Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English Српска
Архив RSS Карта сайта
ПРАВОСЛАВИЕ.RU Православный Календарь
ПРАВОСЛАВИЕ.RU карта сайтаПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ »  Календарь 2014





Рейтинг@Mail.ru


5 января ст.ст /
 18 января н.ст.
7 января ст.ст /
 20 января н.ст.
Старый стиль
6Январь
Воскресенье Новый стиль)
19Январь
Неделя 30-я по Пятидесятнице. Глас 5.
Поста нет.

Евангельские Чтения

Утр. - Мк., 2 зач., I, 9-11. Лит. - Тит., 302 зач., II, 11-14; III, 4-7. Мф., 6 зач., III, 13-17. На освящении воды: 1 Кор., 143 зач. (от полу́), X, 1-4. Мк., 2 зач., I, 9-11.

. Литургия св. Василия Великого.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский

Богоявление (Тит. 2, 11-14; З, 4-7; Мф. З, 13-17). Крещение Господа названо Богоявлением потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый : Бог Отец - гласом с неба, Бог Сын - воплотившийся - крещением. Бог Дух Святый - нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Бог Дух Святый от Отца исходит и в Сыне почивает а не исходит от Него. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Св. Духа, по благоволению Отца. Все таинства христианские сияют здесь божественным светом своим и просвещают умы и сердца с верою совершающих это великое празднество. Приидите, востечем умно горе , и погрузимся в созерцание этих таин спасения нашего, поя: во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение, - спасение тройчески нам устрояющее и нас тройчески спасающее.

Некоторые особенности богослужения

Бденная служба праздника Крещения Господня (Богоявления) совершается по Минее. Воскресная служба Октоиха отменяется.

Праздник Крещения Господня, или Богоявления, называется еще днем Просвещения и праздником Светов — от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением.

Описание события Крещения дано у всех четырех Евангелистов (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-23; Ин. 1, 33-34), а также во многих стихирах и тропарях праздника.

Литургическое освещение праздника.

История праздника.

Текст службы.

Песнопения праздника в mp3.

Всенощное бдение на праздник Крещения (как и на праздник Рождества Христова), в какой бы день седмицы он ни случился, состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. По Уставу, богослужение должно начинаться «при часе же 10-м нощи», т. е. по нашему счислению – в 4 часа утра (см. Типикон, 6 января). Перед его началом бывает благовест и трезвон во вся кампаны.

Чин великого повечерия – тот же, что и на Рождество Христово: великое повечерие оканчивается литией с переходом к утрени.

Великое повечерие состоит из 3-х частей. Каждая часть начинается чтением Приидите, поклонимся и завершается особой молитвой.

Великое повечерие совершается следующим образом. Священник с диаконом, облачившись, творят начало, как во все Господские праздники. Открываются царские врата, и диакон, подав священнику кадило, со свечой в руке выходит на солею, После возгласа священника: «Благословен Бог наш...» чтец читает обычное начало и прочее последование великого повечерия. В это время священник вместе с диаконом совершает полное каждение храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата закрываются.

После обычного начала читаются шесть псалмов: 4-й, 6-й, 12-й, и затем псалмы 24-й, 30-й и 90-й.

Хор поет С нами БогMP3.

Чтец читает прочие стихи (до 20-го стиха: Отец будущего века).

Хор припевает к каждому стиху: Яко с нами Бог и после конечного стиха заключает пением: С нами Бог.

Чтец: День прешед, Верую. Затем — Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных, Вся небесныя силы святых Ангел и Архангел молите и т.д.

Далее — Трисвятое по Отче наш.

Вместо тропарей: Просвети очи мои, Христе Боже и других хор поет тропарь праздникаMP3 (царские врата на время пения тропаря открываются).

Чтец: Господи, помилуй (40), Честнейшую и заключительную молитву св. Василия Великого: Господи, Господи.

К первой части примыкает краткая вторая часть повечерия.

Чтец: Приидите, поклонимся, псалмы: 50-й, 101-й и молитву Манассии, Трисвятое по Отче наш. Вместо тропарей: Помилуй нас, Господи, помилуй нас и других хор поет кондак праздникаMP3 (царские врата на время пения кондака открываются).

Чтец: Господи, помилуй (40), Честнейшую и заключительную молитву: Владыко Боже Отче Вседержителю.

Третья часть состоит из славословий и хвалы Богу и святым угодникам Божиим.  Чтец: Приидите, поклонимся, псалмы 69-й и 142-й, и читается вседневное славословие.

Затем бывает выход на литию при пении стихир праздникаMP3 (обычное окончание великого повечерия здесь опускается).

После литии – стиховные стихиры праздникаMP3. По Ныне отпущаешитропарь праздникаMP3 (трижды), благословение хлебов и псалом 33-й.

Утреня.

После шестопсалмия, на Бог Господьтропарь праздникаMP3 (трижды), затем – кафизмы и полиелейMP3.

По полиелее — величание: Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах ИорданскихMP3.

Степенна -1 антифон 4 гласа От юности моеяMP3.

Прокимен, глас 4: Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять. Стих: Что ти есть море, яко побегло еси? и тебе Иордане, яко возвратился еси вспять?MP3

По 50-м псалме вместо Молитвами поется: Слава: Всяческая днесь да возрадуются, Христу явльшуся во Иордане. И ныне — тот же стих. Помилуй мя, Боже и стихира по 50-м псалмеMP3.

Канонов два: св. Космы Маиумского — Глубины открыл есть дно и св. Иоанна Дамаскина — Шествует морскую волнящуюся бурю.

На 9-й песни Честнейшую не поем. Диакон с кадилом перед местным образом Божией Матери поет первый припев: Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу. Хор поет ирмос: Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице, обаче, Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу; Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем. (В русском переводе: Никакой язык (человеческий) не в силах восхвалить Тебя по достоинству, и даже горний (ангельский) ум недоумевает, как воспеть Тебя, Богородице: но Ты, как благая приими веру, а любовь нашу Божественную Ты знаешь: ибо Ты — Предстательница христиан, Тебя мы величаем).

Этот ирмос с указанным первым припевом 9-й песни является задостойником на литургии (до отдания праздника включительно).

К остальным тропарям как первого, так и второго канона 9-й песни поются свои припевы.

На хвалитех - стихиры праздникаMP3.

Поется Великое славословие, по Трисвятом - тропарь праздникаMP3.

В конце утрени – праздничный отпуст: Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.

Литургия святителя Василия Великого.

Поются антифоны праздникаMP3.

Входный стих — праздника: Благословен Грядый во Имя Господне, благословихом вы из дому Господня: Бог Господь, и явися нам. (Входный стих на литургии, по Уставу, должен петься, но обычно он возглашается диаконом. Входный стих является особенностью богослужения Господских двунадесятых праздников, а также служб Пасхи, Светлой седмицы, Сретения Господня и Понедельника Святого Духа.)

По входе — тропарь праздникаMP3. Слава, и нынекондак праздникаMP3.

Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся»MP3

Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен — праздника.

Вместо Достойно поется задостойникMP3 праздника — припев: Величай, душе́ моя и ирмос: Недоумеет всяк язык (и до отдания праздника).

По заамвонной молитве, по обычаю, – великое освящение воды, как в навечерие. (Чин великого освящения воды)

По традиции, по отпусте Литургии посреди церкви перед иконой праздника изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздникаMP3, Слава, и нынекондак праздникаMP3 и, по обычаю, величание. Во время целования Креста все окропляются святой водой.

Попразднство Крещения Господня бывает 8 дней – с 7 по 14 января. Во все дни попразднства — наряду со стихирами и каноном праздника (они поются первыми) – поются стихиры и канон святого Минеи. На литургии во все дни попразднства до отдания включительно (кроме воскресных дней) после входа поется Приидите, поклонимся с окончанием: Спаси ны, Сыне Божий, во Иордане крестивыйся, поющия Ти: Аллилуиа.

Молитвы

Тропарь Крещения Господня
глас 1
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,/ Тройческое явися поклонение:/ Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/ возлюбленнаго Тя Сына именуя,/ и Дух в виде голубине/ извествоваше словесе утверждение./ Явлейся Христе Боже// и мир просвещей, слава Тебе.
Кондак Крещения Господня
глас 4
Явился еси днесь вселенней,/ и свет Твой, Господи, знаменася на нас,/ в разуме поющих Тя:/ пришел еси и явился еси,// Свет Неприступный.
Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ нас ради ныне плотию крестившагося/ от Иоанна// в водах Иорданских.

Службы

Статьи на Православие.Ru

Евангелие о Крещении Господа

Святитель Николай (Велимирович)

В давние времена Господь обещал явиться во славе великой. Люди услышали — и забыли. Но Господь не забыл слова Своего. Ибо слова Господни подобны твердыням каменным, нерушимым. Господь обещал прийти; однако Он пришел не тогда, когда Он нам менее всего нужен, а тогда, когда Он нам нужен более всего.

Слово на Богоявление Господне

Святитель Иоанн Златоуст

Хочу, возлюбленные, праздновать и торжествовать, ибо святой день просвещения есть печать праздника и день торжества. Он запечатлевает Вифлеемский вертеп, где Ветхий денми, как младенец у груди матери, лежал в яслях; он же отверзает иорданские источники, где Тот же Ветхий денми крещается ныне с грешниками, даруя миру Своим пречистым телом оставление грехов.

Слово на Богоявление Господне

Святитель Димитрий Ростовский

Празднуя Богоявление Господне на водах Иорданских, припомним, что Господь Бог наш и прежде являлся над водами для того, чтобы сделать различные дивные дела. Так когда Он явился над водами Чермнаго моря, то «глубины скрыли все дно», и провел Своих людей посуху. Когда в ковчеге переходил через Иордан, то возвратил вспять воды этой реки: «Иордан, – сказано, – обратился назад» (Пс. 113:3). Наконец, вначале, когда Дух Божий носился «поверх воды», Бог создал небо, землю, птиц зверей, человека и вообще весь видимый мир.

Поучение на Богоявление

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Может быть, кто-нибудь скажет: «И хотелось бы мне послушать Сына Божия, но как достигнуть этого, когда уже протекло около двух тысяч лет с того времени, как Господь наш Иисус Христос пребывал на земле плотию, и проповедывал Свое всесвятое учение?» Достигнуть того, чтоб быть нам постоянно со Христом, непрестанно слышать сладчайший глас Его, питаться животворным учением Его, — очень удобно: Господь Иисус Христос и доселе пребывает с нами.

На Крещение Господне

Святитель Феофан Затворник

Князь мира обещает простор и жизнь, и силу и довольство. Но у него нет ни силы, ни свободы, ни довольства, а только призрак их – и обольщенные им имя только имеют, что живы, свободны и довольны, а на деле суть обуморенные, томимые лишениями рабы. Поспешите, братия, стяжать навык к различению всего этого при свете Богоявления и не увлечетесь тем, что именуется только светом, и миром, и силою, а не есть, но паче устремитесь к Тому, Иже есть путь, истина и живот, правда же, и освящение, и избавление.

Слово на Крещение Господне

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

«Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», то есть крестившиеся во имя Христа и Святыя Троицы облеклись во Христа духовно: в Его правду, святость, кротость, смирение, послушание, терпение, воздержание, – словом в Христово совершенство, в Христов образ, во всякую благодать Христову – в новаго человека, созданнаго по Богу в правде и преподобии истины (Ефес. 4:24). Облеклись ли мы во Христа? Спросим себя и размыслим о сем искренно.

Наше крещение

Священномученик Иоанн Восторгов

И Церковь Христова, руководясь духом заботливости и милости, по примеру древней Церкви, как было и велось непрерывно со времени святых апостолов, разрешает крестить младенцев. Ибо если ждать, когда ты будешь сознательно относиться к вере, то, пожалуй, и не дождешься времени крещения. Ведь сознательность отрока, юноши, мужа и старика различны; ведь область веры, наконец, никогда не может быть усвоена сознанием и умом человека. Крещение – это духовное рождение. Но ведь от человека никто не спрашивает и не требует, чтоб он сначала был сознательным, а потом бы родился от своей матери...

Слово на праздник Крещения Господня. О внутренней крещенской благодати

Архиепископ Серафим (Соболев)

Как возрождающая божественная сила, она стала царствовать внутри нашего существа, в самом сердце человека. До появления этой благодати, как учит великий из св. отцов Блаженный Диадох, в сердце царствовал грех, а благодать действовала совне. А после явления благодати грех действует на человека совне, а благодать – в сердце. В этом, между прочим, состоит различие между Ветхим и Новым Заветом.

Слово на Крещение Господне

Игумен Никон (Воробьев)

Что же происходит в таинстве Крещения? В нем наступает смерть ветхого, греховного человека. Поэтому если человек во взрослом состоянии с верою и покаянием принимает таинство Крещения, то прощаются ему и первородный грех, и его собственные грехи. Человек из купели выходит как Ангел Божий. Есть множество примеров, когда действие таинства Крещения на окружающих и самого крестившегося было очевидным.

Проповедь в праздник Святого Богоявления

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

И теперь мы не можем сказать, что не знаем Бога. Конечно, наши знания безгранично слабы, наши знания безгранично недостаточны перед безграничным могуществом Бога. Но, тем не менее, эти знания дают нам возможность осуществить нечто очень важное в нашей жизни, потому что Сын Божий пришел в мир и говорил нам, а значит, мы можем сказать, что знаем мысли Бога – по крайней мере, Его мысли о человеке.

Крещение Господне

Протоиерей Андрей Ткачев

Мы, со склянками и баклажками пришедшие во множестве, словно измученные жаждой и добравшиеся до водопоя, что услышим сердцем? Пришедши за водой, примем Дух, а вместе с Духом – страх ко исправлению. Представим, что нам, а не кому-то другому, сказано устами Иоанна: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния». И да не подумаем говорить в себе: «Мы-де право веруем. Мы хорошие. Мы, мол, ничего такого…»

Крещение Господне: традиции и путь богоуподобления

Зачастую в народном сознании празднование того или иного великого церковного праздника ассоциируется не столько с богослужением, сколько с «гастрономическо-развлекательными мероприятиями». Не исключение и праздник Крещения Господня. Многие христиане считают достаточным в этот день прийти в церковь только для того, чтобы набрать про запас Крещенской воды, или пойти искупаться в ближайшей проруби. Достаточно ли этого? Как с настоящей духовной пользой встретить Крещение Господне христианину, семье, стране?

Крещение Господне: иконы и фрески

Образы Богоявления, появившиеся уже в первые века христианства, запечатлевали не только Крещение Спасителя во Иордане от Иоанна Предтечи, но, прежде всего, явление миру воплотившегося Сына Божия как Одного из Лиц Святой Троицы, о Котором свидетельствуют Отец и Святой Дух, сошедший на Христа в виде голубя.

Поэтический перевод второго канона Богоявления

Диакон Владимир Василик

Вниманию читателей предлагается поэтический перевод второго канона Богоявления, максимально приближенный к оригиналу. Выполнен по греческой Минее Афинского издания (Μηναια Ιανουαριου. Αθηναι, 1993. Σ. 179-186).

Гимн на Богоявление преподобного Ефрема Сирина

Диакон Владимир Василик

Мысль преподобного Ефрема спускается с небес на землю, чтобы сосредоточиться на глине, брении, в которое вернулся Адам и которое взял Христос, чтобы вернуть очи слепому. И от этого пункта начинается обратное движение – вновь к небесам, к возвращенному небесному отечеству, когда возводятся «души вместе с телами».

Два святителя – как три святителя

Диакон Павел Сержантов

Наши предпочтения… Ну, как без них обойтись? Они относятся и к бытовой стороне жизни, и к самой возвышенной стороне – религиозной. За последние годы приходится все чаще слышать, что святитель Игнатий Брянчанинов для православных предпочтительнее святителя Феофана Затворника. В степени предпочтения есть варианты. Наиболее радикальный: святителя Феофана вообще игнорируют, а святителя Игнатия объявляют «необходимым и достаточным» выразителем для всей святоотеческой традиции. Более умеренные варианты святителю Игнатию дают статус учителя, а святителю Феофану – ученика.

Сайты храмов:

© ПРАВОСЛАВИЕ.RU