших.
Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой
Всех святых, в земле Российской просиявших.
Текст
службы всем святым, в земле Российской просиявшим.
Песнопения всенощного бдения в
исполнении хора Сретенского монастыря (mp3).
На великой вечерне:
Стихиры на Господи воззвах поются воскресные и
русских святых, на
Славу стихира русских святых,
на И ныне - догматик текущего, 1-го
гласа.
Читаются три паремии русских
святых.
Совершается лития. На литии в молитве «Спаси,
Боже» поминает диакон избранных русских святых, в
молитве же Владыко, Многомилостиве поминает
предстоятель всех святых, в земли Российстей
просиявших.
Стихиры на стиховне – воскресные, на
Славу - стихира русских святых Новый доме Евфрафов, на
И ныне - Богородичен.
Существует обычай петь стихиры «Земле
Русская...», «Церковь Русская…»,
«Соборе святых русских…», «Новый
доме Евфрафов…» как одну
стихиру
(подряд, без стихов)
на Славу.
По Трисвятом – Богородице
Дево (дважды) и тропарь русских святых
(единожды).
На утрене:
Тропари на Бог Господь - воскресный
(дважды), Слава – тропарь русских святых, И
ныне – Богородичен воскресный.
Поется полиелей
и величание русским
святым.
По Евангелии — Воскресение Христово
видевше
единожды.
Каноны: воскресный, Богородицы и русских святых.
Катавасия Отверзу уста моя.
На 9-й песни поем Честнейшую
.
Стихиры на хвалитех поются воскресные и
русских святых, на Славу
– стихира евангельская 2-я,
на И ныне – Преблагословенна еси.
На Литургии:
Прокимен воскресный, глас 1: Буди,
Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.
Стих: Радуйтеся праведнии о Господе, правым
подобает похвала
и святым, глас 4: Святым,иже суть на
земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них.
Причастен воскресный Хвалите Господа с
небес, хвалите Его в вышних и святых: Благоволит
Господь в людех Своих и вознесет кроткия во спасение.