(Дея. 1, 1-12; Лк. 24, 36-53). Силу Вознесения Господня св. Павел выражает так: "восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам" (Еф. 4, 8). Удовлетворив правде Божией, Господь отверз для нас все сокровища благости Божией. Это и есть плен, или добыча вследствие победы. Начало раздаяния этой добычи человекам есть сошествие Святого Духа, Который, сошедши единожды, всегда пребывает в Церкви и каждому подает что кому потребно, беря все из того же единожды плененного плена. Приди всякий и бери. Но заготовь сокровище-хранительницу - чистое сердце; имей руки, чем брать - веру неразмышляющую, и приступи исканием уповающим и неотступно молящимся.
Праздник Вознесения Господня относится к числу подвижных
Господских праздников и совершается в
сороковой день по Воскресении Иисуса Христа, в день, в
который Господь вознесся на небо (Деян. 1, 1-12; Мк.
16, 12-19; Лк. 24, 50-52). Этот праздник всегда
проходится на четверг 6-й седмицы после Пасхи.
О празднике Вознесения Господня.
Празднование Вознесения восходит к самой глубокой
древности. Так, уже Апостольские Постановления
предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе
(кн. 5, гл. 18). Особенно важны в этом отношении
свидетельства св.Иоанна Златоуста и блаж. Августина. Первый называет
этот праздник важнейшим и великим и относит его к
разряду праздников, которые, подобно Пасхе и
Пятидесятнице, несомненно, установлены Апостолами.
Последний, упоминая о повсеместном чествовании
праздника по преданию, прямо усвояет ему апостольское
установление.
Каноны праздника написаны св. Иоанном Дамаскиным и св. Иосифом Песнопевцем. Кондак и икос
принадлежат св. Роману Сладкопевцу.
Бденная служба праздника Вознесения совершается по Триоди.
Текст службы Вознесения. Песнопения
Триоди Цветной.
На Великой вечерни
«Блажен муж...» не поется.
Стихиры на Господи воззвах – праздника
Читаются три паремии праздника 1, 2, 3.
Совершается лития
Стихиры на стиховне - праздника
По Ныне отпущаеши и Трисвятом трижды
поется тропарь
праздника.
Утреня
На Бог Господь поется тропарь
праздника (дважды), Слава и
ныне - тот же тропарь.
Поется полиелей.
После Евангелия поется Воскресение Христово
видевше (единожды).
Каноны праздника. Катавасия – св. Пятидесятницы
Божественным
покровен
На 9-й песни Честнейшую не поем, но поем припевы
Вознесения.
Стихиры на хвалитех – праздника.
На Литургии поются антифоны праздника.
Входный стих: Взыде Бог в воскликновении, Господь во
гласе трубне.
После малого входа – тропарь
праздника и кондак.
Поется Трисвятое.
Прокимен праздника, глас 7: Вознесися на небеса Боже,
и по всей земли слава Твоя. Стих: Готово сердце
мое Боже, готово сердце мое: воспою и пою во славе
моей.
Вместо Достойно поется задостойник праздника
– припев и ирмос 9-й песни канона Тя паче
ума
Причастен: Взыде Бог в воскликновении, Господь во
гласе трубне.
В конце Литургии вместо Видехом Свет Истинный в
период от Вознесения до отдания его поется тропарь
Вознесения.
Тропарь преподобного Никиты глас 4 Православным смыслом юношеская возжеления возненавидев/ и доблественныя нравы восприим, врага победил еси,/ и во благоразумии Богу угодил еси,/ и свыше от Него прием дар чудес,/ бесы прогоняти, недуги исцеляти,/ Никито преславне,// моли Христа Бога, да спасет души наша.
|
Кондак преподобного Никиты глас 8 Христа ради от твоих рабов нуждную смерть претерпел еси/ и венец нетления от Него восприял еси,/ приходящим же с верою от честнаго твоего гроба подаеши цельбы,/ о Никито преподобне,// молитвинниче о душах наших.
|
Тропарь преподобного Симеона глас 1 Пустынный житель, и в телеси Ангел,/ и чудотворец явился еси, богоносе, отче наш Симеоне,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.
|
Кондак преподобного Симеона глас 2 Вышняя желая, дольная отложив,/ и, яко небо, столп соделавый,/ тем облистал еси чудес зарею, преподобне,/ и Христу, всех Богу,// молишися непрестанно о всех нас.
|