Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English Српска
Архив RSS Карта сайта
ПРАВОСЛАВИЕ.RU Православный Календарь
ПРАВОСЛАВИЕ.RU карта сайтаПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ »  Календарь 2014





Рейтинг@Mail.ru


3 января ст.ст /
 16 января н.ст.
5 января ст.ст /
 18 января н.ст.
Старый стиль
4Январь
Пятница Новый стиль)
17Январь
Седмица 30-я по Пятидесятнице. Глас 4.
Поста нет.

Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПредпразднство Богоявления. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСобор 70-ти апостолов: Иакова, брата Господня, Марка и Луки евангелистов, Клеопы, Симеона, Варнавы, Иосии (Иуста), Фаддея, Анании, первомч. архидиакона Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена, Тимофея, Тита, Филимона, Онисима, Епафраса, Архиппа, Силы, Силуана, Крискента, Криспа, Епенета, Андроника, Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия, Аристовула, Родиона (Иродиона), Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия, Лина, Гаия, Филолога, Лукия, Иасона, Сосипатра, Олимпа (Олимпана), Тертия, Ераста, Куарта, Евода, Онисифора, Климента, Сосфена, Аполлоса, Тихика, Епафродита, Карпа, Кодрата, Марка, Зины, Аристарха, Пуда, Трофима, Марка, Артемы, Акилы, Фортуната и Ахаика, Дионисия Ареопагита и Симеона Нигера. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп.Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского (800). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Евстафия I, архиеп. Сербского (ок. 1285).

Прмч. Зосимы, пустынника Киликийского и мч. Афанасия комментарисия (III-IV). Прп. Ахилы, диакона Печерского (XIV).

Сщмчч. Александра, Стефана и Филиппа пресвитеров (1933). Сщмч. Николая пресвитера (1939). Сщмч. Павла пресвитера (1941).

Евангельские Чтения

На 1-м часе: Деян., 33 зач., XIII, 25-32. Мф., 5 зач., III, 1-11. На 3-м часе: Деян., 42 зач., XIX, 1-8. Мк., 1 зач., I, 1-8. На 6-м часе: Рим., 91 зач., VI, 3-11. Мк., 2 зач., I, 9-15. На 9-м часе: Тит., 302 зач., II, 11-14; III, 4-7. Мф., 6 зач., III, 13-17.

. Литургии не положено.

Некоторые особенности богослужения

Поскольку в этом году Сочельник приходится на субботу, то Великие часы совершаются в пяток и литургии в этот пяток не бывает. К последованию часов навечерия присоединяется чин изобразительных. Вечерня совершается в свое время.

Навечерие Богоявления. Великие часы. Текст службы

Навечерие Богоявления. Песнопения праздника

Богоявление Текст службы.

Великие (Царские) часы.

Последование часов навечерия с присоединением к ним чина изобразительных совершается отдельно от утрени (по Уставу, «в начале 2-го часа», т. е., по нашему счету времени, около 8 часов утра).

Название «царские» эти часы получили только на Руси. Это было связано с их особой торжественностью, а также с византийским обычаем присутствия императора во время их совершения; византийскую традицию продолжали московские цари. Между тем в старых Типиконах такого названия не было. Поэтому более верным и согласным с древними Уставами было бы название часов «великими».

Великие часы совершаются при открытых царских вратах.

Священник в епитрахили, фелони и поручах, с Евангелием в руках (в предшествии свещеносца и диакона в облачении, с кадилом и свечой) выходит из алтаря через царские врата к поставленному посреди церкви прямо против царских врат аналою. Обойдя вокруг аналоя, свещеносец ставит свечу с его восточной стороны. Иерей, положив Евангелие на аналой, произносит начальный возглас 1-го часа: «Благословен Бог наш...».

Чтец читает обычное начало и псалмы 1-го часа. К обычному 5-му псалму прибавляются два особых — 22-й и 26-й, в них Господь, принявший Крещение, изображается Пастырем, Который, по предречению Давида, «пасет мя и ничтоже мя лишит». Господь – «просвещение мое и Спаситель мой…».

С началом чтения псалмов иерей, в предшествии диакона со свечой, совершает каждение окрест Евангелия, затем кадит алтарь, иконостас, весь храм и народ.

По окончании 26-го псалма читается или поется тропарь предпразднстваMP3.

После Богородична часа Что Тя наречем, о Благодатная хор поет особые тропари праздника со стихамиMP3.

Тропари указывают на разделение вод Иордана Елисеем милотию пророка Илии как на прообраз истинного Крещения Христа в Иордане, Которым естество водное освятилось и во время которого Иордан остановил свое естественное течение. В последнем тропаре описывается трепетное чувство святого Иоанна Крестителя, когда к нему пришел креститься Господь.

По исполнении тропарей поется прокимен, глас 4: И возгреме с Небесе Господь, и Вышний даде глас. Стих: Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя: Господь утверждение мое.MP3

Читаются паремия, Апостол и Евангелие.

В паремии 1-го часа словами пророка Исаии Церковь возвещает о духовном обновлении верующих в Господа Иисуса Христа (Ис. 25). Апостол и Евангелие возвещают о Предтече и Крестителе Господнем, свидетельствовавшем о вечном и Божественном величии Христа (Деян. 13, 25-32; Мф. 3, 1-11).

По окончании Евангелия чтец читает тропари Стопы моя направи и Да исполнятся уста моя, и далее как обычно.

После Трисвятого читается или поется кондак предпразднстваMP3.

На 3-м часе в особых псалмах — 28-м и 41-м — пророк изображает могущество и власть крестившегося Господа над водой и всеми стихиями мира:

«Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии...»

К этим псалмам присоединяется и обычный, 50-й псалом. В тропарях часа раскрываются переживания Иоанна Крестителя — трепет и страх при Крещении Господа — и явление в этом великом событии тайны Троичности Божества.

Во время чтения псалмов 3-го часа иерей с диаконом (по Уставу — диакон) совершают малое каждение храма: кадят окрест Евангелие, иконостас, предстоятеля и молящихся.

Читается или поется тропарь предпразднстваMP3.

После Богородична часа Богородице, Ты еси лоза истинная хор поет особые тропари праздника со стихамиMP3.

По исполнении тропарей поется прокимен, глас 6: Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася. Стих: Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми.MP3

Читаются паремия, Апостол и Евангелие.

В паремии мы слышим голос пророка Исаии, предвозвещающий духовное возрождение через крещение и призывающий к принятию этого таинства: «Измыйтеся, и чисти будете» (Ис. 1, 16-20). Апостол повествует о различии крещения Иоаннова и крещения во Имя Господа Иисуса (Деян. 19, 1-8), а Евангелие — о Предтече, уготовлявшем путь Господу (Мк. 1, 1-3).

По окончании Евангелия чтец читает тропарь Господь Бог благословен и далее как обычно.

После Трисвятого - кондак предпразднстваMP3.

На 6-м часе в псалмах 73-м и 76-м царь Давид пророчески изображает Божественное величие и всемогущество Пришедшего креститься в образе раба:

«Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса. Видеша Тя воды, Боже, и убояшася: смятошася бездны».

Присоединяется и обычный, 90-й псалом часа. В тропарях содержится ответ Господа Крестителю на его недоумение по поводу Христова самоуничижения и указывается на исполнение пророчества Псалмопевца о том, что река Иордан останавливает свои воды при вхождении в нее Господа для Крещения.

Во время чтения псалмов 6-го часа иерей с диаконом (по Уставу — диакон) совершают малое каждение храма, как на 3-м часе.

По окончании 90-го псалма читается или поется тропарь предпразднстваMP3.

После Богородична часа Яко не и́мамы дерзновения .хор поет особые тропари праздника со стихамиMP3.

По исполнении тропарей поется прокимен, глас 4: В мори путие Твои, и стези Твоя в водах многих. Стих: Глас грома Твоего в колеси.MP3

Читаются паремия, Апостол и Евангелие.

В паремии говорится о том, как пророк Исаия созерцает благодать спасения в водах крещения и призывает верующих к усвоению ее: «Почерпите воду с веселием от источник опасения» (Ис. 12). Апостол внушает крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновлении жизни (Рим. 6, 3-12). Евангелие благовествует о явлении Святой Троицы при Крещении Спасителя, о сорокадневном Его подвиге в пустыне и начале проповеди Евангелия (Мк. 1, 9-15).

По окончании Евангелия чтец читает тропарь Скоро да предварят и далее как обычно.

После Трисвятого - кондак предпразднстваMP3.

На 9-м часе в псалмах 92-м и 113-м пророк возвещает о царском величии и всемогуществе крестившегося Господа. Третий псалом часа – обычный, 85-й.

Во время чтения псалмов 9-го часа иерей с диаконом (по Уставу — диакон) совершают каждение всего храма, как на 1-м часе.

По окончании 85-го псалма читается или поется тропарь предпразднстваMP3.

После Богородична часа Иже нас ра́ди рожде́йся хор поет особые тропари праздника со стихамиMP3.

Канонарх (по Типикону — диакон) читает возгласно стихиру Руку твою прикоснувшуюся (творим три малых поклона). По окончании стихиры иерей или диакон возглашает многолетия. 1-е прошение: «Великому Господину...», 2-е прошение: «Всем православным христианом...». На каждое прошение хор поет: Многая лета (трижды). Если служба совершается в монастыре, то к двум указанным прошениям прибавляется третье: «Спаси, Христе Боже, преподобнаго отца нашего игумена...», в этом случае хор начинает петь со слов Спаси, Христе Боже, поется это песнопение также трижды.

По окончании многолетия оба хора на Слава, и ныне поют стихиру Руку твою прикоснувшуюсяMP3.

Поется прокимен, глас 3: Господь просвещение мое, и Спаситель мой, кого убоюся? Стих: Господь защититель живота моего, от кого устрашуся?MP3

Читаются паремия, Апостол и Евангелие.

Словами паремии пророк Исаия изображает неизреченное милосердие Божие к людям и благодатную для них помощь, явленную в Крещении (Ис. 49, 8-15). Апостол возвещает о явлении благодати Божией, «спасительной всем человеком», и обильном излиянии на верующих Святого Духа (Тит. 2, 11-14; 3, 4-7). Евангелие повествует о Крещении Спасителя и Богоявлении (Мф. 3, 13-17).

По прочтении Евангелия иерей в предшествии диакона вносит Евангелие в алтарь, осенив им, согласно обычаю, народ крестообразно с амвона. Диакон затворяет царские врата, завеса же остается открытой до отпуста изобразительных (в некоторых храмах завеса закрывается и вновь отверзается с началом изобразительных).

Чтец читает тропарь Не предаждь нас до конца и далее как обычно.

После Трисвятого - кондак предпразднстваMP3.

По заключительной молитве 9-го часа читаются изобразительны.

Молитвы

Тропарь преподобнаго Ахилы, диакона Печерскаго,в Дальних пещерах почивающаго
глас 8

Постническое житие облобызав/ и многими труды от младых ногтей себе обложив,/ на степень диаконства произведен быв, всечестне, / в коем служил еси в церкви Божия Матере непорочне, / Ейже молися, / во еже спастися душам нашим.

Кондак преподобнаго Ахилы, диакона Печерскаго,в Дальних пещерах почивающаго
глас 2

Велие имел еси воистинну воздержание, славне, / и многое показал еси лощение, о Ахило, / зане едва единою в седмицы,/ и се едину малу просфору снедаше/ и бденным стоянием к Нему выну дручашеся,/ тем тя, яко постника и преподобным сообщника/ чтуще, ублажаем.

Тропарь святителя Евстафия, архиепископа Сербского
глас 4

Избран от Бога, возлюблен от людей, / архиереов Божественная красото, / отче Евстафие, Ангелов сослужителю, / таин же Божественных проповедатель был еси,/ темже моли Христа Бога со всеми святыми / избавится от всяких зол / молитвами твоими, блаженне, / и спастися нам, / чтущим любовию святую память твою.

Кондак святителя Евстафия, архиепископа Сербского
глас 6. Подобен: Еже о нас:

Свыше благодать прием от Бога, / во святительское подобие облеклся еси/ и от уст твоих благочестно всех научил еси покланятися Троице Единосущней. / Темже память твою чтуще,/ прославляем Бога, прославльшаго тя.

Тропарь апостола Фаддея
глас 2

Днесь Едес град веселится,/ прием тобою Крещения баню,/ и Авгарь, страстей пременен, твою память славит./ С нимиже поем и мы:/ веселия духовнаго исполни живот наш/ и страсти исцели,/ Фаддее апостоле, молитвами твоими.

Ин тропарь апостола Фаддея, общий
глас 3

Апостоле святый Фаддее,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.

Службы

Статьи на Православие.Ru

Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне 29-й Недели по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом

29 декабря 2013 г. / 11 января 2014 г. Суббота 29-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:29:54 мин. Размер 108 Mb)

Слово в день памяти святого апостола и евангелиста Луки

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Апостол Лука был многолетним спутником апостола Павла; вместе с ним он исходил пешком всю Малую Азию, прошел пешком много сотен километров. Зачем? Затем, чтобы везде и всюду проповедовать о Христе, обращать ко Христу язычников и неверующих иудеев, устраивать везде и всюду Церковь Христову, поставлять епископов, устраивать епархии.

Слово в день памяти святого Апостола и евангелиста Луки

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

Пытливый, умный юноша, одну за другой перелистывал он страницы человеческой премудрости. Он мог стать знаменитым оратором или писателем, врачом или художником, мог достичь в Антиохии богатства и почестей. Но к удивлению всех знавших его святой Лука пренебрег «блестящей карьерой», покинул родственников и друзей, оставил родной город и ушел в Галилею – на поиски явившегося там Учителя праведности.

Святой апостол Клеопа

В тот же вечер, достигнув Еммауса, они собрались для трапезы. И как в день Тайной вечери, Господь взял хлеб, благословил и подал им. Тогда глаза их открылись, и они узнали Спасителя. Но Христос стал невидим, свидетельствуя грядущим поколениям, что Его присутствие в Евхаристии есть истинный знак Воскресения.

Святой апостол первомученик и архидиакон Стефан

Святой мученик встретил смерть с радостью и душевным спокойствием. И при последнем издыхании он успел произнести, подобно поднятому на Крест Иисусу, слова наивысшей любви к своим врагам: «Господи! не вмени им греха сего».

Преемник первоверховного апостола

Диакон Павел Сержантов

Вопрос о том, кто из апостолов займет место по правую руку Христа, возник еще до крестных страданий Спасителя. Сам Христос решил его так: «Кто хочет быть первым, тот пусть будет последним из всех и всем слугой» (Мк. 9:.35). Несмотря на это, отдельные христиане претендовали на высший авторитет в общинах единоверцев и в подкрепление претензий именовали себя: мы – Петровы или мы – Павловы. Похоже, они властно обозначали свое преемство: «Мы напрямую связаны с верховным апостолом. Старший из нас является его полномочным представителем. Даст Бог, станет и его преемником. Мы посмотрели, как живет ваша община, выслушайте же наши нарекания и распоряжения».

Святой апостол Тимофей

Апостол Тимофей был посланником святого Павла и действенным орудием благодати в управлении Божиими Церквами, в исправлении нравов и хранении доброго залога.

Святой апостол от 70-ти Тит, епископ Гортинский

Когда ему было 20 лет, он услышал голос с неба, сказавший ему: «Тит, тебе нужно покинуть это место и отправиться в Иерусалим, чтобы найти спасение души, потому что языческая мудрость не может принести ничего полезного».

Святой апостол от 70-ти Онисим

Онисим не просто был безучастен к боли, но, казалось, даже испытывал радость в этом испытании. Через восемна­дцать дней, видя, что твердость святого в заключении и при пытках привлекает к нему расположение язычников, ти­ран выслал Онисима в город Путеолы, недалеко от Неаполя. Несмотря на запрет властей, Онисим сразу же начал проповедовать Евангелие — и вскоре многие его слушатели обра­тились в христианство.

Преподобномученик Зосима и мученик Афанасий Комментарисий

Благодать Божия хранила святого Зосиму невредимым в истязаниях, которым подвергся подвижник. А когда его подвесили за ноги, один из львов, живший с ним в пустыне, внезапно возник посреди стадиона и исповедал человеческим голосом Божество Христа.

Сайты храмов:

© ПРАВОСЛАВИЕ.RU